302
303
304
305
ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯВот что может оказаться внутри колеса: 1 – электромотор с кольцевыми статором и ротором; 2 – клиновой электромеханический тормоз; 3 – активный электромагнитный демпфер (он внутри пружины); 4 – электромеханическое рулевое управление (в перспективе заменит рулевую трапецию и гидроусилитель).певает вовремя дать им «задний ход». Нечто подобное происходит в АBS, когда контроллер не дает колесу заблокироваться. А вот двигатель представляет собой неподвижно закрепленный на оси колеса статор с обмотками, тогда как ротор расположен вокруг него изнутри колеса (не напрягайте воображение – на схеме все достаточно наглядно). Этот мотор при торможении «двигателем» работает как генератор – вот вам и гибридная схема. Итак, мы избавились от приводов со ШРУСами, от тормозной жидкости, но… остались еще амортизаторы, а это – гидравлическое устройство. Ничуть не бывало: на заключительном этапе разработки eCorner вместо них появятся… соленоиды. Под управлением компьютера они смогут имитировать любую демпфирующую характеристику!КОЛЕСО БУДУЩЕГОДумаете, изобретать колесо уже бессмысленно? Ничуть, и специалисты фирмы Siemens VDO это доказывают. Они убеждены: скоро внутри него не будет ни сложной механики, ни гидравлики, ни пневматики. Крутить себя оно будет само, да и для остановки не потребуется ничего, кроме… потока электронов. Так откроется путь к новому классу гибридов, в котором ДВС окажется механически не связанным с ведущими колесами, а будет лишь крутить генератор. Этакий дизель-электроход на колесах. Назван проект eCorner, а идея заключается в объединении мотор-колеса и электрической поликлиновой тормозной системы. О последней мы как-то писали: суть новинки в том, что колодки прижимаются к диску за счет небольшого сдвига одной зубчатой пластинки относительно другой. Причем сдвиг осуществляет небольшой исполнительный электромоторчик, а дальше работает эффект самозаклинивания. Разумеется, чтобы машина не встала как вкопанная, когда не нужно, электронная система отслеживает прижим колодок и ус-Сам тормозной механизм сохранил только диск 1и колодки 2. Последние прижимаются и отводятся при перемещении поликлиновой пластины 6с помощью электромоторов 3и 4. Для уменьшения трения между пластинами установлены цилиндрические ролики 5.302 За рулем 10/2006 МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВВ ГАРАЖ, МАРШ!Электронных парктроников нынче в магазинах пруд пруди. Чем же решила удивить БМВ, предлагая Remote Park Assist? Разгадка кроется в первом слове – его часто можно увидеть на пультах дистанционного управления телевизором. Здесь нечто подобное: команду на парковку дает водитель... с пульта извне машины. Представьте, вы подъезжаете к воротам гаража, глушите мотор, выходите из своего новейшего БМВ и нажимаете особую кнопочку на электронном ключе. Машина пискнет «яволь», сама собой заведется и… медленно заедет на ваше место в гараже. И уже нестрашно ободрать дверь о стену или соседнюю машину, испачкать костюм, продираясь через узкую щель. Да и на следующее утро достаточно будет подать команду на выезд, и «сивкабурка» окажется перед вами! Автоматика не только крутит руль и жмет на педали, но и складывает зеркала, включает ручной тормоз, гасит фары. Для страховки система устроена так, что, отпустив кнопку во время процесса, вы немедленно остановите автомобиль. Мало ли, вдруг на пути окажется любимый котенок или мячик сынишки. Пока, однако, оборудованная таким парктроником машина не поедет, если ее видеокамера не обнаружит на стене гаража специально установленный катафот. И в первый раз нужно самому правильно заехать на место, записав в память компьютера точную траекторию движения и момент остановки. Ну а потом все пойдет само собой – удобно и безопасно! Этот Remote Park Assist – несимметричный ответ БМВ на устройство в новой «Тойоте-Приус». Та, между прочим, хотя и паркуется на улице между стоящими машинами, но внутри «за педалями» все же должен сидеть водитель. Немцы решили исключить «самое слабое звено» из процесса. Не сегодня: на доводку уйдет пара лет…AВзгляд на процесс снаружи (а) и изнутри (б). Согласитесь, есть в этом что-то завораживающее!Бреклама ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯне превысила… 150°С, тогда как с ним уже через 50 с на входе нейтрализатора намерили 200°С! А вот экономичности, увы, эта «горелка», мягко говоря, не добавляет. Что ж, за чистый выхлоп приходится платить. В буквальном смысле тоже.ГРУЗОВОЙ «ФОРСАЖ»Есть в авиации понятие – форсаж. Смысл его в том, что для увеличения тяги турбореактивного двигателя в камеру сгорания за турбиной подается дополнительное количество топлива. Из сопла вырывается пламя, и в разгоняющемся истребителе пилота буквально вдавливает в кресло. То, что происходит в топливном процессоре (Fuel Processor) фирмы «Эберспехер», весьма напоминает описанное выше. Дополнительное топливо тоже впрыскивается в выпускной тракт после колеса турбины, но сгорает не ради тяги (в конце концов, выхлопная труба может быть направлена и вбок, и вверх), а... ради быстрейшего прогрева нейтрализатора и регенерации фильтра сажи. Выхлопные газы современного дизеля слишком холодные, особенно вскоре после пуска или на холостом ходу, а для эффективной работы нейтрализатора нужны как минимум 200–250°С, не говоря уже о выжигании накопившейся сажи. Можно, конечно, периодически обогащать топливную смесь (так и делают), но это не работает на холостом ходу и малоэффективно при прогреве двигателя после холодного пуска. Тут и придет на помощь Fuel Processor. (Он, кстати, может работать сам по себе, вроде автономного отопителя.) Короче, теперь нет необходимости вмешиваться в оптимальный режим работы самого двигателя, достаточно включить «форсаж», и выхлоп быстро станет экологически чистым. Испытания показали высокую экологическую эффективность новинки. Судите сами: без Fuel Processor температура выхлопных газов грузовика на стенде вообщеТопливный процессор много места не занимает. А расположен он перед самым нейтрализатором.ВТОРАЯ ЖИЗНЬ «КЕНГУРЯТНИКА»В Европе совсем уже было обидели владельцев «навороченных» джипов, запретив столь милый их сердцу «кенгурятник», как вдруг оказалось, что сей предмет может не только защищать автомобиль от кенгуру, но еще и пешеходов от автомобиля! Сделала сие удивительное открытие английская фирма Concept Mouldings из Вулвергемптона. Все дело, оказывается, в конструкции и материале торчащей перед капотом рамы. Конечно, сооружение из толстенной нержавеющей трубы не оставит никаких шансов ни кенгуру, ни тем более пешеходу. А вот если спрятать стальную арматуру под полуторасантиметровым слоем специального полиуретанового покрытия… Оно сможет эффективно поглотить значительную часть энергии удара, смягчив фатальность последствий. В доказательство – результаты тестирования в лаборатории MIRA (Motor Industry Research Association). «Кенгурятник» «Эндуро», установленный на вседорожнике образца 1993 года, снизил вероятность серьезной травмы с 70 до 5%! Ну а на новеньком джипе, выполненном уже с учетом последних требований по защите пешеходов, – с 44 до… 1%. Новый «кенгурятник», конечно, не блестит хромом на солнце, зато отнесен к категории FPS (Frontal Protection System), аттестован по Директиве 2005/66/ЕС и, стало быть, не только не должен быть запрещен, а, напротив, рекомендован для установки! Воодушевленные успехом и перспективами сбыта разработчики уже придумывают, как бы поставить на «Эндуро»… надувные подушки. Тогда изделие станет еще безопаснее и… значительно дороже.Страшная ситуация закончится, к счастью, лишь парой синяков!АБТак выглядит защитный «кенгурятник» на вседорожнике (а) и фургоне (б).304 За рулем 10/2006 НОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯПРОКАТИМСЯ НА МКС?Для этого не потребуется взнос в 20 млн. долларов, как космическому туристу, ведь речь не о полете, а о поездке, да еще по родному мегаполису. При чем же тут МКС? Космические технологии спустились с небес на землю и прямиком в салон автомобиля! Компания «Авиакосмические технологии», занимающаяся разработкой систем жизнеобеспечения кораблей, бороздящих просторы Вселенной, «на досуге» озаботилась чистотой воздуха в обычных автомобилях. Что содержит воздух напряженных городских трасс, объяснять не нужно. Автопроизводители наперебой предлагают внутрисалонные фильтры, в том числе ис активированным углем, но... сильно лукавят, предлагая заменять их через каждые 15 000 км. Какие тысячи – специалисты компании убедились, что активированный уголь теряет свою поглотительную способность уже через… 4 часа езды по Москве во время пик. Дальше он фильтрует лишь пыль, а не вредные газы! Можно, конечно, включить режим рециркуляции, но вот что выделяет в воздух сам человек: окись и двуокись углерода, аммиак, аминосоединения, уксусную кислоту, альдегиды, кетоны, метан, диметиламин, метилэтилкетон и, не побоимся его назвать, этанол. Короче, воздух за 30 минут пребывания в изолированном салоне становится до того спертым, что оставаться там, не открывая окна, просто рискованно. Вот и придумали космические спецы агрегат, способный к реге-Внешний вид автомобильного очистного сооружения (это слово как раз подходит для такого агрегата!) напоминает о его бывшем неземном предназначении.нерации. Его угольная набивка каждые 4 часа восстанавливает свои свойства: накопленные вредности вытеснит наружу пар, получаемый из воды, собравшейся в силикагеле. А в это время (регенерация длится около часа) пассажиры дышат воздухом из салона, который очищается второй ветвью агрегата. Потом роли меняются и регенерируется уже второй фильтр. И так до конца поездки. Все устройство размером около 700х220х190 мм потребляет от бортсети не более 11 Аи весит 24 кг. О цене пока говорить рано, а вот эффективность очистки – высочайшая: бензол, гексан, окислы азота, углерода – все удаляется на 97–98%!Схема агрегата: 1 – переключающий клапан; 2 – вентилятор; 3 – угольный фильтр и силикагель; 4 – каталитический фильтр СО и NO2; а – наружный воздух; а1 – воздух из салона; б– осушенный воздух без СН; в – выход грязного воздуха в атмосферу при регенерации; г– выход чистого воздуха в салон.На правах рекламы