РЕМОНТ И СЕРВИСЭКОНОМИМ ТОПЛИВО АЭРОДИНАМИКА АВТОМОБИЛЯДЕНЬГИ НА ВЕТЕРА н ат олий Су хов«ãÂÚ‡˛Ú ÎË ‡‚ÚÓÏÓ·ËÎË?» – «ãÂÚ‡˛Ú, ÌÓ ÌËÁ˝Ì¸ÍÓ-ÌËÁ˝Ì¸ÍÓ». Ç ˝ÚÓÈ ¯ÛÚÍ – ‚Ò ԇ‚‰‡: θ‚Ë̇fl ‰ÓÎfl ÔÓÎÂÁÌÓÈ ÏÓ˘ÌÓÒÚË ÏÓÚÓ‡ Á‡˜‡ÒÚÛ˛ ÛıÓ‰ËÚ Ì‡ ÔÂÓ‰ÓÎÂÌË ÒÓÔÓÚË‚ÎÂÌËfl ËÏÂÌÌÓ «‚ÓÁ‰Û¯Ì˚ı χÒÒ», ‡ ‚Ó‚Ò Ì ÔÓ‰˙ÂÏÓ‚ Ë Ûı‡·Ó‚. ÇÓÁ‰Ûı, ıÓÚ¸ Ë Ì‚ÂÒÓÏ, ӷ·‰‡ÂÚ ‚ÂҸχ Ó˘ÛÚËÏÓÈ ÔÎÓÚÌÓÒÚ¸˛: ·ÓΠÍËÎÓ„‡Ïχ ̇ ÍÛ·ÓÏÂÚ. é˘Û˘‡ÂÚ Â ‡‚Úӂ·‰ÂΈ Ì ÚÓθÍÓ Î‡‰Ó¯ÍÓÈ, ÔÓ‰ÒÚ‡‚ÎÂÌÌÓÈ ÚÛ„ÓÏÛ ‚ÂÚÛ, ÌÓ, ‚ ÍÓ̘ÌÓÏ Ò˜ÂÚÂ, Ë ÍÓ¯ÂθÍÓÏ – ÒË· ‡˝Ó‰Ë̇Ï˘ÂÒÍÓ„Ó ÒÓÔÓÚË‚ÎÂÌËfl Û‚Â΢˂‡ÂÚÒfl ÔÓ Í‚‡‰‡ÚÛ ÒÍÓÓÒÚË*, ÒÓÓÚ‚ÂÚÒÚ‚ÂÌÌÓ ‡ÒÚÂÚ Ë ‡ÒıÓ‰ ÚÓÔÎË‚‡. ç‡ ÒÓ‚ÂÏÂÌÌÓÈ Ï‡ÎÓÎËÚ‡ÊÍ (Ò ‰‚Ë„‡ÚÂÎÂÏ 1300–1500 ÒÏÁ) ÔË ÒÌËÊÂÌËË ÒÍÓÓÒÚË ÒÓ 130 ‰Ó 120 ÍÏ/˜Влияние груза, установленных аксессуаров и состояния автомобиля на его аэродинамическое сопротивление. Зеленый цвет – сопротивление ниже, красный – выше: 1 – бокс, багажник с вещами; 2 – люк в крыше; 3 – открытые окна; 4 – спойлер; 5 – антикрыло; 6 – длинномеры в открытом багажнике; 7 – увеличенный клиренс; 8 – отсутствие колпаков колес; 9 – накладки порогов; 10 – нарушение расположения элементов под днищем; 11 – уменьшенный клиренс; 12 – гладкие колпаки колес; 13, 14 – передний аэродинамический обвес; 15 – «кенгурятник»; 16 – дополнительные фары; 17 – «мухобойка»; 18 – закрытые окна.*ëËÎÛ ÏÓÊÌÓ ÔÓ‰Ò˜ËÚ‡Ú¸ ÔÓ ÙÓÏÛÎÂ:FÒÓÔ=1/2ëıSV2, „‰Â – ÔÎÓÚÌÓÒÚ¸ ‚ÓÁ‰Ûı‡ (ÔËÏÂÌÓ 1,3 Í„/Ï3), ëı – ÍÓ˝ÙÙˈËÂÌÚ ÎÓ·Ó‚Ó„Ó ÒÓÔÓÚË‚ÎÂÌËfl, S – ÔÎÓ˘‡‰¸ ÎÓ·Ó‚ÓÈ ÔÓÂ͈ËË ‡‚ÚÓÏÓ·ËÎfl, V – Â„Ó ÒÍÓÓÒÚ¸.272 За рулем 10/2006 ПУТИ СНИЖЕНИЯ РАСХОДА ТОПЛИВАСовет Демонтировать верхний бокс Демонтировать крепления для лыж Закрыть окна Установить передний обтекатель Закрыть люк в крыше Установить колпаки на штампованные колеса Экономия*, л/100 км при 90 км/ч при 120 км/ч 0,98 0,61 0,27 0,24 0,05 0,05 1,61 1,01 0,44 0,40 0,08 0,08*Для малолитражного автомобиля (1300–1500 смз).расход топлива падает на 15% – выгода больше литра на сотню! А разница во времени на те же 100 км – менее четырех минут (это без учета возможного общения с сотрудниками ГАИ). Так что, если топливо на исходе, а заправка далеко – снижайте скорость до 50–60 км/ч. В этом режиме даже такие «сундуки», как заднеприводные ВАЗы, потребляют менее 6 л/100 км. Впрочем, скорость – далеко не единственное, что влияет на «аэродинамический» расход. Последний зависит и от коэффициента лобового сопротивления – пресловутого Сх, и от площади проекции автомобиля. Изменить оба этих фактора также под силу владельцу, причем как в лучшую, так ив худшую сторону. Быстрее всего опустошает бак верхний багажник (даже пустой) или модный ныне пластиковый бокс, несмотря даже на его «аэродинамическую» форму. Велосипед или лыжи на крыше тоже потребуютна шоссе свой «литр на сотню». Увеличить расход помогают шины пошире (увеличивают площадь сопротивления), а также «люстра», «кенгурятник» и антикрыло. Сжигают лишний бензин открытые окна, люк, «мухобойки» на капоте. Если часто приходится возить груз на крыше, подумайте о прицепе: по сравнению с загруженным багажником он почти не увеличивает аэродинамическое сопротивление. А если без багажника не обойтись, помните, что с ним кривая роста сопротивления гораздо круче, чем с «чистой крышей», и при перевозке, скажем, шкафа на скорости за сотню расход будет как у «Газели»! Велосипеды также лучше перевозить не сверху, а сзади. Длинномеры постарайтесь разместить в салоне, сложив заднее сиденье, а не возить в приоткрытом багажнике (он, кстати, может сильно запылиться). Немалый резерв экономии скрыт под днищем автомобиля. Обратите внимание, что многие неоригинальные глушители – другой, более простой формы, нередко и провисают чуть ниже. «Чуть» к расходу топлива добавляют и оторванные пластиковые кожухи на днище, еще немного – потерянные колпаки колес. А вот любителям задирать кузов – отдельный счет, уже не шуточный. В малом Сх «Оки» немалая заслуга именно ее низкой посадки, да и на Западе тюнинговые ателье уменьшают клиренс не только для лучшей устойчивости, но и для лучшей аэродинамики. Снижению расхода топлива способствует и грамотный аэродинамический «обвес». Низкий передний клюв отсекает поток под днищем, накладки порогов сглаживают выступание колес, а спойлер организует поток – не позволяет возникать мощным тормозящим вихрям. Впрочем, заметного эффекта можно добиться простой подгонкой кузовных панелей: щели и выступы кромок могут съесть на скорости 100 км/ч до 0,5 л на 100 км.На правах рекламыНа протяжении 7 лет компания «Астрохим» занимается производством депрессорных присадок для дизельного топлива. Журнал «Потребитель» в ноябре 2005 года (№19) провел независимый тест 11 импортных и отечественных депрессорных составов. По результатам исытаний депрессорная присадка «Антигель» торговой марки «Астрохим» заняла I место с абсолютным рекордом для летнего топлива - 41OC.Научно-производственное предприятие«Астрохим»(495) 702-9493, 702-9498 www.astrohim.ru