254
255
256
257
ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯВнешне – вполне обычный «Смарт», даже с… лючком для заправки.И ПЛЕВАТЬ НА БЕНЗИН...Точнее, на его стоимость смогут с ноября поклонники малютки «Смарта». Потому что с этого момента альтернативой заправочному пистолету станет электрическая розетка. А пока сотня новеньких Smart ForTwo ev (electric vehicle), удививших посетителей автосалона в Лондоне, будут катать по его улицам «глубоких экономов». Ведь если километр пробега на бензиновом собрате обходится в6 евроцентов, то электротяга съест лишь два! Да еще освобождаетесь от платы за въезд в центр столицы – весьма серьезный аргумент, не говоря уже об экологии и льготном налогообложении. Поскольку «Смарт» сам по себе не новинка, посмотрим внимательнее на его силовой агрегат, созданный английской фирмой Zytek. Точно на месте штатного ДВС, то есть в подвале багажника, разместился бесколлекторный электродвигатель постоянного тока мощностью 30 кВт, развивающий крутящий момент до 120 Н . м практически «с нуля». Вместе с редуктором, инвертором и управляющей электроникой он тянет всего на 70 кг. Кстати, над коробкой передач долго не мудрили: использовали штатный агрегат, выкинув из него все, кроме второй ступени и, естественно, заднего хода. Сохранились на электромобиле и электронные помощники: ABS и ESP. А вот тахометр заменили на прибор, показывающий заряд батареи, которого хватает, увы, не так уж надолго: пробег от розетки до ро-зетки составляет 110 км. Потом придется сделать привал часа на два-три. Но можно оставить машинку под напряжением и на всю ночь – автоматика не допустит «перелива» электричества. Хранится «топливо» в никелькальций-хлоридной батарее напряжением 180–310 Ви массой 60 кг, расположенной посредине машины под полом. Несмотря на скромную мощь двигателя, он благодаря своей характеристике разгоняет электромобиль до 120 км/ч, причем «50» появляется на спидометре через 6,5 с. В общем, не так уж плохо для городского автомобиля, возникает даже вопрос: как его остановить? Ведь разрежения-то, необходимого для работы вакуумного усилителя, нет! Пришлось пойти на дополнительный расход энергии и установить вакуумный электронасос. Он, впрочем, включается, только когда нужно восстановить разрежение…В этом модуле собраны воедино мотор, преобразователь напряжения (инвертор) и управляющая электроника. Силовой агрегат выглядит иначе, но расположен там же, где раньше был мотор с цилиндрами и поршнями.Левый прибор теперь измеряет не обороты мотора, а заряд батареи. «100» – это «полный бак» электронов.254 За рулем 09/2006 «ФОРД» ПОШЕЛ НА H2Водородомобили с двигателями внутреннего сгорания до сих пор были недоступны рядовым потребителям (аренда, опытная эксплуатация не в счет). Теперь же «Форд» объявил, что в течение 2006 года начинает свободную продажу автобусов Е-450, работающих на водороде. Напрасно искать в нем супердорогие пока топливные элементы. Нет, все проще: V-образный 10цилиндровый двигатель приспособлен сжигать этот легкий и калорийный газ. Преимущества такого подхода очевидны, как и его недостатки. С одной стороны, получается почти чистый выхлоп (даже без «обязательного» СО2), да и технология ДВС отработана и не намного дороже бензинового варианта. С другой – азот, содержащийся в воздухе, никуда не денется и вылетит из трубы в виде вредных окислов. Стоит ли в таком случае вообще писать об этой новинке? Оказывается, перевести двигатель на водород не так просто. Кроме перенастройки системы впрыска, пришлось предпринять целый ряд мер, пока ресурс на стендовых испытаниях не перевалил за 7000 моточасов. Итак, загибаем пальцы: – клапаны и их седла сделаны из более твердого материала; – в свечах применен более жаростойкий иридиевый электрод; – увеличена мощность катушек зажигания; – топливная рампа и форсунки стали крупнее; – поршни, кольца и прокладка головки блока цилиндров рассчитаны на повышенные рабочие давления; – впускной коллектор приспособлен для работы двух механических нагнетателей и интеркулера. Первыми оценят все прелести новой эры жители штата Флорида. 12-местные маршрутки смогут возить их на протяжении 320 км, пока… не настанет время заправки. А вот с АЗС, отпускающими водород под давлением 350 бар, в Штатах пока напряженка. Но ведь когда-то и бензин покупали в аптеках…GSM-модуль ("ДжиЭсЭм-модуль") предназначен для передачи сообщений охранной системы Excellent на мобильные или стационарные телефоны, а также для управления охранной системой при помощи телефона. GSM-модуль входит в комплект систем Continent2-GSM, Country2GSM, Comfort2-GSM, а также может работать с системами City2-slave, Capital2-slave и Continent2-slave. Модуль представляет собой многопроцессорное устройство для передачи звуковых и текстовых сообщений в сети стандарта GSM 900/1800, устанавливается в автомобиле и подключается к охранной системе. Возможности оповещения: • голосовые и текстовые сообщения о покушении на автомобиль на телефоны пользователя • сообщения о смене режима работы охранной системы • выбор типа оповещения (СМС или голосовое сообщение) и адресатов для каждого сообщения • кнопка вызова водителя • голосовое меню - настройка функций и параметров при помощи электронного помощника (как в сервисных службах сотовых операторов) Охранные функции: • экстренная блокировка двигателя (по команде с телефона или при помощи СМС) • самостоятельная блокировка двигателя (в том числе беспроводная) при выводе из строя охранной системы (по команде с телефона или при помощи СМС) • автономное питание модуля с подзарядкой • контроль наличия связи с главным модулем системы • контроль наличия бортового питания • режим прослушивания салона Управление автоматическим запуском двигателя: • в заданное время, с выбором дней недели (2 таймера) • периодический запуск • запуск по команде с телефона • запуск для подзарядки аккумулятора Настройка персональных параметров: • настройка всех функций с телефона с помощью голосового меню • настройка всех функций и редактирование текстов СМС при помощи компьютера • защита ПИН-кодом от несанкционированного доступа.А вот и 10-цилиндровое сердце Е-450 о 235 водородных «лошадях». Некоторые отличия от бензинового аналога бросаются в глаза.Поговори со своей машиной!!!РЕКЛАМА ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯдля подачи на него аудио- и видеосигналов. Кроме того, чуть ниже расположен слот для флэшкарт памяти – а вдруг вы захотите посмотреть сделанные только что фото? Да, но где же сами «телевизоры»? Их 7-дюймовые экраны спрятаны за шторками в подголовниках. И это правильно – нечего смущать нечистых на руку граждан. А пассажирам остается только решить, что взять с собой: DVD или MP3-плеер, карманный компьютер, игровую приставку… Другое дело – индивидуальные наушники с инфракрасным интерфейсом входят в комплект RSCS. Короче, требуйте у водителя. Новую систему можно заказать как опцию при покупке нового авто, а также смонтировать в автомобилях выпуска 2004 года и позже. В общем, были бы деньги. И это не пустые слова: стоимость «железа» 1500 долларов.ГОВОРИТ И ПОКАЗЫВАЕТ «ЯГУАР»Автомобиль перестал быть только средством передвижения: теперь в нем можно и расслабиться, и поработать, и кино посмотреть. Особенно если речь о достаточно дорогой модели, например, «Ягуаре». Его новая аудиовидеосистема RSCS (Rear Screen Connectivity System) освободит пассажиров заднего ряда от диктата водителя и друг друга (в смысле навязывания – кому что смотреть и слушать). Все-таки не зря Англия считается родиной демократии. Теперь в торце подлокотника, что разделяет передние сиденья, появились гнезда разъемов совсем домашнего вида. Такие красные, белые и желтые розетки есть почти на каждом телевизоре и служатВсе вместе выглядит весьма симпатично и солидно, не правда ли? На подлокотнике есть все необходимые гнезда, включая слот для флэш-карт, прикуриватель, а также «глаз» инфракрасного излучателя.ЖЕЛЕЗКИ В АЛМАЗАХТрение, как известно, не только помогает автомобилю быстро ехать (если речь о сцеплении шин с дорогой), но и мешает показать все, на что способен его двигатель, затрудняя скольжение многочисленных деталей. На преодоление этого сопротивления расходуется обычно до 20% энергии. Потери распределяются следующим образом: 2/3 обязаны трению в цилиндропоршневой группе, 1/4 – в газораспределительном механизме, в остальном можно обвинить коленчатый вал и коробку передач. Автомобиль в итоге не только едет чуть медленнее, разгоняется чуть ленивее, но и пьет чуть больше бензина. Возможно, в обычной жизни все это мелочи, но только не для гоночных болидов, где десятая доля секунды может стоить победы или поражения. Не случайно специалисты бельгийской фирмы Bekaert разработали уникальное антифрикционное покрытие в расчете, прежде всего, на заказы от гонщиков. Со временем, однако, новинка появится и на обычных авто. Речь о так называемом алмазоподобном слое углерода DLC (Diamant-Like Carbon) и новейшей модификации покрытия Dylyn Plus. Слой толщиной 1–5 мкм имеет коэффициент трения всего 0,05 (почти как тефлон) и при этом необычайно твердый. Во всяком случае, тверже карбида и нитрида титана. Если нанести его только на кулачки распредвала и на коромысла, то расход топлива уже снизится на 1–2%! Химический состав при этом весьма прост: ничего, кроме углерода, водорода, кремния и кислорода. Все дело в построении цепочек атомов углерода. Каждая представляет собой как бы смесь тригональной (графит) и тетраэдральной (алмаз) структур. Добавки же кремния и кислорода увеличивают термостабильность и дополнительно снижают трение. Пока формульный болид с деталями двигателя, обработанными новым методом, получается на 10–20% дороже. Но – внимание! – уже создана камера плаз-менного напыления объемом свыше… 3 кубометров. И вот в ней можно обработать за один прием столько мелких деталей, что их себестоимость увеличится незначительно.Покрытия DLC и Dylyn наносятся в вакуумной камере с помощью плазмы при температуре не более 200°С.256 За рулем 09/2006 МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ«КАК СВЕРХУ», ВИДНО ВСЕФирма «Ниссан» разработала новое поколение парктроника под кодовым названием AVM. Если расшифровать эту аббревиатуру, получится Around Video Monitor – круговой видеомониторинг. Стало быть, речь идет уже не об ультразвуковом эхолокаторе, а о системе с видеокамерами, установленными вокруг машины. Их ив самом деле четыре (над эмблемой, в зеркалах заднего вида, в фонаре освещения номерного знака), причем широкоугольные микрообъективы охватывают все 360° поля зрения. Линзочки покрыты особым слоем, к которому не пристают ни вода, ни грязь. Цветные картинки передаются на монитор, причем всякий раз компьютер выводит именно «проблемную зону», показывая самое узкое место «в сантиметрах». Одновременно раздается предупреКартинка в режиме Bird View облегчит парковку даже новичку.На экспериментальном автомобиле можно разглядеть видеокамеры спереди и на левом зеркале.ждающий звуковой сигнал. Такое вот кино «на ходу». И, пожалуй, на этом можно было бы поставить точку, ограничившись очередной новостной заметкой, если бы… Если бы не было у AVM необычной пока функции. Компьютер способен так хитро обработать все четыре картинки, чтобы преобразовать их в «вид сверху»! Согласитесь, парковка, когда вы наблюдаете за движением собственного автомобиля, словно «паря» над ним, становится буквально детской забавой. Пожалуй, есть в этом даже что-то мистическое. Пока AVM проходит испытания , вскоре такая опция появится в прайс-листах многих моделей «Ниссан».На правах рекламыЗа рулем 09/2006 257