ТЕХНИКАТЕНДЕНЦИИ БИОДИЗЕЛЬНА ТРАВЕ ДРОВАМ ихаил Гз овскийЭÌ„ÂÚË͇ Ïˇ ÒÚÂÏËÚÂθÌÓ ÏÂÌflÂÚÒfl. çÂÙÚ¸, ÍÓ̘ÌÓ, „·‚Ì˚È Ë„ÓÍ Ì‡ ˚ÌÍÂ, ÌÓ Ì‡‰ÓÎ„Ó ÎË? ÖÒÎË ÓÒÚ ˆÂÌ ÔÓ‰ÓÎÊËÚÒfl Ò„ӉÌfl¯ÌËÏË ÚÂÏÔ‡ÏË, ÚÓ ÛÊ ˜ÂÂÁ ÔflÚ¸–‰ÂÒflÚ¸ ÎÂÚ ÏÌÓ„Ë ‚˚ÌÛʉÂÌ˚ ·Û‰ÛÚ ÔÓÒÚ‡‚ËÚ¸ Ò‚ÓË ‡‚ÚÓÏÓ·ËÎË Ì‡ ÔËÍÓÎ. èËÏÂÌËÚÂθÌÓ Í ‰‚Ë„‡ÚÂÎflÏ Ò ‚ÓÒ-Ô·ÏÂÌÂÌËÂÏ ÓÚ ÒʇÚËfl Ӊ̇ ËÁ ‚ÓÁÏÓÊÌ˚ı ‡Î¸ÚÂ̇ÚË‚ – ·ËÓ‰ËÁÂθÌÓ ÚÓÔÎË‚Ó. íÂÏ ·ÓΠˉÂfl ÔÓÎÛ˜‡Ú¸ Â„Ó ËÁ ‡ÒÚËÚÂθÌÓ„Ó Ò˚¸fl ·˚· ÓÁ‚Û˜Â̇ ¢ êÛ‰ÓθÙÓÏ ÑËÁÂÎÂÏ! Ç 1900 „Ó‰Û ÓÌ ‰‡Ê ÔÓ‰ÂÏÓÌÒÚËÓ‚‡Î ‰‚Ë„‡ÚÂθ, ‡·ÓÚ‡‚¯ËÈ Ì‡ „Ó˛˜ÂÏ ËÁ ‡‡ıËÒÓ‚Ó„Ó Ï‡Ò·.РЕЦЕПТУРАéÒÌÓ‚ÓÈ ‰Îfl ·ËÓ‰ËÁÂθÌÓ„Ó ÚÓÔÎË‚‡ ÒÎÛÊ‡Ú ‡Á΢Ì˚ ÍÓÏÔÓÌÂÌÚ˚, ˜‡˘Â ‚ÒÂ„Ó ÒÓfl, ‡ÔÒ, ıÎÓÔÓÍ, ‡ ‚ ÔÓÒΉÌ ‚ÂÏfl flÚÓÙ‡ – ˝ÚÓ ˛ÊÌÓ‡ÏÂË͇ÌÒÍÓ ‡ÒÚÂÌËÂ Â˘Â Ì‡Á˚‚‡˛Ú ·ÛÚ˚ÎÓ˜Ì˚Ï ‰Â‚ÓÏ. íÂıÌÓÎÓ„Ëfl ‚ Ó·˘Ëı ˜ÂÚ‡ı Ú‡ÍÓ‚‡: ÒÂÏÂ̇ ‡ÒÚÂÌËÈ ÔÓıÓ‰flÚ ˜ÂÂÁ χÒ-В процессе производства «биодизеля» из сырья выжимают масло, очищают от вкраплений; полуфабрикат нагревают, охлаждают и дистиллируют:1 – низкотемпературный газовый генератор; 2 – высокотемпературный реактор; 3 – пылевой фильтр; 4 – теплообменник; 5 – подача воды; 6 – сепаратор; 7 – многотрубочный реактор; 8 – газовый компрессор; 9 – конденсор; 10 – система охлаждения; 11 – нагреватель; 12 – дистилляционная емкость; 13 – газовый электрогенератор; 14 – резервуар с готовым топливом.236 За рулем 09/2006 лобойку, в которой масло отделяется от шрота – отходов маслоэкстракционного производства. Затем масло смешивают с метанолом, применяя в качестве катализатора метоксид натрия. Полученную смесь очищают – горючее готово.АРГУМЕНТЫ «ЗА»…Сторонники «биодизеля» называют множество его плюсов. Прежде всего, конечно, упомянутый в начале экономический аспект. Страны, где нефти нет либо крайне мало, готовы платить зеленым сырьем (а не долларом) за энергетическую независимость! Немаловажна экологическая составляющая – «биодизель» практически не содержит серы и канцерогенного бензола. Разложение этого топлива происходит в естественных условиях без вреда для природы, а в процессе сгорания в двигателе выбросы в атмосферу СО2 на 50–80% ниже, чем при работе на традиционном минеральном дизтопливе. Растительное топливо отличает хорошая воспламеняемость, поскольку его цетановое число достигает 58, тогдакак этот показатель для традиционной солярки не превышает 52. Иными словами, зажечь биодизельное топливо легче, но, увы, сгорает оно с меньшей теплоотдачей (см. таблицу). Наконец, в большинстве случаев для перехода на «биодизель» не требуется серьезных модернизаций мотора: как правило, достаточно перенастроить блок управления.Сердце завода по выпуску «биодизеля» – высокотемпературный реактор. В данном случае это 8-метровая конструкция, в которой при температуре 1500°С сжигается коксовый газ.…И «ПРОТИВ»Неужели все так безоблачно? – поднимут брови скептики. Увы, нет. Стоит задуматься, как становится ясно: приобретая выгоду в одном, мы неизбежно теряем в другом. Так, британские исследователи представили наиболее вероятный с их точки зрения сценарий глобальной «биодизелизации». Для производства топлива в африканских странах, где наиболее доступно пальмовое масло, будут вырубать и сжигать тысячи гектаров пальмовых лесов. Результатом станет выделение огромного объема углекислого газа, который может нанести урон не только экологии региона, но и всей планеты.В числе «мелких» проблем специалистов беспокоит высокое содержание в «растительном» выхлопе окиси азота NOx. Несмотря на официальные данные многих «биодизельных» продавцов, по которым содержание NOx в выхлопе превышает просто дизельное на 10%, в ходе эксперимента инженеры «Вольво» доказали, что эта разница может достигать 40%. Борьба с токсичностью приводит ик потере мощности – а ее компенсирует больший расход топлива… Наконец, «биодизель» слишком агрессивен. Это чревато потерей стойкости резиновых прокладок и сальников, образованием твердых отложений в форсунках и жиклерах, забитыми топливными фильтрами и отказавшими насосами высокого давления.В ЗНАМЕНАТЕЛЕБесспорно, у «биодизеля» неплохие шансы на выживание. Уже сегодня такие траЗа рулем 09/2006 237 ТЕХНИКАТЕНДЕНЦИИ БИОДИЗЕЛЬНедавно приготовленный «Мерседесом» по собственному рецепту «Солнечный Дизель» позволяет существенно снизить выбросы СО2 в выхлопе. Первая заправочная станция с этим биотопливом открыта для всех желающих в Штутгарте.диционно «дизельные» государства, как Австрия, Франция и Италия, постепенно переводят на него часть автопарка. Правда, пока ограничиваются добавлением его в обычное минеральное дизтопливо, что позволяет снизить цену последнего. Но технологии не стоят на месте. Так, норвежские компании–производители газетной бумаги планируют построить в течение пяти-шести лет завод по переработке древесных опилок и получать чистую «биосолярку» нового поколения. Оригинальное направление выбрали американские ученые из университета Айовы, намеревающиесяпривлечь нанотехнологии. Они предложили использовать мельчайшие частицы – наносферы, которые отличает пористая структура. В ходе химической реакции поры заполняет катализатор, что ускоряет процесс, а необходимая обычно процедура очищения становится лишней. Пока «биодизель» едва-едва вышел из возраста технического курьеза и постепенно привлекает на свою сторону инженеров и потребителей. Так было со многими крупными изобретениями. И если «биопрогресс» будет развиваться по пути очищения, удешевления и достиженияНЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МИНЕРАЛЬНОГО ДИЗТОПЛИВА И «БИОДИЗЕЛЯ»Минеральное ДТ Цетановое число Температура застывания, °C Содержание серы, % Зольность, % Вязкость при 20С, мм2/с Теплотворная способность, кДж/кг 42–52 –10 0,2 0,03 3,8 42 000 «Биодизель» 47–58 –9 – – 7,5 37 000единых стандартов биодизельного топлива, то его массовое внедрение окажется лишь вопросом времени…238 За рулем 09/2006