296
297
298
БЕЗОПАСНОСТЬРЕЙДМИМО КАССЫ! Сколько раз за последние годы высокопоставленные сотрудники ГАИ говорили о том, что-де необходимо срочно пересмотреть систему штрафов в стране! Дескать, автомобилисты совсем распоясались, страх потеряли, оттого и все беды на дороге! Этим летом был опубликован новый, переработанный проект закона о штрафах. Скорее всего, уже осенью за него и будут голосовать в Думе. От намерения в несколько раз повысить штрафы авторы (МВД иМаксим Приходько. Фото: Конс тантин Яку бовпо телефону без технических устройств, освобождающих руки, а за непристегнутый ремень безопасности – и вовсе 500 рублей. Вот тогда нарушители попляшут! А если еще одновременно ввести и балльную систему для особо злостных!группа депутатов, поставивших под законом подписи) не отказались. Про суммы в 50 рублей придется забыть. Минимальным наказанием почти повсеместно станет 300 рублей (3 МРОТ). Столько, например, возьмут за разговоры во время движения296 За рулем 09/2006 РЕЙДштабах страны. Именно это правонарушение давно перестало волновать инспекторов, а с их «благословения» и водителей. Многие полагают, что пристегиваться или нет – это вообще личное дело, а некоторые и вовсе уверены, будто наказание отменено каким-то специальным приказом МВД. Словом, мы стали считать непристегнутых водителей на въезде в Москву, распределив между членами «счетной комиссии» полосы движения, чтобы не сбиться со счета. ких «конспираторов», да на экскурсию в институт Склифософского – пусть посмотрят, куда попадают такие же «условно-пристегнутые»… Впрочем, мы отклонились от темы – вернемся на пост ГИБДД, где в рядовой рабочий день, в 11 часов утра мы начали свой эксперимент. За первый час, проведенный «на посту», мимо нас проехало 1210 легковых автомобилей. И лишь 56 (!) водителей были пристегнуты ремнем безопасности. (Кстати, «наглухо» затонированные машины мы даже не учитывали – попросту невозможно было понять, пристегнут водитель или нет; впрочем, такая тонировка – это ведь тоже нарушение!) Таким образом, нарушителей «всего» 1154. Понятно, что если бы инспекторы ГИБДД решились останавливать каждого, на въезде в столицу возникла гигантская пробка, а на заполнение протоколов понадобилось несколько рабочих дней. Думаем, для «острастки» достаточно было бы притормозить каждого десятого нарушителя. Итак, пусть за час остановили 120 нарушителей, каждый из которых «попал» на 50рублевый штраф «за ремень». В сумме набегает 6 тысяч рублей. И это за какой-то час! Так как в поле нашего зрения на улице работали два инспектора, делим эту сумму пополам; выходит, каждый служивый мог бы принести в каз-БЕЗ РЕМНЯСудя по нашим наблюдениям, непристегнутыми в Москве ездят абсолютно все: молодые и пожилые, подмосковные «пацаны» и столичные бизнес-леди, владельцы отечественных авто времен застоя и самых современных иномарок с триколором на номерном знаке. Балом правит всеобъемлющее российское авось; правда, мотивация, как выяснилось в ходе одного из предыдущих рейдов (ЗР, 2004, № 8), все же разная. Мы выделили для себя три типа: «Я – опытный»; «Я – потихоньку» и «Мой «джип» – моя крепость». Среди тех, кто наплевательски относится к собственной безопасности, есть такие, кто этого как бы стесняется, поэтому ремень хотя и застегнут, но… протянут за спинкой водительского сиденья. Вот собрать бы та-Два крайних ряда для подсчета – «мои».Наверное, в логике милиционеров и законодателей есть доля правды – нынешние штрафы перестали пугать нарушителей. И все же, думается, причина не столько в незначительных размерах штрафов, сколько в том, как их собирают. Мы решили провести небольшой эксперимент, не выезжая за черту Московской кольцевой автодороги. Вооружившись калькуляторами, в один из летних дней заняли позициювблизи поста ГИБДД на въезде в город, чтобы подсчитать, сколько же штрафов можно собирать в бюджет только за одно правонарушение по ныне действующим тарифам. Условились фиксировать одно из самых распространенных в России правонарушений – непристегнутый ремень безопасности. «Цена» ему – всего 50 рублей. Сумма небольшая уже не только для Москвы, но ив масЗа рулем 09/2006 297 БЕЗОПАСНОСТЬРЕЙДну по 3 тысячи. Ежечасно! Теперь три тысячи «рубчиков» умножаем на 1200 – примерно столько инспекторов ДПС дежурят в одной смене (в Москве 40 отделов ГИБДД, каждый из которых выставляет на смену примерно 30 человек). Так вот, 3000 рублей умножаем на 1200 – получается, за час смены набегает уже 3,6 млн. руб. Эту сумму умножаем на 8 (количество часов в смене) – и в итоге 28,8 млн. руб. А за три смены, за сутки – уже 86,4 миллиона! Приблизим наши расчеты к жизни, уменьшив сумму на 40% (это время на обед, пересменки и ночь, когда машин на улицах меньше). Остается «всего лишь» 51,8 млн. рублей – только по нашему городу-герою! За одни (!) сутки. Еще раз напомню, что мы всвоих расчетах «тормозили» каждого десятого нарушителя! Теперь обратимся к реальным цифрам, которые нам предоставил на условиях анонимности один из офицеров ДПС. По его словам, плана по нарушителям как такового уже нет, но «хорошим тоном» считается сдать за смену тричетыре протокола на автовладельцев и два-три на пешеходов от каждого инспектора. Кстати, штрафная книжка, которая есть у каждого сотрудника ДПС, рассчитана на 50 протоколов. Теперь подсчитаем суточный «улов» из расчета реальных четырех протоколов за все тот же непристегнутый ремень: четыре умножаем на 50 «рэ», на 1200 человек, получаем «всего-навсего» 240 тыс. рублей Всего! Вместо 52 миллионов!Интересно, были ли остановленные водители пристегнуты ремнями?Стандартная картина: ремень все проигнорировали, кроме одного.У служителей жезла, как правило, на все готовы объяснения и отговорки, типа «а ты сам попробуй постой на морозе, зное, при маленькой зарплате, да еще начальник нахамил, а тут каждый третий «крутой» или депутат» (привет майору Жезлову, автору письма в ЗР!)… Это все, наверно, так, но кто хоть раз слышал о том, что объявляется набор сотрудников для работы в ДПС? Скорее всего желающих и так хватает! Вообще, как мне кажется, не дело начальников МВД ратовать за повышение штрафов. Мол, если сборы повысят в 10 раз – тут-то мы быстро порядок наведем… Увы, в это не слишком верится. Мировая практика показывает, что важна не сумма штрафа, а неотвратимость наказания. Вы накажите виновного за тот же непристегнутый ремень раз десять за день! Для любого это уже день-ги, а плюс к тому потерянное на профилактическую беседу с инспектором время... Правда, сегодня все – и водители, и сотрудники ГАИ – понимают, что десять раз за такое правонарушение никто водителя не оштрафует. И даже один раз. Потому что пятьдесят рублей – это не деньги, как в Москве, так и по стране в целом. В сумме, правда, получается, что пролетают «мимо кассы» уже десятки миллионов. Но для того, чтобы их собрать, нужна такая служба ГИБДД, которая будет работать не «для плана», а ради обеспечения безопасности дорожного движения. Доживем ли? P.S. По расчетам специалистов, если заставить всех водителей и пассажиров пристегивать ремни безопасности, число погибших в ДТП можно уменьшить на 50%.На правах рекламы