220
221
222
223
РЕМОНТ И СЕРВИСДИАГНОСТИКА ПОДОГРЕВАТЕЛИНА ЗАРЕ ТЫ ЕЕ НЕ БУДИ!Ге ннадийЕмелькинä‡Í ÚÓθÍÓ ÏÓÓÁˆ ÓÍÂÔÌÂÚ „‡‰ÛÒÓ‚ ‰Ó 20–25, ÏÌÓ„Ë ‡‚ÚÓÏÓ·ËÎËÒÚ˚ ËÒÔ˚Ú˚‚‡˛Ú Ú‚ӄÛ: Ì Ó‚ÂÌ ˜‡Ò, ÔÓıÓÎÓ‰‡ÂÚ Â˘Â „‡‰ÛÒÓ‚ ̇ ÔflÚ¸ – ‰ÂÒflÚ¸! чÊ ÂÒÎË ‚ ͇ÚÂ ÔÂÍ‡ÒÌÓÂ, ÔÓ ÔÓ„Ó‰Â, χÒÎÓ, ÂÒÎË ÒÚ‡ÚÂ ÓÚÏÂÌÌÓ ÔÓ‚Ó‡˜Ë‚‡ÂÚ ÍÓÎÂÌ‚‡Î, ÒËÒÚÂχ Á‡ÊË„‡ÌËfl ÒÓ Ò‚Â˜‡ÏË ‚ ÔÓÎÌÓÏ ‡ÊÛÂ, ˝ÚÓ Â˘Â Ì „‡‡ÌÚËfl, ˜ÚÓ ÏÓÚÓ ÓÊË‚ÂÚ. lj¸ ̇‰Ó Á‡ÔÓÎÌËÚ¸ ˆËÎË̉˚ ‡·Ó˜ÂÈ ÒÏÂÒ¸˛, ÒÔÓÒÓ·ÌÓÈ ‚ÓÒÔ·ÏÂÌËÚ¸Òfl ÓÚ ËÒÍ˚ – ÚÛÚÚÓ Ó·˚˜ÌÓ Ë ÒÍ˚‚‡˛ÚÒfl ÔÓ‰‚Ó‰Ì˚ ͇ÏÌË. àÌÓÈ ‡Á Ë Í Ôӯ˂Í ˝ÎÂÍÚÓÌÌÓ„Ó ·ÎÓ͇ ÛÔ‡‚ÎÂÌËfl ÌÂÚ ÔÂÚÂÌÁËÈ – ÙÓÒÛÌÍË ‡·ÓÚ‡˛Ú ˜ÂÚÍÓ, ÚÓÔÎË‚‡ ÔÓ‰‡˛Ú ÒÍÓθÍÓ Ì‡‰Ó, ‡ ÒÏÂÒ¸ ‚ ˆËÎË̉‡ı Í‡ÈÌ ·Â‰Ì‡fl… ÔÓÒÚÓ ÓÚÚÓ„Ó, ˜ÚÓ „ÓÂ-·ÂÌÁËÌ Ì Ê·ÂÚ ËÒÔ‡flÚ¸Òfl! êÂÁÛÎ¸Ú‡Ú – Á‡ÎËÚ˚ ËÏ Ò‚Â˜Ë. èËÂı‡ÎË… ÑÎfl ̇¯ÂÈ ÒÚ‡Ì˚ Úˉˆ‡ÚË„‡‰ÛÒÌ˚È ÏÓÓÁ Ì ‚ ‰ËÍÓ‚ËÌÛ. ä‡Í ·˚Ú¸ ‡‚ÚÓÏÓ·ËÎËÒÚÛ? èӢ ÚÂÏ, ÍÚÓ ÒÚ‡‚ËÚ „Ófl˜Û˛ χ¯ËÌÛ Ì‡ ÌӘ‚ÍÛ ‚ „‡‡Ê – ‰‡Ê ÔÓ‰ ÛÚÓ ÚÂÏÔÂ‡ÚÛ‡ ‰‚Ë„‡ÚÂÎfl (ÓÒÓ·ÂÌÌÓ ÂÒÎË Â„Ó ‰ÓÔÓÎÌËÚÂθÌÓ ÛÍ˚Ú¸) ·Û‰ÂÚ Ì‡ ÌÂÒÍÓθÍÓ ‰‡„ÓˆÂÌÌ˚ı „‡‰ÛÒÓ‚ ‚˚¯Â ÍËÚ˘ÂÒÍÓÈ. ÖÒÚ¸ ¯‡ÌÒ Á‡‚ÂÒÚË! ÑÛ„ÓÈ ‚‡ˇÌÚ: ÔÂ‰ ÔÛÒÍÓÏ ÔÓ„ÂÚ¸ ‰‚Ë„‡ÚÂθ ÓÚ ‚̯ÌÂ„Ó ËÒÚÓ˜ÌË͇ ÚÂÔ·. Å˚‚‡ÎÓ, ‚ÂÚÂ‡Ì˚ Á‡ÎË‚‡ÎË ‚ ‡‰Ë‡ÚÓ ÔËÌÂÒÂÌÌ˚È ‚ ‚‰‡ı ÍËÔflÚÓÍ – ıÎÓÔÓÚÌÓ, ‰‡ Ë Ì ӘÂ̸ ÔÓÎÂÁÌÓ ‰Îfl ·˚ÒÚÓ ‡ÁÓ„ÂÚÓÈ «ÏÂı‡ÌËÍË». çÓ Á‡‚Ó‰ËÎËÒ¸ Ë ÂÁ‰ËÎË! ë„ӉÌfl Û Î˛·ËÚÂÎfl ÁËÏÌËı ÔÓÂÁ‰ÓÍ ‰Û„Ë ‚ÓÁÏÓÊÌÓÒÚË. ç‡ ÙÓÚÓ 1 – ‡‚ÚÓÌÓÏÌ˚È Ô‰ÔÛÒÍÓ‚ÓÈ ÔÓ‰Ó„‚‡ÚÂθ. ÖÒÚ¸ Ú‡ÍËÂ Ë ‰Îfl ·ÂÌÁËÌÓ‚˚ı ‰‚Ë„‡ÚÂÎÂÈ, Ë ‰Îfl ‰ËÁÂÎÂÈ – ‚ Á‡‚ËÒËÏÓÒÚË ÓÚ Ó·˙Âχ ÒËÒÚÂÏ˚ Óı·ʉÂÌËfl Ëı ‰Â·˛Ú ‡ÁÌÓÈ ÏÓ˘ÌÓÒÚË, ÓÒ̇˘‡˛Ú ˝ÎÂÍÚÓÌÌ˚Ï ÛÔ‡‚ÎÂÌËÂÏ. äÓ̘ÌÓ, Ë Á‰ÂÒ¸ ÒÎÛ˜‡˛ÚÒfl ÌÂÔÓ·‰ÍË. é· Ëı ‰Ë‡„ÌÓÒÚËÍÂ Ë ÛÒÚ‡ÌÂÌËË ÔÓ„Ó‚ÓËÏ ‚ Ò‚ÓÈ ˜Â‰, ‡ Ò̇˜‡Î‡, Í‡Í ‚Ó‰ËÚÒfl, ÔÓÁ̇ÍÓϸÚÂÒ¸ ÒРис. 1. Схема подогревателя: 1 – нагнетатель воздуха; 2 – главный предохранитель; 3 – дозировочный насос; 4 – водяной насос; 5 – датчик температуры; 6 – датчик перегрева; 7 – камера сгорания; 8 – теплообменник; 9 – глушитель; 10 – свеча накаливания; 11 – индикатор пламени; 12 – всасывающий патрубок; 13 – электромотор; 14 – блок управления.220 За рулем 09/2006 ДИАГНОСТИКА ПОДОГРЕВАТЕЛИ12231Типичный «истопник». Рядом фильтр.Управление подогревателем: 1 – мини-таймер; 2 – модульный таймер; 3 – телестарт.ÛÒÚÓÈÒÚ‚ÓÏ Ë ÒıÂχÏË ÔÓ‰Íβ˜ÂÌËfl «‡‚ÚÓÌÓÏÓÍ». ç‡ ËÒ. 1 – ÒıÂχ ÔÓ‰Ó„‚‡ÚÂÎfl. èË ‚Íβ˜ÂÌËË ÓÚÓÔËÚÂÎfl ÔÓ‰‡ÂÚÒfl ÔËÚ‡ÌË ̇ Ò‚Â˜Û Ì‡Í‡ÎË‚‡ÌËfl 10, ÍÓÚÓ‡fl ‡ÁÓ„‚‡ÂÚÒfl ‰Ó ‡·Ó˜ÂÈ ÚÂÏÔÂ‡ÚÛ˚. é‰ÌÓ‚ÂÏÂÌÌÓ Ì‡˜Ë̇˛Ú ‡·ÓÚ‡Ú¸ ‚ÒÚÓÂÌÌ˚È ÊˉÍÓÒÚÌ˚È Ì‡ÒÓÒ 4Ë Ì‡„ÌÂÚ‡ÚÂθ ‚ÓÁ‰Ûı‡ 1. á‡ÚÂÏ ‚Íβ˜‡ÂÚÒfl ‰ÓÁËÓ‚Ó˜Ì˚È Ì‡ÒÓÒ 3Ë ÚÓÔÎË‚Ó ÔÓ‰‡ÂÚÒfl ‚ ͇ÏÂÛ Ò„Ó‡ÌËfl 7. ÅÎÓÍ ÛÔ‡‚ÎÂÌËfl Ô·‚ÌÓ ÔÓ‚˚¯‡ÂÚ Ó·ÓÓÚ˚ ̇„ÌÂÚ‡ÚÂÎfl‚ÓÁ‰Ûı‡. ä‡Í ÚÓθÍÓ Ô·Ïfl ‚ „ÓÂÎÍ ÒÚ‡·ËÎËÁËÛÂÚÒfl, Ë̉Ë͇ÚÓ 11 ÒÓÓ·˘ËÚ Ó· ˝ÚÓÏ ·ÎÓÍÛ ÛÔ‡‚ÎÂÌËfl Ë ÚÓÚ ÓÚÍβ˜ËÚ Ò‚Â˜Û Ì‡Í‡ÎË‚‡ÌËfl. éÚÓÔËÚÂθ ‚˚¯ÂΠ̇ ‡·Ó˜ËÈ ÂÊËÏ. ÜˉÍÓÒÚ¸, ÔÓÚÂ͇fl ˜ÂÂÁ ÚÂÔÎÓÓ·ÏÂÌÌËÍ 8, ̇„‚‡ÂÚÒfl Ë ÔÓÒÚÛÔ‡ÂÚ ‚ Û·‡¯ÍÛ Óı·ʉÂÌËfl ‰‚Ë„‡ÚÂÎfl. ÅÎÓÍ ÒΉËÚ Á‡ ÔÓˆÂÒÒÓÏ Ì ÚÓθÍÓ ÔÓ Ë̉Ë͇ÚÓÛ Ô·ÏÂÌË, ÌÓ Ë ÓÔË‡flÒ¸ ̇ Ò˄̇Î˚ ‰‡Ú˜ËÍÓ‚ ÚÂÏÔÂ‡ÚÛ˚ 5 Ë ÔÂ„‚‡ 6. äÓ„‰‡ ÊˉÍÓÒÚ¸ ̇„ÂÂÚÒfl ‰Ó 30°ë, ·ÎÓÍ ‚Íβ˜ËÚ ‚ÂÌÚËÎflÚÓÓÚÓÔËÚÂÎfl – ̇˜ÌÂÚÒfl ÔÓ„‚ Ò‡ÎÓ̇. èÓ ‰ÓÒÚËÊÂÌËË ÊˉÍÓÒÚ¸˛ 86°ë ‰ÓÁËÓ‚Ó˜Ì˚È ÚÓÔÎË‚Ì˚È Ì‡ÒÓÒ 3 ÓÚÍβ˜‡ÂÚÒfl, ‡ ÊˉÍÓÒÚÌ˚È Ì‡ÒÓÒ Ë ‚ÂÌÚËÎflÚÓ ÓÚÓÔËÚÂÎfl ÔÓ‰ÓÎʇ˛Ú ‡·ÓÚ‡Ú¸. ùÚ‡ Ù‡Á‡ ÔÓ‰ÎËÚÒfl ‰Ó ÚÂı ÔÓ, ÔÓ͇ ÚÂÏÔÂ‡ÚÛ‡ ÊˉÍÓÒÚË Ì ÛÔ‡‰ÂÚ ‰Ó 70°ë, ÔÓÒΠ˜Â„Ó ·ÎÓÍ ‚ÌÓ‚¸ ‚Íβ˜ËÚ Ò‚Â˜Û Ì‡Í‡ÎË‚‡ÌËfl Ë ÚÓÔÎË‚Ì˚È Ì‡ÒÓÒ. ñËÍÎ Á‡ÏÍÌÛÎÒfl. ÇÒ ˝ÚÓ ·Û‰ÂÚ ÔÓ‚ÚÓflÚ¸Òfl ÒÚÓθÍÓ ‚ÂÏÂÌË, ÒÍÓθÍÓ Á‡ÔÓ„‡ÏÏËÛÂÚ ‚Ó‰ËÚÂθ – ÌÓ Ì ·ÓΠ‰‚Ûı ˜‡ÒÓ‚.На правах рекламыЗа рулем 09/2006 221 РЕМОНТ И СЕРВИСДИАГНОСТИКА ПОДОГРЕВАТЕЛИЕсли двигатель не был сильно выстужен, то после пуска подогревателя блок управления переводит его в экономичный режим, снижая потребление электроэнергии и расход бензина почти вдвое. Предусмотрено четыре варианта включения подогревателя. Самый простой – с помощью кнопки. После включения система работает до тех пор, пока хозяин снова не нажмет на кнопку – существенный недостаток. Второй вариант – с мини-таймером (фото 2, поз. 1). Здесь, как и во всех других вариантах, водитель может принудительно включить подогреватель столько раз, сколько захочет, но у него есть возможность задать время автоматического запуска и продолжительность работы этой системы. Временной интервал ограничен 24 часами – запрограммировать на послезавтра не получится. Но если вы регулярно, в одно и то же время (например, утром или вечером) заводите мотор, то алгоритм упрощается: достаточно ввести время включения, но не более трех раз в течение суток. У подогревателя всего три будильника. Впрочем, это не значит, что подогреватель трижды самостоятельно включится. После первого включения необходимо подтвердить следующий запуск, нажав на кнопку таймера, иначе цепочка прерывается – последующих включений не будет. Для тех, кого мини-таймер не устраивает, предусмотрен третий вариант автоматического включения – модульный таймер (фото 2, поз. 2). У него расширенный временной интервал включения подогревателя – целая неделя! Здесь в памяти блока тоже три будильника, но уже на всю неделю, причем блок можно проверить на наличие ошибок – и заодно его разблокировать. Но об этих тонкостях расскажем позднее. Четвертый вариант запуска самый совершенный, но, правда, и самый дорогой – дистанционный, с брелока (телестарт). Брелок – на фото 2, поз. 3. Он позволяет оживить подогреватель на дистанции до полутора километров (!) при условии прямой видимости и отсутствия помех. В городских условиях радиус действия сокращается до 300 м, но если путь сигналу преградит здание – подогреватель не включится. Особенность телестарта в том, что он обеспечивает постоянную связь с блоком управления: глядя на дисплей брелока, водитель следит за температурой в салоне (датчик – в комплекте с брелоком), контролирует время работы подо-Рис. 2. Простейшая схема включения подогревателя в систему охлаждения: 1 – двигатель; 2 – подогреватель; 3 – отопитель салона.Рис. 3. Схема включения подогревателя с обратным клапаном: 1 – двигатель; 2 – подогреватель; 3 – отопитель салона; 4 – обратный клапан.Рис. 4. Схема включения подогревателя с дополнительным термостатом: 1 – двигатель; 2 – подогреватель; 3 – отопитель салона; 4 – обратный клапан; 5 – термостат.+ +Рис. 5. Схема включения подогревателя с термостатом, объединенным с обратным клапаном: 1 – двигатель; 2 – подогреватель; 3 – отопитель салона; 4 – комбинированный клапан.222 За рулем 09/2006 ДИАГНОСТИКА ПОДОГРЕВАТЕЛИлаждения, так как жидкость преодолевает дополнительное гидросопротивление. Чтобы избежать этого, поставили обратный клапан (фото 3, рис. 3). Здесь резиновый шарик клапана 4 при включенном подогревателе 2 смещается влево – вся жидкость идет через подогреватель. Когда же последний выключен, а мотор запустился, шарик смещается вправо до ограничителя – жидкость свободно обходит его по пути наименьшего сопротивления, в подогреватель практически не поступая. Если водитель предпочитает прогреть салон, а только после этого двигатель, то можно установить дополнительный термостат (рис. 4) – получается еще один малый контур, где теплая жидкость из подогревателя 2 поступает в радиатор отопителя 3, обходя двигатель. И так продолжается до тех пор, пока температура жидкости не достигнет 45°С. Затем клапан термостата смещается и подогретая жидкость поступает в рубашку двигателя. Впоследствии термостат объединили с обратным клапаном, как это показано на рис. 5. Благодарим фирму «КЛИМА-СЕРВИС» за содействие в подготовке материала.На правах рекламы3Обратный клапан.гревателя до его выключения. Водитель может включить только вентилятор отопителя, не запуская подогреватель, – это так называемый летний режим. В заключение рассмотрим схемы встраивания подогревателей в систему охлаждения. Наиболее распространенная и простая на рис. 2 – в разрыв патрубка, идущего от двигателя к радиатору отопителя салона. Жидкость цирку-лирует по малому контуру системы охлаждения. Когда она нагреется до 30°С, включится вентилятор отопителя. На некоторых автомобилях подогреватель приходится размещать далековато от подводящего шланга салонного отопителя. Из-за этого объем циркулирующей жидкости увеличивается, а на работающем двигателе, когда подогреватель отключен, ухудшается работа системы ох-