ЭКОНОМИКАИНТЕРВЬЮ– В прошлом году рост российского рынка новых легковых автомобилей составил 11%. Компания «Вольво» от него отставала. – Что касается 2005 года, то основной рост пришелся на последний квартал. Если сравнить его с аналогичным периодом 2004-го, рост составил более 50%. Активная маркетинговая политика, основы которой заложены в прошлом году, способствует расширению продаж в текущем. Мы повысили стандарты работы дилеров, пересмотрели цены на ключевые модели и выработали новую рыночную стратегию. – Какое самое выгодное предложение делает сейчас «Вольво»? – У нас есть хорошие предложения на модели в разных сегментах – например, S40 за $22 900. Это отличная цена для премиум-класса. S60 – очень сильный игрок на рынке. У нас вполне конкурентоспособные цены на обе машины с индексом ХС70 и ХС90. Седан S80 снимают с производства, но на прощание подготовили по нему несколько привлекательных предложений от $43 000. Машина из ограниченной серии Diamond Collection уже имеет автоматическую коробку передач, окраску металлик и ряд опций, оптимальных для наших клиентов. – Когда мы увидим в продаже новую S80? – В конце августа покажем ее на Московском международном салоне, и сразу после выставки автомобиль появится у большинства дилеров. Цена будет привлекательной как в сравнении с ценами конкурентов, так и по отношению к предшественнице. – При появлении S40 на рынке ее цена, несмотря на все достоинства автомобиля, оказалась слишком высока. Не опасаетесь ли, что подобная участь постигнет новую S80? – Нет. Думаю, вы знаете, что ситуация в компании с 2002 по 2005 год сложилась довольно непростая, то и дело менялись люди. В таких условиях проводить единую стратегию продаж и маркетинга было практически невозможно. Мы извлекли урок из опыта, связанного с S40. Представляя новую S80, конечно, привезем в Россию са-«ВОЛЬВО» ВЫБИРАЮТ УМОМВ сегменте «премиум» на российском рынке разгораются нешуточные страсти. «Ауди», БМВ, «Мерседес», «Вольво» подходят к 10-тысячному рубежу продаж. Главный редактор Петр Меньших беседует с главой представительства «Вольво» в России г-ном Дейвидом ТОМАСОМ.Дейвид ТОМАС (David Thomas)Родился в 1962 году в Великобритании, имеет степень бакалавра в бизнес-администрировании. Работал в британских отделениях «Мерседес-Бенц», «Фольксваген», БМВ. В «Вольво» с 1995 года, отвечал за развитие дилерской сети в Великобритании и Ирландии. С октября 2005 года – представитель «Вольво» в России.144 За рулем 07/2006 ИНТЕРВЬЮмые дорогие комплектации – мощные и роскошные машины. А несколько позже, обратив внимание на автомобиль, предложим его варианты в разных ценовых категориях. – Кто ваш основной конкурент? – Полагаю, самый близкий к нам бренд – «Ауди». И по модельному ряду, и по тому, как эта марка позиционирует себя на рынке. Следом идут «Лексус», БМВ и «Мерседес». Если говорить о марках, стремящихся закрепиться в премиумклассе, это «Тойота» и «Ниссан». Здесь наша задача – не конкурировать впрямую, а заинтересовать покупателей машинами сопоставимых характеристик премиумкласса – такими, как S40 и S60. – В чем, на ваш взгляд, привлекательность «Вольво»? – Мы – шведская марка и таковой остаемся. Мы не можем себе позволить стать шведским БМВ или шведским «Мерседесом». Мы с гордостью храним верность маркe, у которой есть свои традиции, свой стиль и дизайн. Я также считаю, что бренд отличается особенным «интеллектом». Отчасти поэтому «Вольво» не гонится за какими-то маркетинговыми ходами, характерными для бюджетных марок. Наш автомобиль выбирают умом, рационально приходя к той или иной модели. Вот почему нас вполне устраивает, что «Вольво» называют семейным брендом. Так и есть: мы делаем автомобили для современных семей, будучи привлекательны и для индивидуалов. – Каким вы видите российского покупателя «Вольво»? – Я думаю, он хорошо зарабатывает и разумно подходит к выбору машины. При этом ценит качество, экологичность и безопасность. Особенно с учетом высокой аварийности на российских дорогах. – Какова самая низкая и самая высокая цена «Вольво» в России? Что если я бы задумал купить у вас самый дешевый автомобиль? – В категории «премиум» неправомерно обсуждать дешевые машины. Самая доступная – S40 с двигателем 1,6. Самый дорогой – ХС90 в комплектации «Экзекьютив» стоит приблизительно 90 тысяч долларов США. – Расскажите немного о новинках компании. – Уже в июле у дилеров появятся обновленные версии S60 и XC90. В сентябре – новый S80. А весной следующего года – новая модель «Вольво-С30» – трехдверный компактный хэтчбек. Мы начнем продажу С30 весной 2007 года, выйдя в абсолютно новый для нас, но очень интересный сегмент. Здесь наши основные конкуренты – БМВ 1-й серии и «Мини-Купер». По некоторым прогнозам спрос на небольшие дорогие автомобили должен возрасти вдвое. – И что, цена нового С30 не опустится ниже, чем известных моделей? – Нет, эта модель будет дешевле S40. – А как развиваются сервисные центры и дилерская сеть? – У нас очень амбициозные планы, особенно в регионах. В 2005 году у «Вольво» было 25 дилеров в России. Сегодня сеть насчитывает 31. До конца года их станет 35. А к концу 2007-го откроем еще 11 центров. Огромный потенциал заключен в регионах. Важно, чтобы дилерские центры полностью отвечали предъявляемым нами требованиям. – Бывший глава «Вольво» г-н Олсен обещал, когда продажи достигнут 10 тысяч машин, задуматься над строительством завода. Допустим, в этом году мы прогнозируем «Вольво» 10 тысяч… – Благодаря «Форду» здесь заложены хорошие основы для работы. В частности, создана богатая инфраструктура в Санкт-Петербурге. Поэтому, когда мы увидим реальную необходимость производить автомобили в России, в нашем распоряжении будут большие мощности и мы сможем ими грамотно распорядиться. – Вы долго работали в Великобритании. В этой стране нет теперь ни одной национальной компании, однако автомобильная атмосфера там вполне здоровая. Может и для России стал бы оптимальным такой путь – поскорее избавиться от собственного малоэффективного производства и отдать предпочтение зарубежным машинам? – Конечно, пора признать, что автоиндустрия стала интернациональной. Объем импорта автомобилей в Россию будет увеличиваться, вместе с тем расширится локализация производств. На фоне застоя российских производителей спрос на иномарки продолжит расти. Автомобильным компаниям, ориентированным на сбыт только на российском рынке, все сложнее конкурировать с международными брендами. Судя по тому, как быстро здесь сокращается доля отечественной продукции, очевидно, что долго так продолжаться не может. То есть Россия в этом смысле уже довольно близка к тому пути, которым пошла Великобритания.