292
294
ТЮНИНГАВТОМУЗЫКА УСИЛИТЕЛИПОДКЛЮЧИТЬСЯ К ИГРЕДе нисЧиликинДоверяйте установку квалифицированному персоналу и профессиональным сервисам! Подобную фразу можно услышать везде: в автосалонах, установочных центрах, журналах и газетах. Что сказать – логично: ведь техника, да и сами машины с каждым годом становятся сложнее и сложнее. Теперь найти человека, который обслужит современный автомобиль «от и до», просто невозможно. А неквалифицированное вмешательство может дорого обойтись как в прямом, так ив переносном смысле. Так вот, установка усилителя – дело тоже не самое простое. Но ведь хочется же порой и самому повозиться – или просто разобраться, «как там все устроено»… А если засомневаетесь – езжайте к спецам. вера есть так называемый провод управления (REMOTE). Как только вы включили аппарат, на провод подается «+12 В». Три клеммы, отвечающие за питание: «+12 В» (может быть подписана «PWR», «+», «B+»,«+12» и т.п.), «ЗЕМЛЯ» («GROUND», «GND», «-» и т.п.) и контакт для управляющего провода («REMOTE», «REM», значок ключа и т.п.) – норма для автомобильного усилителя. Дело за малым – подключить к ним провода. Что ж, «тянем» «плюсовой» непосредственно от аккумулятора. «Минусовой» или, как его еще называют, «землю» (хотя по науке это разные понятия) – от металлической части кузова автомобиля, а еще лучше от «минусовой» клеммы аккумулятора (дабы обезопасить себя от паразитных явлений). А управляющий провод ресивера подключаем к соответствующей клемме REMOTE. Важный элемент проводки – дополнительный предохранитель (не тот, что на корпусе усилителя). Устанавливают его в разрыв «плюсового» провода – как можно ближе к аккумулятору, но ни в коем случае не у самого усилителя (типичная ошибка). Это все равно, что перекрывать кран в квартире, если воду прорвало в подъезде (в нашем случае прорыв трубы – не что иное, как замыкание «плюса» на «массу» – корпус автомобиля).ВХОД И ВЫХОДПитание подключено – самое время задуматься над тем, что мы будем «усиливать»? На любом усилителе найдутся так называемые линейные входы. Если усилитель двухканальный, это одна пара (левый и правый канал), четырехканальный – две пары и т.д. Одним словом, сколько каналов усиления, столько и входов (и выходов на акустику). Усиливаются все эти каналы независимо. Если на вход усилителя ничего не пришло, то и на выходе соответствующего канала будет тишина. Это означает, что, если у ресивера всего одна пара выходов, а усилитель четырехканальный, скорее всего придется «добывать» Y-образные разветвители, дабы из одной пары сделать две. Если же у ресивера две пары выходов, то такая проблема отпадает. Более того, можно будет пользоваться фейдером (баланс между передними и задними колонками). Но проводов придется тащить вдвое больше. Поскольку уровень выходного сигнала у ресиверов может различаться, на усилителях предусмотрена ручка «GAIN» («LEVEL») – она предназначена как раз дляВСЕГДА И ВЕЗДЕКуда встраивают усилитель? В багажник, под сиденье, под панель приборов и т. д. Список можно продолжать, но одно понятно – зачастую просто так к нему не подберешься. А значит, кнопок включения и выключения на нем нет и быть не может – все настройки производятся один раз, в процессе установки. Очевидно, что при выключенном ресивере усилитель не нужен – поэтому подключают его таким образом, чтобы включение происходило синхронно. Для этого у любого современного реси-согласования сигналов усилителя и ресивера. Работает эта ручка приблизительно так же, как регулятор громкости. Потому на практике оперируют не конкретными цифрами, а просто устанавливают «GAIN» в максимум, а потом понижают на слух до нужного уровня. Что делать, если линейных выходов на ресивере нет? Ответ простой: брать сигнал прямо с выходов на колонки. Правда, для такой ситуации понадобится усилитель с входами высокого уровня. Ведь брать сигнал с колонок и заводить его на обыкновенный низкоуровневый вход (тюльпан) нельзя – только на специальные входы! И, кстати, самое интересное: есть усилители, которые сами включаются при «появлении» сигнала на подобном входе (без сигнала REMOTE). Подключение акустики к выходам – дело достаточно простое. Соблюдаем полярность, не путаем каналы (левый с правым) и не забываем про сопротивление акустики. Правда, стоит уделить особое внимание сабвуферу. Его подключают мостом («BRIDGE MODE»): плюс – к одному каналу, минус – к другому. На усилителе такое подключениеДостаточно стандартный набор демонстрирует усилитель от JVС. Слева направо: входы высокого уровня (HIGH INPUT), привычные «тюльпаны» – входы низкого уровня (LOW INPUT). Далее – переключатель фильтра низких частот «включено/выключено» (LPF), под ним – ручка согласования уровня. Выходы – на две пары акустики (отображено мостовое подключение: «+» берут от левого канала, «-» – от правого). Справа – питание (управление (REM), «плюс» (+B), «земля» (GND).292 За рулем 09/2006 АВТОМУЗЫКА УСИЛИТЕЛИКлеммы подобного вида считают одними из наиболее удачных. Если случится, что провод все же выпадет, вероятность замыкания на порядок ниже, чем у привычных клемм.Для некоторых своих моделей PIONEER предлагает вот такой пульт управления. Установив его в салоне, можно дополнительно регулировать громкость басового канала.всегда обозначено. Смысл – увеличить мощность («снять» сигнал с двух каналов), которая так необходима для сабвуфера.ФИЛЬТРУЕМ…Фильтры – неотъемлемая часть современного усилителя. Чем их больше и чем обширнее их настройки, тем более универсальным становится усилитель и шире область его применения. Фильтр низких частот (в литературе или на корпусе усилителя можно встретить также обозначения: «ФНЧ», «LOW PASS», «LP» и т.п.) «глушит» высокие частоты и после некоторой границы – частоты среза – оставляет только низкие. В первую очередь такой фильтр незаменим при подключении сабвуфера, дабы последний воспроизводил только бас. Если этого не сделать, то звук будет очень гулкий, а уж про стереоэффект и звуковую сцену можно будет забыть вовсе. На самых простых моделях эта самая частота среза бывает фиксированной, а на моделях чуть серьезнее она варьируется (обычно в районе 40–400 Гц). Это, безусловно, плюс – акустика у всех разная, и оптимальная частота зависит от ситуации. На практике частоту среза устанавливают в пределах 50–80 Гц. Если сделать выше, то, как правило, сабвуфер уже выдает свое месторасположение (музыка будет более «смазанной»), а если ниже, то может получиться провал. Фильтр высоких частот («ФВЧ», «HIGH PASS», «HP») имеет обратное свойство: убирает из сигнала низкие частоты. Его используют, чтобы не перегружатьакустику низкими частотами (которые будет «играть» сабвуфер). На усилителях можно встретить фильтры с весьма широкими диапазонами, например, от 40–6000 Гц. На первый взгляд, непонятно, зачем такие широкие пределы. Но в серьезных установках часто применяют подключение, называемое в обиходе «поканалка» или «полосовое включение», когда усиливают отдельно сигналы для высокочастотников, среднечастотников (если таковые есть) и мидбасов. Такой вариант может оказаться предпочтительнее штатного кроссовера. Еще одна разновидность фильтра – фильтр сверхнизких частот (SUBSONIC). Используется в основном в мощных системах, дабы не перегружать саб неинформативными с точки зрения музыки частотами (20–30 Гц). Вероятность «спалить» сабвуфер уменьшается. Часто для систем типа «два динамика плюс сабвуфер» берут четырехканальные усилители. Одну пару каналов подключают к фронтальной акустике (с ФВЧ), а вторую – на сабвуфер с мостовым включением (с ФНЧ). Бывают ли еще какие-либо настройки на усилителях? Конечно. Только обычно это совсем другой уровень аппаратов, рассчитанный не на новичков. Но даже в самом простом случае с подключением усилителя спешить не стоит. Провода следует протягивать аккуратно, фиксируя их. А сам усилитель – надежно закреплять и не забывать про его вентиляцию (особенно при скрытой установке). И, конечно же, первым делом загляните в инструкцию…