240
241
КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА ВОДЯНЫЕ НАСОСЫ «ГАЗЕЛИ»ПОМПА ОТ ХОТ ТАБЫЧАА лександрР ум янцев , М ихаилКолодочкинВÓÁÏÓÊÌÓ, ˜ËÚ‡ÚÂÎË ÒÓ ÒÚ‡ÊÂÏ Á‡ÏÂÚËÎË: ÚÂχÚË͇ ̇¯Ëı ˝ÍÒÔÂÚËÁ Á‡ ÔÓÒΉÌË „Ó‰˚ ÂÁÍÓ Ò‰‚ËÌÛ·Ҹ ‚ ÒÚÓÓÌÛ, Í‡Í ÔËÌflÚÓ „Ó‚ÓËÚ¸, «Ó·˘Â˜ÂÎӂ˜ÂÒÍËı» ˆÂÌÌÓÒÚÂÈ. Ç Ò‡ÏÓÏ ‰ÂÎÂ: ıÓӯ χÒÎÓ ËÎË «Ô‡‚ËθÌ˚» ·ÏÔÓ˜ÍË ÌÛÊÌ˚ ͇ʉÓÏÛ – ÓÚ «„‡ÁÓ‚Ó‰‡» ‰Ó ӷ·‰‡ÚÂÎfl ÅåÇ. ç ÚÓ, ˜ÚÓ, Ò͇ÊÂÏ, ‚Ó‰flÌ˚ ̇ÒÓÒ˚ «„‡ÁÂÎÂÈ» – ÍÓÏÛ, ÍÓÏ Ëı ‚·‰ÂθˆÂ‚, ÏÓ„ÛÚ Â˘Â ÔÓ̇‰Ó·ËÚ¸Òfl ˝ÚË ÛÁÍÓ̇Ô‡‚ÎÂÌÌ˚ ËÁ‰ÂÎËfl? à ‚Ò Ê Ò„ӉÌfl ÔÓ„Ó‚ÓËÏ ËÏÂÌÌÓ Ó ÌËı! èÓ˜ÂÏÛ? ÇÓ-ÔÂ‚˚ı, ÔÓÔÛÎflˆËfl «„‡ÁÂÎÂÈ» Û Ì‡Ò ‚ÂҸχ ÒÓÎˉ̇fl – Í‡Í Ò 402-ÏË, Ú‡Í Ë Ò 406-ÏË ‰‚ËÊ͇ÏË, ‡ ‚Ó‚ÚÓ˚ı, Ó ÔÓÏÓ˘Ë ÔÓÔÓÒËÎ… Á‡‚Ó‰-ËÁ„ÓÚÓ‚ËÚÂθ «„‡ÁÂ΂ÒÍËı» ÏÓÚÓÓ‚ – áåá! åÓÎ, Ï˚ ‚ Ò‚Ó ‚ÂÏfl ‡Á‡·ÓÚ‡ÎË ÌÓχθÌ˚ ̇ÒÓÒ˚ – Ò ‰ÓÍÛÏÂÌÚ‡ˆËÂÈ,Заявленный производитель – ОАО «Агрегат» (г. Сим Челябинской обл. )ÚÂıÌ˘ÂÒÍËÏË ÛÒÎÓ‚ËflÏË Ë Ú.Ô., ‡ ‚ ÔÓ‰‡Ê ÒÔÎÓ¯¸ Ë fl‰ÓÏ – ˜ÂÚ Á̇ÂÚ ˜ÚÓ. ù‰‡ÍË ËÁ‰ÂÎËfl ÓÚ ÒÚ‡Ë͇ ïÓÚÚ‡·˚˜‡, ÍÓÚÓ˚È Á‡ÔÓÒÚÓ Ò‰Â·Π‰Îfl ÇÓθÍË ÍÓÔ˲ ˜‡ÒÓ‚ Ò ÛÍË ÔÓıÓÊ„Ó, ÌÓ Ì ÔÓ‰ÛÏ‡Î Ó ÚÓÏ, ˜ÚÓ ÓÌË ‰ÓÎÊÌ˚ Ì ÔÓÒÚÓ ‚ËÒÂÚ¸ ̇ Á‡ÔflÒÚ¸Â, ‡ Â˘Â Ë ÔÓ͇Á˚‚‡Ú¸ ÚÓ˜ÌÓ ‚ÂÏfl… ÑÎfl ÔÓ‚ÂÍË «Ì‡ÒÓÒÌÓ„Ó ıÓÁflÈÒÚ‚‡» ·˚ÎÓ ÔËÓ·ÂÚÂÌÓ ÒÂϸ «„‡ÁÂ΂ÒÍËı» ÔÓÏÔ – ˜ÂÚ˚ ÔÓ‰ ‰‚Ë„‡ÚÂÎË ÒÂÏÂÈÒÚ‚‡ áåá-406.10 Ë ÚË – ÔÓ‰ áåá-402.10. ÇÓ‰flÌ˚ ̇ÒÓÒ˚ Ò ˝ÎÂÍÚÓχ„ÌËÚÌÓÈ ÏÛÙÚÓÈ ÔÓ‰ 405- ÏÓÚÓ˚ ‚ ˝ÍÒÔÂÚËÁ Ì ۘ‡ÒÚ‚Ó‚‡ÎË – Ò ÌËÏË ÔÓ͇ ˜ÚÓ ÓÒÓ·˚ı ÔÓ·ÎÂÏ Ì ÓÚϘÂÌÓ. àÒÔ˚Ú‡ÌËfl ÔÓ‚Ó‰ËÎË ‚ ËÒÔ˚Ú‡ÚÂθÌÓÏ ˆÂÌÚ «åÓÚÓ» ìÉä áåá ̇ ÒÔˆˇθÌÓÏ ÒÚẨ ‰Îfl ËÒÒΉӂ‡ÌËfl ̇ÒÓÒÓ‚ ÊˉÍÓÒÚÌ˚ı ÒËÒÚÂÏ. éÒÌÓ‚ÓÔÓ·„‡˛˘ËÈ ‰ÓÍÛÏÂÌÚ –Заявленный производитель – не указан (продается как «Москва»)éëí 37.001.232-80 «ç‡ÒÓÒ˚ ÊˉÍÓÒÚÌ˚ı ÒËÒÚÂÏ Óı·ʉÂÌËfl ‡‚ÚÓÏÓ·ËθÌ˚ı ‰‚Ë„‡ÚÂÎÂÈ». ê‡ÒıÓ‰ ÊˉÍÓÒÚË ‚ ÒËÒÚÂÏÂ Ë ‰‡‚ÎÂÌËÂ, ‡Á‚Ë‚‡ÂÏÓ ̇ÒÓÒ‡ÏË, ËÁÏÂflÎËÒ¸ ÔÓ ÒÍÓÓÒÚÌÓÈ ı‡‡ÍÚÂËÒÚËÍ ÔË ˜‡ÒÚÓÚ ‚‡˘ÂÌËfl ‚‡ÎËÍÓ‚ ̇ÒÓÒÓ‚ ÓÚ 800 ‰Ó 6000 Ó·/ÏËÌ ‰Îfl ‰‚Ë„‡ÚÂÎÂÈ 406.10 Ë ÓÚ 1000 ‰Ó 5000 Ó·/ÏËÌ ‰Îfl ‰‚Ë„‡ÚÂÎÂÈ 402.10. éÚÌÓ¯ÂÌË ‰Ë‡ÏÂÚ‡ ¯ÍË‚‡ ÍÓÎÂÌ‚‡Î‡ Í ‰Ë‡ÏÂÚÛ ¯ÍË‚‡ ‚‡ÎË͇ ̇ÒÓÒ‡ ÒÓÒÚ‡‚ÎflÂÚ 1,11 ‰Îfl 406-ı ÏÓÚÓÓ‚ Ë 1,06 – ‰Îfl 402-ı. àÒÔ˚Ú‡ÌËfl ‚ÂÎË ÔË ÚÂÏÔÂ‡ÚÛ‡ı Óı·ʉ‡˛˘ÂÈ ÊˉÍÓÒÚË +30°ë Ë +95°ë. é·‡ÁˆÓÏ-˝Ú‡ÎÓÌÓÏ ÔË ˝ÚÓÏ ÒÎÛÊËÎË ‚Ó‰flÌ˚ ̇ÒÓÒ˚ ÔÓËÁ‚Ó‰ÒÚ‚‡ áåá, Ëϲ˘Ë ÓÔÚËχθÌ˚ ԇ‡ÏÂÚ˚. Ç Í‡˜ÂÒÚ‚Â Óı·ʉ‡˛˘ÂÈ ÊˉÍÓÒÚË ÔËÏÂÌfl·Ҹ ‚Ó‰‡. èÓ˜ÂÏÛ Ì ‡ÌÚËÙËÁ? è‡ÍÚ˘ÂÒÍË ‚Ò ‡ÌÚËÙËÁ˚ ÓÚ΢‡˛ÚÒfl ‰Û„ ÓÚЗаявленный производитель – HerzogПрименяемость – ЗМЗ-406.10 Ориентировочная цена – 710 руб. На внутренней поверхности «улиток» в литье – неровности, ухудшающие характеристики. Поверхности бобышек не обработаны, что чревато ослаблением крепления и появлением течи. Ступица крыльчатки не рассчитана под стандартный съемник. Взамен специального шарико-роликового подшипника повышенной грузоподъемности использованы два однорядных шариковых 6203Z (производства ВПЗ, Вологда). Это может привести к поломке узла. Подшипники имеют одностороннее уплотнение – выдавливание смазки с дорожек качения снизит ресурс, так как отверстий для пополнения смазки не предусмотрено. Параметры изделия соответствуют эталонному насосу по напору, но немного уступают по производительности – на 2–5% при Т=30°С и на 4–15% при Т=95°С. При этом мощность, затрачиваемая на привод насосов, у эталона ниже на 11–30% при Т=30°С и на 23–60% при Т=95°С. Выводы. При частичных нагрузках будет работать хорошо, но при полной нагрузке или в пробках возможен перегрев двигателя.Применяемость – ЗМЗ-406.10 Ориентировочная цена – 710 руб. Выступание крыльчатки над корпусом водяного насоса – 16,3 мм вместо максимально допустимых 14,2 мм, из-за чего установка насоса на двигатель НЕВОЗМОЖНА: торец крыльчатки упирается в крышку цепи. По этой причине не удалось замерить характеристики насоса: даже установка двух прокладок не помогла. Зазор между лопастями и корпусом водяного насоса минимален, а потому допрессовка крыльчатки также не дает результата. Перечислим и иные недочеты. Ступица крыльчатки не подходит для стандартного съемника; два однорядных подшипника с радиальными люфтами не обеспечивают должной надежности узла; валик и сальник конструктивно не обеспечивают герметичности; контрольное отверстие слишком мало (3 мм) и при этом частично перекрывается подшипником, что крайне затрудняет прочистку отверстия в эксплуатации и влечет поломку насоса. Выводы. Применять нельзя.Применяемость – ЗМЗ-406.10 Ориентировочная цена – 890 руб. Подшипниковый узел недостаточно надежно защищен от осевого перемещения – возможно появление течи. Чугунная крыльчатка не имеет резьбы на ступичной части, что значительно усложняет ремонт. Марка подшипника и тип используемой в нем смазки – неизвестного производства. Вместо обычного сальника, контактирующего с торцом крыльчатки, применено более современное торцевое уплотнение. Оно устанавливается в корпус водяного насоса на герметике, а внутренним диаметром напрессовывается на вал. Параметры изделия ниже, чем у эталонного водяного насоса, как по производительности (на 12–17% при Т=30°С и на 10–25% при Т=95°С), так и по напору (на 4–8% при Т=30°С; на 7–25% при Т=95°С). Мощность, затрачиваемая на привод насосов в диапазоне 800–4000 об/мин у эталонного водяного насоса ниже на 5–40% при Т=30°С и на 16–40% при Т=95°С. Выводы. Из плюсов – современное уплотнение. Из минусов – перегрев в жару, в пробках и при максимальных нагрузках.240 За рулем 10/2006 Заявленный производитель – PilengaЗаявленный производитель – не указан (продается как «Иваново»)ЭКСПЕРТИЗА ВОДЯНЫЕ НАСОСЫ «ГАЗЕЛИ»‰Û„‡, ‡ ‚ÓÚ Ò‚ÓÈÒÚ‚‡ ÔÂÒÌÓÈ ‚Ó‰˚ ÒÚ‡·ËθÌ˚. í‡Í ˜ÚÓ ÔÓÎÛ˜ÂÌÌ˚ ÂÁÛθڇÚ˚ ÔÓ‚ÚÓflÂÏ˚, ÌÂÁ‡‚ËÒËÏÓ ÓÚ ‚ÂÏÂÌË Ë ÏÂÒÚ‡ Ôӂ‰ÂÌËfl ËÒÔ˚Ú‡ÌËÈ. ч Ë ‚ Òڇ̉‡Ú Ì ÒÎÛ˜‡ÈÌÓ ÛÔÓÏflÌÛÚ‡ ËÏÂÌÌÓ ‚Ó‰‡. êÂÁÛθڇÚ˚ ËÒÔ˚Ú‡ÌËÈ, Û‚˚, ÔÓ‰Ú‚Â‰ËÎË ÓÔ‡ÒÂÌËfl Á‡‚Ó‰˜‡Ì. ÇÒ ÒÂϸ ̇ÒÓÒÓ‚ ‰ÛÊÌÓ ÛÒÚÛÔËÎË ˝Ú‡ÎÓÌÛ – Í‡Í ÔÓ ÚÂıÌ˘ÂÒÍËÏ ı‡‡ÍÚÂËÒÚË͇Ï, Ú‡Í Ë ÔÓ ÍÓÌÒÚÛ͈ËË. èÓ‰Ó·ÌÓÒÚË – ‚ ÔÓ‰ÔËÒflı ÔÓ‰ ÙÓÚÓ. Ç˚‰ÂÎflÚ¸ ÎÛ˜¯Ëı ËÁ ıÛ‰¯Ëı Ì ËÏÂÂÚ ÒÏ˚Ò·, Ë Ï˚ ‡ÒÔÓÎÓÊËÎË ËÁ‰ÂÎËfl ÔÓ ‚ÓÁ‡ÒÚ‡Ì˲ ˆÂÌ˚, Ò̇˜‡Î‡ – ÔÓ‰ 406- ÏÓÚÓ˚, Á‡ÚÂÏ – ÔÓ‰ 402-Â. ã˛·ÓÔ˚ÚÌÓ, ˜ÚÓ ÂÒÎË ‰Ó 3000 Ó·/ÏËÌ Ì‡ÒÓÒ˚ ¢ ıÛ‰Ó-·Â‰ÌÓ Í‡˜‡˛Ú, ÚÓ Ì‡ ·ÓΠ‚˚ÒÓÍËı Ó·ÓÓÚ‡ı ̇˜Ë̇˛ÚÒfl ÔÓ·ÎÂÏ˚ – Á‰ÂÒ¸ Ë Í‡‚ËÚ‡ˆËfl, Ë Ì‚ÂÌÓ ‚˚·‡Ì̇fl „ÂÓÏÂÚËfl ÎÓÔ‡ÒÚÂÈ Í˚θ˜‡ÚÍË… ‚ÔÓ˜ÂÏ, ÔÓÚ·ËÚÂβ ‚Ò ˝ÚÓ ÌÂËÌÚÂÂÒÌÓ. éÚÏÂÚËÏ, ˜ÚÓ Ì‡ÒÓÒ, ÛÒÎÓ‚ÌÓ Ì‡Á‚‡ÌÌ˚È ÔÓ‰‡‚ˆ‡ÏË «åÓÒÍ‚‡», ‚ÓÓ·˘Â Ì ËÒÔ˚Ú˚‚‡ÎÒfl, ÔÓÒÍÓθÍÛ… ÓÚ͇Á‡ÎÒfl Á‡ÌflÚ¸ ¯Ú‡ÚÌÓ ÏÂÒÚÓ! åÓÊÌÓ, ÍÓ̘ÌÓ, Á‡‰‡Ú¸ ‚ÓÔÓÒ ËÁ ÒÂËË «Ä ÒÛ‰¸Ë ÍÚÓ?» – Á‡‚ÓÎÊÒÍË ÏÓÚÓ˚ ‰‡ÎÂÍË ÓÚ Ë‰Â‡Î‡ Ë Ò‡ÏË ÒÔÓÒÓ·Ì˚ ÔÂÔÓ‰ÌÂÒÚË Ò‚ÓËÏ ‚·‰Âθˆ‡Ï ‡ÁÌÓÓ·‡ÁÌ˚Â Ò˛ÔËÁ˚. é‰Ì‡ÍÓ Ê ·Û‰ÂÏ ÒÔ‡‚‰ÎË‚˚: ÚÓθÍÓ ÒÓÁ‰‡ÚÂÎË ‰‚Ë„‡ÚÂÎÂÈ ËÏÂ˛Ú ÏÓ‡Î¸ÌÓ Ô‡‚Ó Ì‡Á˚‚‡Ú¸ Ò·fl Á‡ÍÓÌÓ‰‡ÚÂÎflÏË ÏÓ‰ ÔÓ ˜‡ÒÚË Ëı ÚÂÏÔÂ‡ÚÛÌÓ„Ó ÂÊËχ. íÂÏ ·ÓΠ˜ÚÓ ÔË ·ÎËʇȯÂÏ ‡ÒÒÏÓÚÂÌËË (‡ ˝ÚÓ ·˚ÎÓ Á‡ÙËÍÒËÓ‚‡ÌÓ ÓÙˈˇθÌ˚Ï ÔÓÚÓÍÓÎÓÏ ËÒÔ˚Ú‡ÌËÈ) ‚˚flÒÌËÎÓÒ¸, ˜ÚÓ «˜ÛʇÍË» ÒÓ Ò‚ÓÂÈ ‡·ÓÚÓÈ ‰ÂÈÒÚ‚ËÚÂθÌÓ Ì ÒÔ‡‚Îfl˛ÚÒfl. çÓ ‚Ò ¯Ë¯ÍË ÔË ˝ÚÓÏ ‚‡ÎflÚÒfl Í‡Í ‡Á ̇ áåá – ÏÓÎ, ˝ÚÓ Ê Ëı ÏÓÚÓ ÔÂ„ÂÎÒfl! Ä ËÏ ·˚ ÒÓ Ò‚ÓËÏË ·ÓÎfl˜Í‡ÏË ‡ÁÓ·‡Ú¸Òfl – ̇ ˜ÛÊË ÌÂÚ ÌË ÒËÎ, ÌË Ê·ÌËfl. èÓÚ·ËÚÂθ Ê ÔÓ‰ÓÎʇÂÚ Ò‚flÚÓ ‚ÂËÚ¸ ‚ ÚÓ, ˜ÚÓ Î˛·‡fl Á‡Ô˜‡ÒÚ¸ ÍÓ̘ÌÓ Ê ÏÌÓ„ÓÍ‡ÚÌÓ Òӄ·ÒÓ‚‡Ì‡ Ò Á‡‚Ó‰˜‡Ì‡ÏË Ë Ì ÏÓÊÂÚ ÔÓ‰‡‚‡Ú¸Òfl ·ÂÁ Ëı ̇ ÚÓ ‡Á¯ÂÌËfl. ä‡Í ‚ˉËÏ – ÏÓÊÂÚ… ëÎÓ‚ÓÏ, ÔÂ„ÂÚ˚ «„‡ÁÂÎË» ¢ ‰ÓÎ„Ó ·Û‰ÛÚ «ÛÍ‡¯‡Ú¸» ̇¯Ë ‰ÓÓ„Ë Ò‚ÓËÏË Á‡‰‡ÌÌ˚ÏË Í‡ÔÓÚ‡ÏË. ëÚ‡ËÍ ïÓÚÚ‡·˚˜, ÔÓÏÌËÚÒfl, ‚ ËÚÓ„Â Á‡ÌflÎÒfl Ò‡ÏÓÓ·‡ÁÓ‚‡ÌËÂÏ – ÒÚ˚‰ÌÓ ÒÚ‡ÎÓ. èÓÊ·ÂÏ ÚÓ„Ó Ê ËÁ„ÓÚÓ‚ËÚÂÎflÏ ÚÂı ËÁ‰ÂÎËÈ, ˜ÚÓ Ì‡ ÔË·‚͇ı ÔÓ˜ÂÏÛ-ÚÓ ËÏÂÌÛ˛ÚÒfl ‚Ó‰flÌ˚ÏË Ì‡ÒÓÒ‡ÏË...За рулем 10/2006 241Применяемость – ЗМЗ-406.10 Ориентировочная цена – 990 руб. Бобышка под насос ГУР итальянского насоса перекрывает часть сечения входного патрубка. Крыльчатка из чугуна – ржавая, при этом не имеет резьбы на ступичной части, что усложняет ремонт. Испытания показали, что изделие уступает эталону по производительности (на 13–21% при Т=30°С и на 11–21% при Т=95°С), а также по напору (на 13–16% при Т=30°С и на 11–30% при Т=95°С). Мощность, затрачиваемая на привод насоса, у эталона ниже на 18–22% при Т=30°С и на 16–45% при Т=95°С. Выводы. Современное торцевое уплотнение и самая высокая цена не компенсируют неважных характеристик изделия. Заявленный производитель – HerzogПрименяемость – ЗМЗ-402.10 Ориентировочная цена – 670 руб. Насос сделан по образцу изделия ЗМЗ, однако отливка отличается неважным качеством. Штуцер с внутренним диаметром 12 мм предназначен для старой системы отопления (нужно 16 мм). Шероховатость бобышек может привести к ослаблению крепежа. Параметры «ивановского» водяного насоса ниже, чем у эталонного изделия по производительности (на 10–18% при Т=30°С и на 14–20% при Т=95°С), а также по напору (на 3–7% при Т=30°С и на 20–40% при Т=95°С). Энергетические затраты на привод такого насоса отличаются от эталона незначительно. Выводы. По показателям ближе остальных к оптимуму, но это – «на безрыбье». Заявленный производитель – ОАО «Агрегат» (г. Сим Челябинской обл.)Применяемость – ЗМЗ-402.10 Ориентировочная цена – 680 руб. Некачественная зачистка патрубка насоса может привести к возникновению течи. Фиксатор подшипника не закернен – возможно ослабление фиксации. Неметаллическая крыльчатка со стальной втулкой без резьбы не допускает демонтажа без разрушения. Крышка насоса при установке на двигатель упирается в корпус термостата – нужна механическая доработка. Вместо обычного сальника, контактирующего с торцом крыльчатки, применено более современное торцевое уплотнение. Результаты испытаний показали, что насос не «дотягивает» по производительности (на 23–25% при 30°С и на 24–36% при 95°С), а также по напору (на 33–37% при 30°С и на 20–55% при 95°С). При этом потребляемая мощность отличается от эталонной незначительно. Выводы. Насос, скорее, – для «Волги», причем с одним пассажиром ив щадящих условиях эксплуатации. Применять на «Газели» не рекомендуем – практически гарантирован перегрев при полной загрузке автомобиля в жаркую погоду.Применяемость – ЗМЗ-402.10 Ориентировочная цена – 680 руб. Штуцер под шланг 16 мм рассчитан на старую систему отопления салона – должно быть 20 мм! Замена при этом невозможна, поскольку в корпусе резьба 3/8’’ вместо 1/2’’. Конструкция крыльчатки не позволяет применять стандартный съемник для качественной разборки узла. Возможно задевание сальника за валик насоса. Крышка насоса выполнена так, что при неблагоприятном сочетании допусков по установке термостата и водяного насоса может потребовать доработки для гарантированной установки водяного насоса на двигатель. При испытаниях выяснилось, что параметры насоса уступают эталону по производительности (на 5–15% при Т=30°С и на 11–25% при Т=95°С), а также по напору (на 6–18% при Т=95°С). При этом требуемая приводная мощность примерно соответствует эталонной. Выводы. Из плюсов – хорошая зачистка патрубков и наиболее близкие к эталону значения напора и производительности. Минусы – в салоне зимой будет холодно. При установке насоса на двигатель без напильника не обойтись.