98
99
100
102
АВТОМОБИЛИСПЕЦТЕСТ «ДОКАТКА»ЭХ, ДОКАЧУСЬ!Ю рийН еч етов , Се р ге йВоскре се нский . Ф ото : К онстантинЯкубов’ «Докатка» 125/85R16 намного уже и чуть меньше по диаметру, чем штатное колесо 195/65R15.98За рулем 08/2006 СÓÒ‰ ÍÛÔËÎ «îÓÍÛÒ»-ı˝Ú˜·ÂÍ. ç ‡‚ÚÓÏÓ·Ëθ – Ϙڇ! åÓÚÓ ‰‚‡ ÎËÚ‡, ÍÓÏÔÎÂÍÚ‡ˆËfl ·Ó„‡Ú‡fl, ͇ڇÈÒfl Ë ‡‰ÛÈÒfl. é‰Ì‡ ÔÓ·ÎÂχ – ·‡„‡ÊÌËÍ ÒÓ‚ÒÂÏ ÍÓıÓÚÌ˚È. é͇Á˚‚‡ÂÚÒfl, ˝ÚÓ ·Â‰‡ ÔÓÔ‡‚Ëχfl. ä‡ÍÓÈ ˆÂÌÓÈ? ê‡Á·ÂÂÏÒfl ̇ ‡‚ÚÓÔÓÎË„ÓÌÂ!ВЫИГРЫШ В САНТИМЕТРАХ И ЛИТРАХëÓ‚ÂÏÂÌÌ˚ ·ÂÒ͇ÏÂÌ˚ ÍÓÎÂÒ‡ ‚ÂҸχ ÊË‚Û˜Ë Ë Ï‰ÎÂÌÌÓ ÚÂfl˛Ú ‰‡‚ÎÂÌË ÔË ÔÓÍÓÎÂ, ‰‡ Ë ‰ÓÓ„Ë ÒÚ‡ÌÓ‚flÚÒfl ÎÛ˜¯Â, ‡ ÒÂ‚ËÒ ‡Á‚Ë‚‡ÂÚÒfl. èÓ˝ÚÓÏÛ ‚Ò ·Óθ¯Â ΄ÍÓ‚˚ı ‡‚ÚÓÏÓ·ËÎÂÈ Ò̇·ÊÂÌ˚ ÍÓÏÔ‡ÍÚÌÓÈ «‰Ó͇ÚÍÓÈ» ‚ÏÂÒÚÓ ÔÓÎÌÓ‡ÁÏÂÌÓ„Ó Á‡Ô‡ÒÌÓ„Ó ÍÓÎÂÒ‡ – ˝ÚÓ ÔÓÁ‚ÓÎflÂÚ Û‚Â΢ËÚ¸ Ó·˙ÂÏ ·‡„‡ÊÌË͇ Ë ‚˚Ë„‡Ú¸ ÌÂÒÍÓθÍÓ ÍËÎÓ„‡ÏÏÓ‚. Ç ÔÓÒΉÌ ‚ÂÏfl Ë ‚Ó‚Ò ÒÚ‡ÎË ÓÒÚ‡‚ÎflÚ¸ Î˯¸ ÂÏÍÓÏÔÎÂÍÚ ËÎË ËÒÔÓθÁÓ-‚‡Ú¸ ÔÓÍ˚¯ÍË, ÔÓÁ‚ÓÎfl˛˘Ë Âı‡Ú¸ ÔË ÔÓÎÌÓÈ ÔÓÚÂ ‰‡‚ÎÂÌËfl. çÓ ÚÓ Ó·˘ÂÏËÓ‚˚ ÚẨÂ̈ËË, ‡ ‚ êÓÒÒËË Ô‰ÔÓ˜ÚÂÌËfl ËÌ˚Â. ëΉÛfl ËÏ, ‡‚ÚÓÏÓ·ËÎË Ò ÏÂÎÍÓÈ Ì˯ÂÈ ÔÓ‰ «‰Ó͇ÚÍÛ» ÌÂ‰ÍÓ ÍÓÏÔÎÂÍÚÛ˛Ú ÔÓÎÌÓˆÂÌÌ˚Ï Á‡Ô‡ÒÌ˚Ï ÍÓÎÂÒÓÏ, ‚˚‡‚ÌË‚‡fl ÔÓÎ ·‡„‡ÊÌË͇ ÔÂÌÓÔ·ÒÚÓ‚˚ÏË ‚Í·‰˚¯‡ÏË. í‡ÍÓ‚˚, ‚ ˜‡ÒÚÌÓÒÚË, «ÙÓÍÛÒ˚», Û ÍÓÚÓ˚ı ÚÓ΢Ë̇ ‚Í·‰˚¯ÂÈ ‡ÒÒ˜Ëڇ̇ ̇ Á‡Ô‡ÒÌÓ ÍÓÎÂÒÓ 205/55R16 – ‚ Ò‰‡Ì 60 ÏÏ, ‡ ‚ ı˝Ú˜·ÂÍÂ Ë ‚Ó‚Ò 130 ÏÏ (Û ÛÌË‚Â҇· Ì˯‡ „ÎÛ·Ó͇fl). Ç ËÚÓ„Â Ó·˙ÂÏ ÒÓÍ‡˘ÂÌÌ˚ı ÓÚÒÂÍÓ‚ ÒÓÒÚ‡‚ÎflÂÚ 404 Î Û Ò‰‡Ì‡ Ë 260 Î Û ı˝Ú˜·Â͇. å‡ÎÓ‚‡ÚÓ? ñÂ̇ ‚ÓÔÓÒ‡ – 4600 Û·., ‚Ó ÒÚÓθÍÓ Ó·ÓȉÂÚÒfl «‰Ó͇Ú͇» ‡ÁÏÂÌÓÒÚË 125/85R16, ÔӉӷ̇fl ÚÓÈ, ÍÓÚÓÓÈ ÍÓÏÔÎÂÍÚÛ˛Ú «îÓ‰-îÓÍÛÒ ë-max». é̇ ÔÓÁ‚ÓÎËÚ Û·‡Ú¸ ‚Í·‰˚¯Ë Ë Û‚Â΢ËÚ¸ Ó·˙ÂÏ ‰Ó 464 Ë 340 Î, ÒÓÓÚ‚ÂÚÒÚ‚ÂÌÌÓ.ÇÔÓ˜ÂÏ, ‰Îfl ı˝Ú˜·Â͇ ‚ÓÁÏÓÊÂÌ Ë ÔÓÏÂÊÛÚÓ˜Ì˚È ‚‡ˇÌÚ, ÔË ÍÓÚÓÓÏ Ó·˙ÂÏ ÒÓÒÚ‡‚ËÚ ÓÍÓÎÓ 300 Î. ÑÂÎÓ ‚ ÚÓÏ, ˜ÚÓ Ì˯‡ Á‰ÂÒ¸ ÔÓ ‰Ë‡ÏÂÚÛ ˜ÛÚ¸ ÏÂ̸¯Â – ·Óθ¯Ó ÍÓÎÂÒÓ, ÛÔË‡flÒ¸ ‚  ÍÓÌ˘ÂÒÍË ÒÚÂÌÍË, Ì ‰ÓÒÚ‡ÂÚ ‰Ó ‰Ì‡ ͇ÍËı-ÚÓ 10–15 ÏÏ. äÓÌÒÚÛÍÚÓÒÍËÈ ÔÓÒ˜ÂÚ ËÒÔ‡‚ËÎË Ò Á‡Ô‡ÒÓÏ Ë ÛÎÓÊËÎË ‚ ÌË¯Û ÔÂÌÓÔ·ÒÚÓ‚Ó ÍÓθˆÓ ÚÓ΢ËÌÓÈ 60 ÏÏ, ‰Ó‚‰fl ‚˚ÒÚÛÔ‡ÌË ÍÓÎÂÒ‡ ̇‰ ÛÓ‚ÌÂÏ ÔÓ· ÛÊ ‰Ó 130 ÏÏ. ê¯ÂÌË ̇Ô‡¯Ë‚‡ÂÚÒfl Ò‡ÏÓ ÒÓ·ÓÈ – ÒÂÁ‡Ú¸ Ò ‚Í·‰˚¯ÂÈ Ë ÍÓθˆ‡ Î˯ÌË 45–50 ÏÏ. Ä ÂÒÎË ÔÓÎÓÊËÚ¸ ‚ Á‡Ô‡Ò Ì ̇‰ÛÚÓ ËÎË ˜ÛÚ¸ ÌÓ¯ÂÌÌÓ ÍÓÎÂÒÓ, ÒÚÂÚÓ ̇ Ô‡ÛÚÓÈÍÛ ÏËÎÎËÏÂÚÓ‚, ÍÓθˆÓ ÏÓÊÌÓ ‚˚ÌÛÚ¸ ÒÓ‚ÒÂÏ. äÒÚ‡ÚË, ˜ÚÓ·˚ ÍÓÎÂÒÓ Ì ÔÓ‰ÍÎËÌË‚‡ÎÓ ‚ ÚÂÒÌÓÈ Ì˯Â, ÛÎÓÊËÚ ‚ÓÍÛ„ ÌÂ„Ó ÔÓÎË˝ÚËÎÂÌ ‚ ‰‚‡ ÒÎÓfl. ë ·ÓΠÛÁÍËÏ ÍÓÎÂÒÓÏ 195/65R15 ÏÓÊÌÓ ‚˚Ë„‡Ú¸ ¢ ‰ÂÒflÚÓÍ ÏËÎÎËÏÂÚÓ‚, ‡ ÒЗа рулем 08/200699 АВТОМОБИЛИСПЕЦТЕСТ «ДОКАТКА»оси при интенсивном разгоне машину уводит от «докатки», а при торможении – тянет в ее сторону. Усилия на руле сравнительно невелики, всего два-три килограмма, но если водитель к коррекции не готов, автомобиль успевает сместиться на 2–3 м, а руль – повернуться на четверть и даже половину оборота (меньшие отклонения получены со «195-ми» колесами, большие – с «205-ми»). Узкое запасное колесо и блокируется заметно раньше, вынуждая снижать усилие на педали тормоза. Из-за этого у редакционного «Фокуса» при торможении с 80 км/ч результат ухудшился на 1,6 м при установке «докатки» вперед и всего на 0,1 мс запасным колесом сзадиНАШИ РЕКОМЕНДАЦИИПобедителя в споре между литрами и километрами каждый определяет самостоятельно, исходя из собственных приоритетов. Однако, если придется ехать на «докатке»: – ставьте колесо назад; – соблюдайте ограничение 80 км/ч; – будьте осторожны при резких маневрах и помните о возросшей склонности автомобиля к заносу; – если система стабилизации не бунтует – лучше ее не отключать; – при первой возможности поставьте полноразмерное колесо.В седане «докатка» ложится вровень с полом и позволяет избавиться от вкладышей толщиной 60 мм.В нишу хэтчбека уложено кольцо толщиной 60 мм, а пол поднят вкладышами на целых 130 мм. Достоинство одно – образовалось множество боксов для мелочи.нештатным «185-м» и того больше. Недостаток у глубокого багажника один – и в седане, и в хэтчбеке сложенная спинка заднего сиденья образует небольшую ступеньку, что неудобно при перевозке крупногабаритного груза.С «докаткой» на передней оси автомобиль склонен к сносу и вываливается наружу поворота. «Докатка» на задней оси увеличивает склонность к заносу. Хорошо виден подлом узкого колеса.ПРОИГРЫШ В МЕТРАХ И КИЛОМЕТРАХГлубина протектора «докатки» всего 4 мм, и еще вдвое меньше до метки предельного износа. С учетом давления 4,2 атм, а значит, и более высоких, чем у обычного колеса, нагрузок в пятне контакта ее ресурс не превышает 4–5 тыс. км. Но это не значит, что на «докатке» можно съездить в отпуск – инструкция рекомендует ограничиться поездкой на минимально возможное расстояние со скоростью не выше 80 км/ч. И на то есть причины. Живучесть узенького колеса на наших колдобинах намного меньше – это понятно без доказательств. Неожиданным может оказаться поведение автомобиля. С разными шинами на ведущей100 За рулем 08/2006 АВТОМОБИЛИСПЕЦТЕСТ «ДОКАТКА»– машина без ABS тормозит практически только передними колесами (ЗР, 2005, № 12), оттого замена одного из них наиболее заметна. А вот автомобиль с электронными системами безопасности заметно стабильнее, ведь эффективно тормозят все четыре колеса – ухудшение, соответственно, на 0,8 и 0,6 м. В случае, если запасное колесо заметно отличается от основных по диаметру, разница в тормозном пути будет еще более заметна. Худшие сцепные возможности и иные уводные характеристики изменили и управляемость автомобиля. На специальном маневре «переставка» («докатка» справа) скорость упала на 3–6 км/ч, что весьма существенно. При этом, если запасное колесо установлено спереди, машина склонна к сильному сносу передней оси, в нашем случае при повороте руля влево. С колесами 205/55R16 проявился еще один неприятный эффект – «прикусывание» усилителя руля. Несмотря на скромные формы запаски, ее установка спереди вызывает резкий скачок усилия при быстром вращении баранки. А вот с «докаткой» сзади машина, наоборот, проваливается в глубокий занос, грозящий перейти во вращение, и лишь серьезная упреждающая коррекция рулем или система ESP способны выправить положение. Впрочем, проходить виражи с визгом шин приходится куда реже, чем разгоняться и тормозить, поэтому лучше все же поставить «докатку» назад. Хотя инструкция и рекомендует отключать систему стабилизации, она заметно исправляет ситуацию, парируя склонность автомобиля к сносу или заносу, заметно помогая на «переставке». Скорее всего, рекомендации относятся к тому случаю, когда диаметры основных и запасного колеса отличаются достаточно сильно: система ESP может воспринять это как пробуксовку или движение по окружности. В нашем тесте этого не произошло, помощница работала исправно. Еще один пункт сомнений – возможный перегрев и повышенный износ дифференциала при установке колеса меньшего диаметра на ведущей оси. На самом деле, не так страшен черт, как его рисуют – в нашем случае разница диаметров составила около 20 мм, из-за чего на предельно допустимых 80 км/ч дифференциал совершает один оборот в три секунды – неприятностей можно не опасаться.Высота багажника у «русифицированного» хэтчбека всего 390 мм.РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ «ЗА РУЛЕМ»0Переход на «докатку» и устранение вкладышей позволит загрузить в седан и эту стопку, добавив к исходным 404 л еще 60 л или 15%.«Докатка» в хэтчбеке дает выигрыш в 80 л или почти на треть – со скромных 260 л до вполне достойных 340 л.102 За рулем 08/2006