164
165
166
168
170
ЭКОНОМИКАЮБИЛЕЙ АВТОВАЗА40 ЛЕТ – 25 МИЛЛИОНОВИ горьМоржаретто . Ф ото : Ге оргийСадков164 За рулем 11/2006 В этом году Волжский автозавод отпраздновал 40-летний юбилей. В июле 1966-го было подписано совместное постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о строительстве завода в Тольятти; первые «Жигули» сошли с конвейера в апреле 1970 года. Одновременно на АВТОВАЗе отметили еще одно событие – выпуск 25-миллионного автомобиля. Им стал хэтчбек «Лада-Калина».Тольятти вчера и сегодня. Улица Революционная – главная в городе. Раньше по ней ходили демонстрации трудящихся. Сейчас в самых модных магазинах и ресторанах демонстрируют собственные жизненные успехи.За рулем 11/2006 165 ЭКОНОМИКАЮБИЛЕЙ АВТОВАЗАЭКСПОРТ АВТОМОБИЛЕЙ ВАЗГод Выпуск Экспорт Доля экспорта от выпуска, %Улица Юбилейная. В начале 70-х трест «Главмосстрой» построил 7-й квартал Автозаводского района всего за год. Теперь деревья выросли и за ними почти не видно домов, а плакаты на улице уже совсем другие...Хотя, конечно, по здравому рассуждению, можно обозначить три причины такого редкого долголетия автомобилей из Тольятти. Во-первых, конечно, большая часть владельцев «жигулей» – люди небогатые, и новый автомобиль (любой) просто не могут себе позволить. Во-вторых, они люди мастеровые и ухитряются десятилетиями поддерживать свои машины в хорошем состоянии. И, в-третьих, сами эти автомоКаждый день вот уже 26 лет из ворот завода выезжают автовозы с готовой продукцией. Каждый день – около 2000 новых автомобилей с маркой «Лада».2005 721 492 96 484 13,37 2004 717 985 92 966 12,95 2003 699 899 91 745 13,11 2002 697 529 96 747 13,82 2001 752 514 86 158 12,35 2000 701 193 98 809 13,13 1999 667 735 53 051 7,57 1998 592 301 59 332 8,89 1997 734 043 95 375 16,10 1996 673 561 152 295 20,75 1995 613 897 173 194 25,71 1994 520 841 196 696 32,04 1993 660 725 280 593 53,87 1992 680 327 271 763 41,13 1991 681 235 269 937 39,68 1990 737 571 279 825 41,08 1989 733 064 301 332 40,85 1988 731 078 306 641 41,83 1987 726 332 295 654 40,44 1986 725 044 287 235 39,55 1985 726 125 235 415 32,47 1984 722 621 216 810 29,86 1983 718 860 227 720 31,51 1982 713 950 248 962 34,63 1981 720 313 232 430 32,56 1980 714 443 285 912 39,69 1979 711 332 317 833 44,49 1978 712 482 285 431 40,13 1977 696 310 271 518 38,11 1976 685 749 259 188 37,22 1975 667 741 202 483 29,53 1974 637 244 181 071 27,12 1973 496 736 152 309 23,90 1972 232 422 102 987 20,73 1971 173 345 58 200 18,00 1970 23 115 0 0,00 Всего 22 490 652 6 767 617 30,09Несмотря на рост числа иномарок в России, ВАЗ продолжает оставаться лидером рынка: его модели составляют 49% всего автопарка страны, да и среди новых машин за «Ладой» большинство – 53%. Если сопоставить самые свежие данные регистрации с общими показателями выпуска автомобилей на АВТОВАЗе за 26 лет, то получается, что 48,2% всей «классики», выпущенной за эти годы, и сейчас на ходу! (Хотя, конечно, такое сравнение не слишком корректно, ведь добрая треть «Жигулей» ушла на экспорт). А среди автомобилей «Ока» этот показатель и того выше – 79,3%!166 За рулем 11/2006 ЭКОНОМИКАЮБИЛЕЙ АВТОВАЗАВЫПУСК АВТОМОБИЛЕЙ LADA (на 1.07.06 г.)Модель АВТОВАЗ Другие предприятия РФ Украина Другие страны ИтогоLADAРядом со старыми цехами, где собирают «классику», «самары», «десятки» и «старые» «нивы», вырос новый завод. Здесь теперь делают «Калину» – пока двух моделей, 300–350 штук ежедневно.2101 21011 2102 2103 2104 2105 2106 2107 2108 2109 21099 2113 2114 2115 2110 2111 2112 2121 2120 2131 1118 2329 211232 702 903 2 143 997 666 889 1 304 866 896 343 1 974 238 4 175 319 2 204 739 884 507 1 491 492 953 210 19 093 290 486 429 288 953 746 240 382 409 187 1 727 144 8570 58 884 50 20270 251 215 322 54 096 68 70131 406 619 1745 76 814 27 492 39 4615944 14 0483034 311 7568 295 5202 132 497 164 7067 20 123 7243 152 349 1 108 8586908 2321 1734 62329515 7482 702 903 2 143 997 666 889 1 304 866 998 000 1 974 857 4 392 386 2 341 593 884 507 1 601 733 992 671 19 093 290 486 429 288 963 783 242 703 411 232 1 756 692 8570 59 179 50 202 5202 132 516 790 7067 20 123 7243 152 349 24 944 536Модели предприятий-смежников«Ока-1111» 19 626 ИЖ-27175* ВИС «Бронто» «ШевролеНива» ИТОГО 23 605 111194 73235 835*Комплекты ВАЗ-21043 для коммерческой модели ИЖ-27175.били оказались на редкость ремонтопригодными – для этого достаточно гаража, нехитрого инструмента и советов мастера дяди Толи… Между прочим, это не последняя причина, почему «самары» и «лады» пользовались такой популярностью за границей: в разные годы на экспорт в 70 стран мира уходило до 30–40% всей продукции АВТОВАЗа! Абсолютный рекорд был поставлен в 1993году – 53,9% (!), но тут цифры лукавят: до 80% экспортированного быстро возвращалось на родину в виде так называемого реэкспорта! Так или иначе, за 25 лет за рубеж поставлено почти 6,8 млн. автомобилей «Лада»; посему они и попали в десятку самых продаваемых и популярных в мире за всю историю автомобилестроения. Такой рейтинг приведен всемирной Интернет-энциклопедиНа правах рекламы ЮБИЛЕЙ АВТОВАЗАНа правах рекламыОгромный пустырь в районе 1-го квартала превратился в парк, где хватило места даже для кафедрального собора... В бывшем городе молодых атеистов теперь несколько православных церквей, два католических собора, мечеть, есть даже молельные дома.ей Wikipedia в 2006 году. Впереди только самые известные марки: «Тойота», «Форд», «Фольксваген», «Хонда», «Ниссан». Сейчас автомобили из Тольятти покупают в 29 странах дальнего зарубежья (Европа, Африка, Южная Америка) и 11 государствах СНГ. Во многих регионах (Украина, Белоруссия, Казахстан и др.) продукция АВТОВАЗа все еще составляет более половины парка легковых машин... Сорок лет, 25 миллионов выпущенных автомобилей…Числа, конечно, впечатляют. Но несмотря на ежегодный рост производства, сейчас у флагмана нашего автопрома накопилось немало проблем. Оттого и не получилось шумного праздника – лет двадцать назад был бы фейерверк и звездопад (в смысле, высокие руководители и знатные рабочие стали бы Героями соцтруда), а сейчас ограничились митингом в одном из сборочных корпусов… А может, так и надо? Праздники, конечно, дело хорошее, но впереди АВТОВАЗ ждут трудные будни.170 За рулем 11/2006