178
179
180
182
184
КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА «ПРИСАДКИ» В МАСЛОми отложениями… И если машинка – трудяга, живущая по принципу «маленькая грязь – не грязь, а большая сама отвалится», то отложений в двигателе будет много. А это – и гипотония масляной системы, и тромбоз карбюратора (или инжектора, что значительно серьезнее), и постоянно повышенная температура. Наконец, это всякого рода тяжелые травмы – усталостные дефекты и разрушения деталей, не выдерживающих тяжких условий (тепловые потоки, давление газов и т.п.)… И, как неизбежный результат, – старческая слабость, капризность и слабоумие, несварение топлива, метеоризм выпускной системы и, извините, импотенция мотора… моторов. Есть ли противопоказания? Или побочные эффекты? И, конечно же, проверить реальность рекламных обещаний: роста мощности, снижения расхода топлива, очищения выхлопа и т.п. Сложность работы заключалась в том, что препараты, как правило, имеют различные механизмы действия. К примеру, одни надо постоянно держать в двигателе, другие вводят туда только на период обработки. У одних заявлен более выраженный противоизносный и антифрикционный эффект, у других – восстанавливающий, у третьих – все вместе. Одни обещают мгновенный эффект, другие – через 1500, 5000, 100 000 км пробега. Кроме того, лечить-то надо больной двигатель, а найти даже двух абсолютно одинаковых больных практически невозможно… Действовать решили так. Препараты будут соревноваться как бы сами с собой, точнее – со своей рекламой, а мы посмотрим, как они работают, что дают и могут ли быть потенциально опасны для двигателя. Сравнивать же будем не один препарат с другим, а состояние двигателя до и после цикла обработки, предписанного производителем каждого «снадобья».ХИРУРГИЯ ИЛИ ТЕРАПИЯ?Хирургия, связанная с пересадкой новых органов, – это дорого, долго и страшновато. А вот таблетки и порошки мы любим… Загнать лошадку до пены изо рта, а потом за три копейки попробовать ее поднять – заманчиво. Но уж если не получается – сразу претензии к производителям: мол, не работает эта ваша бурда совсем. А потому и вся автохимия – мыльный пузырь! Однако же, хватит философии – давайте что-нибудь проверим! Что проверять? Сейчас на рынке можно насчитать более трех десятков так называемых присадок к маслу. Мы уже объясняли (ЗР, 2006, № 3), что такая терминология неверна, однако имя прижилось. А вот где и как их проверять? Присадки – это вам не шаровые или свечи: ГОСТов на их испытания нет. Как нет и каких-то специализированных лабораторий для испытаний подобной автохимии. В результате нам повезло: работу взялся провести «авторитет» – Центр сертификации топливно-энергетических ресурсов в Санкт-Петербурге. Чтобы полученные им результаты не вызвали сомнений, решили использовать методику, применяемую Центром при проведении процедуры добровольной сертификации подобных препаратов. Задачу сформулировали так: выяснить, насколько эффективны препараты для лечения больныхВИАГРА ДЛЯ МОТОРАМихаил Колодочкин, Александр ШабановУНИКАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ЗР: 700 СТЕНДОВЫХ МОТОЧАСОВ, ВОСЕМЬ ДВИГАТЕЛЕЙ, ТРИ ТОННЫ ТОПЛИВА, ТЫСЯЧИ ЦИФР ПРОТОКОЛА!ЧТО И КАК ПРОВЕРЯЛОСЬ?Для испытаний каждой присадки использовали свой, отдельный двигатель ВАЗ-2108! Пробег каждого – за 100 тыс. км. Двигатели были разобраны, дефектованы и обмерены. Кроме того, все поршневые кольца были раскоксованы, канавки в поршнях почищены. Но – и это главное! – износ деталей остался прежним. Все поршневые кольца и вкладыши были взвешены на аналитических весах, а начальное состояние рабочих поверхностей – сфотографировано. После этого двигатели собрали, прикатали на стенде, после чего провели полную их диагностику – замерили герметичность цилиндропоршневой группы, мощность двигателя и его механических потерь, расходы топлива, токсичность отработавших газов, давление и температуру масла на режимах так называемого универсального цикла испытаний, тоЧто делать, когда старость уже стучит в дверь, а все еще чегото хочется? По слухам есть два выхода – обратиться исключительно к духовной жизни или отправиться в аптеку и купить эдакое «молодильное яблочко»: откусил – и вновь цокаешь копытами… Мотор – существо живое, но вместо духовных увещеваний гораздо чаще ему предлагают именно «автовиагру». Вот ей и займемся.СТАРОСТЬ – НЕ РАДОСТЬ…Что такое «старость» для двигателя? Начинает пошаливать сердечко – цилиндропоршневая группа. Объем цилиндра растет, а на всех рабочих поверхностях появляется сеточка старческих морщин, в умной литературе называемых «дефектами трения». За сердцем мотора следует и его двигательная система – коленчатый вал и шатуны. Кроме того, прогрессируют тромбозы, вызванные различны-178 За рулем 09/2006 ЭКСПЕРТИЗА «ПРИСАДКИ» В МАСЛОесть комбинации режимов городского и шоссейного циклов эксплуатации. Все это делалось, естественно, на моторном стенде. Итак, первая страница нашей медицинской карты двигателя заполнена. Результат – все движки живы, но условно. Диагностировалось снижение мощности, повышенные расходы топлива и токсичность. Давление масла и компрессия, конечно же, были пониженными. А дальше – все, как доктор прописал: ввели, покрутили на холостых и поехали согласно инструкции. Где надо, добавляли лекарство или меняли масло… По ходу «заезда» наблюдали изменение клинической картины, проводя контрольные замеры через каждые 200 км (во временном эквиваленте, естественно). А по окончании пробега – новый цикл замеров, разборка двигателя, его дефектовка, взвешивание деталей. Поскольку разные присадки требуют различного времени для достижения максимального эффекта, в зависимости от препарата катались от 2000 до 8000 км. тере. Из партии «кондиционеров металла» взяли составы SMT-2 и «РЕНОМ», предлагаемые на рынке компанией «AGA». Из группы реметаллизантов были приглашены составы «Ресурс» питерской компании «ВМП-Авто» и швейцарский Metalyz-6. Ну а из сравнительно редкой группы так называемых «слоистых модификаторов» отыскали опять же питерский восстанавливающий «СУРМ» и немецкий Liqui Moly. Итого – восемь составов, восемь двигателей, много бочек 95-го бензина и 50-литровая бочка моторного масла – обычной лукойловской минералки, причем «пожиже» – 10W30. Это сделано специально – ведь модифицировать будем поверхности трения, а именно на маловязком масле эффект должен быть посерьезнее… Так что заранее дадим присадкам некоторую фору.КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТАЭ.М. МОХНАТКИН, доктор технических наук, профессор, эксперт Ростехрегулирования (РОСС RU. 0001.3107023)Практически все составы дали некоторый положительный эффект. Одновременно выявились и негативные последствия – это и увеличение зольности масла, выявленное для состава «РЕНОМ»; и формирование металлосодержащих отложений, в ряде случаев способных даже шунтировать свечи, характерное для работы металлоплакирующих составов. Отметим засорение жиклеров карбюратора порошками дисульфида молибдена при обработке слоистыми модификаторами. Кроме того, при использовании геомодификаторов в определенных случаях нарушается тепловой баланс двигателя. Большое различие между результатами испытаний и рекламными обещаниями было ожидаемо. Так, сравнительно небольшой рост компрессии объясняется, очевидно, тем, что при подготовке двигателей к испытаниям они разбирались – при этом восстанавливалась подвижность поршневых колец, залегание которых является основным фактором снижения компрессии. В реальном же двигателе при обработке присадками кольца чаще всего либо частично, либо полностью раскоксовываются – это дает видимый эффект восстановления. Невысокий эффект снижения токсичности объясняется методикой ее измерения: фирмы обычно пользуются замерами на режимах холостого хода, а при стендовых испытаниях применяют нагрузочные режимы универсального цикла, как и принято сейчас во всем мире. Эффект по расходу топлива также было бы целесообразно пересчитать на статистику универсального цикла. Проведенная экспертиза еще раз подтвердила: разработчикам «лечебных» составов следует заявлять только реально ожидаемую эффективность при четко прописанной технологии их применения. Она же вновь указала на целесообразность обязательной сертификации всей автохимии по специальным методикам.УТРАЧЕНЫ ЛИ ИЛЛЮЗИИ?Сразу обрадовало то, что после обработки полуживых двигателей ни один из них не отправился в «морг». Это уже неплохо… Правда, при этом ни один из них не обратился в новорожденного младенца, но каждая присадка в чем-то помогла: некий терапевтический эффект очевиден. А поскольку каждый из составов работал по-своему, нам удалось выявить как особенности технологии их применения, так и некоторые противопоказания. Подробности – в комментариях по конкретным препаратам. Тех, кто ожидает от нас оценки типа «да – нет», разочаруем: ее не будет! Наши исследования носили слишком серьезный характер, чтобы делать всеобъемлющие выводы по результатам одиночныхСРЕДСТВА НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫДля испытаний решили взять препараты, которые, с одной стороны, больше других на слуху, а с другой – представляют собой определенный класс со своим принципом работы. Подробности – в Нашей справке. Каждую группу представляли два участника. От «геомодификаторов трения» были приглашены украинский состав «ХАДО» и «синтезатор металлов» по имени «ФОРСАН», представленный одноименной московской компанией, но произведенный, однако, в Пи-ЭФФЕКТ В ЕДИНИЦЫ ПРОЦЕНТОВ – ЭТО ХОРОШИЙ РЕЗУЛЬТАТ! ОБЕЩАНИЕ ДЕСЯТКОВ ПРОЦЕНТОВ – РЕКЛАМА…испытаний. Однако ясно следующее: в большинстве случаев определенный положительный эффект восстановления имеет место. Но роста размера деталей не обнаружено НИ У ОДНОЙ ПРИСАДКИ! Эффект восстановления получился в результате очистки двигателя и его масляной системы, а также некоторого «подлечива-А вот это – уже криминал! Слева – свеча после «РЕНОМА», справа – обычная. Зола хороша в качестве удобрения, но не в двигателе.«Ресурс» говорил о специальной маслоудерживающей структуре поверхности. Ну что же, через 5 часов капельки еще висят.Не случайно на Западе металлосодержащие присадки не в почете: от «Метализа» и свечи померли, и всему остальному нехорошо... За рулем 09/2006 179 КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА «ПРИСАДКИ» В МАСЛОИЗБРАННЫЕ ВЫПИСКИ ИЗ «МЕДИЦИНСКОЙ КАРТЫ»Синтезатор металлов «ФОРСАН» Производитель – Восстановитель компрессии двигателя внутреннего сгорания «СУРМ» Производитель – ООО «ПИОТР», Гель-ревитализант для бензиновых двигателей «ХАДО» Производитель – Активный реметаллизант «Ресурс» Производитель –ЗАО ХК «ФОРСАН», Москва, РоссияСанкт-Петербург, РоссияООО «ХАДО», Харьков, Украинакомпания «ВМП-Авто», Санкт-Петербург, РоссияЦена (на обработку двигателя) – три упаковки по 500 руб. – итого 1500 руб. Способ применения Три стадии обработки. После первой обработки – промывка двигателя и смена масла, после второй – смена масла. Что обещано? Увеличение срока службы узлов до 10 и более раз, восстановление изношенных поверхностей, уменьшение трения в 10 раз, увеличение мощности на 10–15%, снижение расхода топлива на 10–15%, снижение токсичности. Что получили при испытаниях? Рост компрессии в среднем – на 0,2 кгс/см2. Увеличение мощности – на 3,6%. Снижение расхода топлива – на 5,7%. Улучшение токсичности по усредненному показателю – на 2,5%. Изменение размера деталей – не обнаружено. Снижение давления масла – на 10%, увеличение на 11% – после его замены перед третьей обработкой. Снижение потерь трения на режиме холостого хода – на 13,4%. Что не понравилось? В процессе второй обработки были замечены рост выхода окислов азота, детонация, уменьшение температуры в системе охлаждения. После третьей признаки усилились. Кроме того, наблюдалось снижение давления масла. После замены масла давление увеличилось и стабилизировалось. Общее мнение о результатах испытаний Хорошие показатели по росту мощности и снижению расхода. Отметим понятную технологию применения.Цена (на обработку двигателя) – 160 руб. Способ применения Вводится в двигатель через свечные отверстия. Количество – в зависимости от рабочего объема двигателя. Что обещано? Уменьшение расхода масла в 1,5–2 раза, увеличение компрессии на 2–4 кгс/см2, а мощности двигателя – на 25–30%, уменьшение расхода топлива и токсичности в 1,5–2 раза. Что получили при испытаниях? Рост компрессии в среднем по всем цилиндрам на 0,3 кгс/см2. Увеличение мощности двигателя – на 2,5%, снижение расхода топлива – на 3,5%. Уровень токсичности по усредненному показателю практически сохранился. Существенное улучшение по СН было компенсировано повышением выхода окислов азота. Изменение размера деталей – не обнаружено. Изменение давления масла после замены масляного фильтра – в пределах погрешности измерения, до замены – снижение давления на 8%. Снижение потерь трения на режиме холостого хода – на 10,7%. Что не понравилось? Наблюдалось уменьшение давления масла. После замены масляного фильтра давление восстановилось. Общее мнение о результатах испытаний Недорогой препарат работает довольно эффективно и без тяжелых последствий для двигателя.Цена (на обработку двигателя) – три упаковки по 400 руб. Способ применения Три стадии обработки, в процессе которых гель в заданном количестве вводится в масло. Промежуток – 100–250 км. Завершение обработки – через 1500 км. Что обещано? Увеличение срока службы узлов двигателя в3 раза, восстановление деталей цилиндропоршневой группы, кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, повышение и выравнивание компрессии в цилиндрах, увеличение мощности, эластичности и приемистости двигателя, снижение расхода топлива на режиме холостого хода до 30%, снижение шума и вибрации, защита от износа на режимах холодного пуска, снижение содержания СО и СН в 2–10 раз. Что получили при испытаниях? Рост компрессии в среднем – на 0,4 кгс/см2. Увеличение мощности двигателя – на 0,6%. Снижение расхода топлива – на 3,2%. Слабовыраженное улучшение токсичности по усредненному показателю – на 2,5%. Изменение размера деталей – не обнаружено. Снижение давления масла – на 5%, слабовыраженное увеличение – после смены масла. Снижение потерь трения на режиме холостого хода – на 11,4%. Что не понравилось? В целом все нормально, если не считать отложений красного цвета на масляном поддоне. Падение давления масла – также не лучший побочный эффект. Общее мнение о результатах испытаний Скорее – положительное.Цена (на обработку двигателя) – три упаковки по 85 руб. – итого 255 руб. Способ применения Вводится в свежее масло, концентрация зависит от степени износа двигателя. Что обещано? Снижение угара масла до 5 раз, увеличение компрессии до 40%, защита двигателя от сухого трения при пуске и высоких нагрузках. Что получили при испытаниях Рост компрессии в среднем по всем цилиндрам – на 0,5 кгс/см2. Увеличение мощности двигателя – на 1,1%. Снижение расхода топлива – на 4,9%. Слабовыраженное улучшение токсичности по усредненному показателю – в пределах погрешности измерения. Изменение размера деталей – не обнаружено. Изменение давления масла – в пределах погрешности измерения. Снижение потерь трения на режиме холостого хода – на 8,4%. Что не понравилось? При вскрытии двигателя был обнаружен металлический налет красного цвета на поверхностях поршней и головки блока цилиндров. При использовании старых свечей зажигания возможен их ускоренный выход из строя. В поддоне обнаружены темно-коричневые отложения, смываемые только сильными растворителями. Общее мнение о результатах испытаний С учетом невысокой цены препарата – неплохо, если бы не осаждения бронзового цвета, способные погубить лямбда-зонды и свечи.180 За рулем 09/2006 КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА «ПРИСАДКИ» В МАСЛОИЗБРАННЫЕ ВЫПИСКИ ИЗ «МЕДИЦИНСКОЙ КАРТЫ»Синтетический кондиционер металлов 2-го поколения SMT-2 Производитель – Ремонтно-восстановительная присадка «RENOM Engine» Производитель – компания «ЛаАнтифрикционная присадка в масло Liqui Moly Производитель – Реметаллизатор двигателя Metalyz-6 Производитель –SMT Performance Products, Inc, USAборатория триботехнологий», Зеленоград, Россиякомпания «Liqui Moly», ГерманияACTEX INTERNATIONAL, ШвейцарияЦена (на обработку двигателя) – 350 руб. Способ применения Добавление в заданной пропорции в моторное масло. При смене масла – повторное добавление. Что обещано? Увеличение мощности, облегчение пуска двигателя, увеличение интервалов между регулировками, уменьшение шума в салоне, уменьшение температуры и темпа загрязнения двигателя. Снижение расхода топлива до 10%, расхода масла на угар, увеличение срока службы масла до 30%, снижение затрат на регулировку цепи и клапанов, увеличение срока службы в 2–2,5 раза. Снижение токсичности выхлопа, продление периода «малой токсичности», уменьшение засорения окружающей среды. Что получили при испытаниях? Рост компрессии в среднем – на 0,2 кгс/см2. Изменение мощности двигателя – в пределах погрешности измерения. Изменение расхода топлива – в пределах погрешности измерения. Изменение токсичности по усредненному показателю – в пределах погрешности измерения. Изменение размера деталей – не обнаружено. Снижение давления масла на 17% до замены фильтра, сохранение давления в пределах погрешности измерения – после замены. Снижение потерь трения на режиме холостого хода – на 8,8%. Что не понравилось? Замечаний нет. Общее мнение о результатах испытаний Ни лучше, ни хуже практически не стало.Цена (на обработку двигателя) – 350 руб. Способ применения Добавление в заданной пропорции в свежее моторное масло. Что обещано? Увеличение срока службы двигателя, восстановление изношенных пар трения двигателя, повышение компрессии в цилиндрах до 5%, увеличение эффективной мощности до 3%, снижение расхода топлива до 3%, снижение мощности механических потерь до 6%. Что получили при испытаниях? Рост «компрессии» в среднем по всем цилиндрам на 0,3 кгс/см2 в середине цикла испытаний, снижение по сравнению с базовым значением на 0,1 кгс/см2 по окончании испытаний. Увеличение мощности двигателя – на 1,6%. Снижение расхода топлива – на 5,1%. Ухудшение токсичности по усредненному показателю – на 10,5%. Изменение размера деталей – слабый износ поршневых колец. Изменение давления масла – в пределах погрешности измерения. Снижение потерь трения на режиме холостого хода – на 11,2%. Что не понравилось? Зольные отложения на свечах и выпускных клапанах, выраженные аномалии сгорания на режимах больших нагрузок. А зола – это снижение эффекта и рост износов по мере наработки двигателя с присадкой. Общее мнение о результатах испытаний Заявленные обещания в целом подтвердились – это следует отметить, но вот зола в цилиндрах – лишний абразив…Цена (на обработку двигателя) – 160 руб. Способ применения Вводится в свежее масло. Что обещано Снижение износов, оптимизация мощности, уменьшение расхода топлива, более мягкий пуск. Что получили при испытаниях? Рост «компрессии» в среднем в пределах погрешности замера. Увеличение мощности двигателя на 1,1%, изменение расхода топлива в пределах погрешности измерения. Уровень токсичности практически сохранился. Существенное ухудшение СН было компенсировано улучшением показателей по окислам азота. Изменение размера деталей – не обнаружено. Изменение давления масла – в пределах погрешности измерения. Снижение потерь трения на режиме холостого хода – на 13,7%. Что не понравилось? На конечной стадии испытаний наблюдались – неустойчивая работа на режимах малых нагрузок, обеднение смеси на номинальных режимах. Причина – осаждение частиц дисульфида молибдена на поверхностях дозирующих элементов карбюратора. После продувки карбюратора работа двигателя восстанавливалась. Общее мнение о результатах испытаний Хороший антизадирный препарат, но чреватый своей способностью осаждаться и там, где надо, и там, где не надо. Для «лечения» применять не стоит, а вот «супердрайверам», насилующим двигатель на форсированных режимах, он может помочь.Цена (на обработку двигателя) – 320 руб. Способ применения Вводится в свежее масло. Что обещают Снижение угара масла, восстановление компрессии, продлевает срок службы двигателя, снижает его шумность. Что получили при испытаниях? Рост «компрессии» в среднем по всем цилиндрам – на 0,4 кгс/см2. Снижение мощности двигателя – на 2,1%. Увеличение расхода топлива – на 6,8%. Нарушения в работе свечей зажигания (изоляторы покраснели). После замены свечей изменения мощности и расхода топлива оказались в пределах погрешности измерения. Выраженное улучшение токсичности по усредненному показателю – в основном за счет резкого снижения выхода окислов азота при одновременном ухудшении выхода СН. Изменение размера деталей – не обнаружено. Изменение давления масла – в пределах погрешности измерения. Снижение потерь трения на режиме холостого хода – на 6,3%. Что не понравилось? Характерные налеты и отложения в камере сгорания, нарушения в работе свечей. Общее мнение о результатах испытаний Свечи погибли явно из-за препарата, не зря на Западе металлосодержащие присадки не жалуют. Та же участь может ожидать нейтрализаторы и датчики кислорода.182 За рулем 09/2006 ЭКСПЕРТИЗА «ПРИСАДКИ» В МАСЛОНа правах рекламыНАША СПРАВКАКак работают «присадки» в масло? Результатом старения двигателя является рост зазоров и накопление на рабочих поверхностях царапин, сколов и микрозадиров. Отсюда – рост расхода топлива, повышенная скорость износа, потеря мощности. Кроме того, в двигателе накапливается грязь. А действие препаратов аналогично общеизвестному домашнему ремонту. Скажем, «геомодификаторы трения» занимаются своего рода микрошлифовкой. В масло добавляется комбинация мелкофракционных мягких минеральных составов, чаще всего – на основе породы «серпентинит» (или, по-русски – «змеевик»). Эти порошки делают поверхности гладкими и ровными, внедряясь в поверхностные слои металла и превращая его в металлокерамическую субстанцию – композит. Вместо «намазать поверхность» ученые говорят «плакировать». Этим занимается вторая группа препаратов. Аналог такой «шпатлевки» вводится прямо в масло. А «мажут» либо ния» его поверхностей трения. Пояснения – в Нашей справке. Очевидно, что сама технология применения присадок должна быть различной для двигателей с различной степенью износа. Это – опять же, прямая аналогия частицами или ионами мягких металлов (медь, свинец, олово, серебро), тогда это – металлоплакирующие составы, либо какими-нибудь полимерами (это – полимерное плакирование). А еще можно намазать поверхности чем-то скользким по самой своей природе – графитом или дисульфидом молибдена, например. Тогда – это слоистые плакирующие составы. Исцарапанную поверхность можно при желании протравить какими-нибудь кислотами или щелочами. По такому принципу работают препараты еще одной группы – хемосорбенты и, в частности, «кондиционеры» металлов. Кроме того, эти составы запускают некий процесс «безызносности», открытый довольно давно российскими трибологами и носящий название «эффект Гаркунова». По-простому это означает, что та самая химия, воздействующая на поверхности, перегоняет продукты износа в ионное состояние и потом осаждает снова в зонах износа. Да, еще – все составы моют двигатель! И это – важно… с человеком. Ведь дозировка лекарства предписывается исходя из индивидуальных особенностей пациента. В нашем же случае на это обратил внимание только «ФОРСАН», да и то в качестве диагностического признака он выбирает пробег автомобиля (?). Но 100 тыс. километров может накатать и старичок пенсионер в летних поездках на дачу, и продвинутый супердрайвер. Еще один принципиальный вывод: никаких десятков процентов обещанного эффекта мы не обнаружили. Единицы процентов – действительно были, и это, на наш взгляд, уже очень и очень неплохо! Ну а лить или не лить – пусть каждый все-таки решает сам. В очередной раз ответим вопросом на вопрос: пить или не пить лекарства? Надеемся, наша информация поможет вам принять взвешенное решение.СПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙМожет ли какой-то препарат улучшить показатели автомобиля на 10% и более?19% Да, может это в прин81% Нет, невозможно ципе