122
123
ЭКОНОМИКАНОВЫЕ ПРОЕКТЫ В РОССИИКОНЦЕРНЫ СПЕШАТ. МОЖНО И ОПОЗДАТЬ...Игорь Моржаретто. Ф отоа вт ораВпрошлом номере журнал уже информировал о том, что недавно подписаны два контракта о строительстве в России заводов крупнейших автомобильных компаний – «Фольксвагена» и «Дженерал моторс». Как и было обещано, сообщаем некоторые подробности этих «контрактов века» и рассказываем об их продолжении.НА БЕРЕГАХ ОКИ…Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов не скрывал своей радости: новый завод будет построен в его регионе! Конкурентов (а их было немало) одолели в непростой борьбе, предложив перспективному инвестору наиболее выгодные условия. Кроме налоговых льгот в местный бюджет, областные власти взялись обеспечить инфраструктуру проекта – подвести к площадке дорогу, электричество, воду, связь и т.д. Место для строительства завода было предоставлено в перспективном районе: рядом расположен аэропорт «Грабцево», проходят автомобильная трасса на Москву и железная дорога. В отличие от других претендентов, «калужские» добровольно пошли на такие расходы – немаленькие в масштабах области. Там считают, что они окупятся сторицей. Уже в сентябре немцы на конкурсной основе начнут набор работников на новый завод. Только на основное производство планируется привлечь около 3,5 тысячи. Общий объем инвестиций (а это строительство и завода и струк-тур, связанных с ним) – 370 млн. евро. Мощность – 115 тысяч автомобилей в год. Первой моделью, которая уже во второй половине будущего года сойдет с конвейера калужского завода «Фольксваген», станет «Шкода-Октавия». Собрана она будет по технологии SKD (крупноузловая сборка), в полном же объеме (сварка, окраска, сборка) производство будет запущено в начале 2009 года. К этому времени «созреет» и вторая модель, о которой руководители концерна пока говорят лишь в общих чертах. Видимо, речь пойдет о седане на платформе «Поло», разработанном специально для России и третьих стран. Предполагается, его стоимость в рознице не должна превышать 10 тыс. евро. Что ж, такую модель уже сделал для развивающихся стран концерн «Рено», и второй год «Логан» бьет все рекорды продаж в России и Восточной Европе. Немцы решили не отставать от французов…НА БЕРЕГАХ НЕВЫПравительство Санкт-Петербурга приложило немало усилий, чтобы в город пришли крупные автоконцерны. И они пришли! В июне статус стратегического инвестора города (он предоставляет значительные налоговые льготы) получила американская корпорация «Дженерал моторс». По соглашению инвестиции компании в строительство завода составят здесь не менее 115 млн. долларов, при этом GM в течение нескольких лет может неплатить налог на имущество, а налог на прибыль сокращен ему на 4% – до 20%. Новый завод должен быть введен в конце 2008 года с производительностью на первом этапе – 25 тыс. автомобилей в год. Но уже сейчас на одном из арендованных предприятий в Санкт-Петербурге начнет работать крупноузловое сборочное производство, где еще в этом году соберут 4 тыс. вседорожников «Шевроле-Каптива». Временное производство просуществует до пуска «большого» завода в Шушарах. Не исключено, что здесь и дальше продолжат сборку «паркетников», но основным продуктом нового предприятия станет опять же таинственная «вторая модель». «Джи-эмовцы» пока именуют ее «автомобилем нового поколения класса С». Вицепрезидент «Джи-Эм» Карл-Питер Форстер отметил, что это будет «автомобиль, созданный специально для российского рынка, отвечающий его запросам в плане дизайна и уровня безопасности». По некоторым сведениям, для россиян готовят седан на базе современной «Астры» и продавать тоже будут под европейской маркой концерна – «Опель». Естественно, цены не называют. Предполагается, что держать их на невысоком уровне помогут российские поставщики комплектующих. Их завод намерен искать. Но даже собранный по технологии SKD вседорожник «Каптива» может оказаться весьма интересным предложением: в Европе его цена начинается от 22 тыс. евро. Значит,122 За рулем 08/2006 НОВЫЕ ПРОЕКТЫ В РОССИИНа правах рекламыПервый камень в фундамент нового завода «Джи-Эм» в поселке Шушары заложили губернатор Санкт-Петербурга В.Матвиенко и глава американской корпорации Р.Вагонер.для собранного у нас вполне реально столько же, только в долларах… «Дженерал моторс», похоже, не собирается отказываться и от остальных своих проектов в России. В Тольятти будут по-прежнему собирать «Шевроле-Нива», в Калининграде – автомобили GM-DAT («Шевроле-Авео», «Лацетти», «Реццо», «Эванда»), а также премиум-класса («Кадиллак», вседорожники «Хаммер» и «Шевроле»). Словом, процесс набирает обороты. Ведь и конкуренты не стоят на месте. Сравнительно недавно о строительстве завода в Санкт-Петербурге подписал инвестиционное соглашение глава компании «Ниссан» Карлос Гон (мы впервые сообщали об этом в июньском номере). На вопросы, какие модели планируется выпускать, он только сказал: «У нас есть два года до запуска завода, чтобы определиться с модельным рядом, но, думаю, это будет сделано в ближайшее время». Скорее всего, в Санкт-Петербурге станут производить седаны, коммерческие автомобили, возможно, и вседорожники. Предполагаемый выпуск пока – до 50 тысяч автомобилей в год исключительно для российского рынка. Это еще не все! Канадская компания «Магна», один из крупнейших в мире производителей автокомплектующих, заявила, что со-бирается строить завод под Санкт-Петербургом и уже обратилась к городским властям с просьбой предоставить земельный участок в промзоне Шушары, где начинается строительство заводов «Тойота» и «Дженерал моторс». Речь идет о производстве в России пластиковых деталей для салонов автомобилей, элементов кузова, а затем и коробок передач; объем инвестиций в проект – 50 млн. долларов. Свою продукцию «Магна» намерена поставлять на российские сборочные предприятия зарубежных автомобильных компаний. …Когда три года назад в России открывали два первых завода по совместному с иностранными компаниями выпуску легковых автомобилей («Форд» во Всеволожске и «Джи-Эм–АВТОВАЗ» в Тольятти), на торжественные церемонии никто из представителей федеральных властей не приехал. Самым «высоким гостем» из Москвы оказался тогдашний замминистра промышленности С.Митин. Видимо, в столице оба эти события посчитали тогда не стоящими внимания. Прошло всего три года, и как много изменилось в отношении к инвестициям в российскую промышленность! Только в июне президент России трижды встречался с руководителями ведущих иностранных автоконцернов, а министр экономразвития Греф сообщил, что к концу года будет подписано еще три–пять инвестиционных соглашений. Теперь сомнений нет – будет.