206
207
208
КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА ПУСКОВЫЕ УСТРОЙСТВАА СЛАБО КРУТАНУТЬ?А лек се йВоробьев - О бу хов«Прикурить» севшую батарею можно двумя способами. Первый, самый известный – от исправного автомобиля, только желающих поделиться зарядом поубавилось. Второй – от специального чемоданчика с запасенной энергией. Вот мы и решили проверить, какой чемодан работает лучше.КАК ВАС НАЗЫВАТЬ?Это довольно редкий случай: товар есть, а устоявшегося названия нет. Кое-где на ценниках горделиво красуются слова «Энергетическая станция». В другом магазине то же самое названо пусковым устройством, где-то еще – пускозарядным, еще мы встречали названия «бустер» и даже вполне сленговый термин «прикуриватель». Ну хватит ходить вокруг да около: речь идет о специальной резервной аккумуляторной батарее небольшой емкости, но с большим током холодного пуска, заключенной в удобный для переноски и перевозки корпус и снабженной проводами с «крокодилами» для того саЗаявленный производитель – Заявленный производитель – Заявленный производитель –Maxweld, ИталияDeFort, ГерманияmobilEn, ТайваньЦена – 2000 руб. Даже удивительно: прибор, откровенно дешевый с виду – и такие отличные параметры. Семнадцать возможных попыток пуска – тут и рядом никто не стоит. Из опций есть только фонарик, а также контроль заряженности по встроенному вольтметру. Удивителен разнобой в токе холодного пуска: на этикетке мелким шрифтом по-английски указаны вполне разумные 400 А, а в русском переводе они превратились в 900 А. Наше мнение: отлично.Цена – 2700 руб. Наиболее культурно сделанный прибор. Хороший пластик, экономичная люминесцентная лампа, компрессор с витым шлангом, который прячется в специальный отсек вместе с зарядным адаптером. Контроль заряда по светодиодам. Но вот попыток пустить мотор у вас вдвое меньше, чем у № 1. Компрессор тут, конечно, не главное, но вызывает удивление, что при заявленных 10 атм шкала манометра кончается на 7.Цена – 5100 руб. Отличие этого Multi Power Source – в наплечном ремне, съемных стартерных проводах (которые некуда девать) и нескольких розетках для питания маломощных электронных устройств. Только не обольщайтесь заявленным временем заряда от бортсети – реально на это нужно около 15 часов. Зато цельнометаллические «крокодилы» внушают уважение, хотя провода к ним очень короткие. Есть фонарик и светодиодный индикатор заряда. Как и гарантия отсутствия искры при подключении-отключении. Наше мнение: очень хорошо.Наше мнение: очень хорошо.206 За рулем 11/2006 ЭКСПЕРТИЗА ПУСКОВЫЕ УСТРОЙСТВАмого «прикуривания». Иногда в том же корпусе размещены фонарь (разумно: зимой темнеет рано, а светает поздно), компрессор для подкачки шин или преобразователь на 220 В (в последнем случае термин «энергетическая станция» наиболее уместен). Изготовители – разные. Германия, Италия, Китай, хотя на встроенных аккумуляторах (мы не поленились заглянуть внутрь!) везде стоит «made in China». Тем более интересно проверить истинность рекламных наклеек, обещающих пусковые токи хоть 1000, хоть 1500, но уж никак не меньше 400 А! Впрочем, советуем заглянуть в табл. 1, где мы привели все заявленные производителем параметры шести приобретенных в крупных магазинах Москвы «прикуривателей». Обратите внимание: емкость встроенной герметичной батареи может быть и 9, и 19 А . ч, но длительность попытки пуска в любом случае не должна превышать 5–6 с, а интервал между оными – быть меньше 3 минут! И еще: чтобы не оказаться у разбитого корыта, то есть с разряженной «энергетической станцией», ее нужно подзаряжать от домашней розетки или автомобильного прикуривателя (без кавычек) не реже раза в два-три месяца.Заявленный производитель –Таблица 1. ХАРАКТЕРИСТИКИ ПУСКОВЫХ УСТРОЙСТВ, ЗАЯВЛЕННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЕММодель, фирма-изготовитель Емкость батареи, А . ч Пусковой ток, А Длительность пуска, с Интервал между пусками, мин Время готовности к пуску после подключения, мин Время заряда от сети 220 В через адаптер, ч Время заряда от бортсети, ч Автоотключение при обрыве цепи Автоопределение полярности Звуковой сигнал при неправильной полярности подключения Отсутствие искрения при замыкании выводов Отсутствие искрения при подключении и отключении Периодичность подзаряда, мес. Модель, фирма-изготовитель Power Pack 900, Maxweld 17 900 5–6 3 1–2 н.д. н.д. нет нет нет нет есть 1,5– 2 Power Pack 900, Maxweld DPS-19 DeFort 19 425 до 5 н.д. 2 30 н.д. нет нет нет нет есть 1 DPS-19 DeFort MP 747 mobilEn 18 400 н.д. н.д. н.д. 24–26 6–8 нет нет нет нет есть н.д. MP 747 mobilEn Speed Start 1000 Telwin 17 300 5–6 314 н.д. нет нет нет нет есть 3 Speed Start 1000 Telwin 37 15,6–16,7 14,6–17,1 PM 658 Piece of Mind 17 400 5–6 н.д. не менее 5 н.д. 4 нет нет нет нет есть 1,5–2 PM 658 Piece of Mind 17 19,3–20,2 8,9–14,7 MP 309 mobilEn 9 350 н.д. н.д. н.д. 25–30 3–4 есть есть есть есть есть 2–3 MP 309 mobilEnТаблица 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙКоличество пусков до конечного напряжения 7,5 В 10 Количество пусков до конечного напряжения 6,0 В 17 Время заряда от сети 220 В через адаптер, ч 16–18,1 Время заряда от бортсети автомобиля при напряжении 14,2 В, ч 14,3–17,84 8 18,9–19,8 9,8–11,53 8 10,8–12,9 13,8–17,51 5 23,1–25,6 3,6–5,7Заявленный производитель –Заявленный производитель –Telwin, ИталияPiece of Mind, КитайmobilEn, ТайваньЦена – 1700 руб. Почти двойник № 1, но заявлен втрое меньший пусковой ток и невероятно короткое время заряда от сети – 4 часа! Последнее – вранье! Нужны те же 15 часов, что неудивительно при аналогичной батарее в 17 А . ч. Удивительно другое: почему-то выдал лишь семь попыток пуска вместо 17! Пожалуй, нет никакого смысла экономить 300 рублей. Тем не менее справляется с задачей при минимальной цене. Но как понимать 1000 peak Amps, если в инструкции стоят скромные 300 А? Наше мнение: хорошо.Цена – 3300 руб. Спереди – ни дать ни взять № 1. И батарея внутри та же. Зато сзади приделан компрессор с манометром. По пусковым параметрам совпадает с предыдущим образцом, но... только если считать пуски до остаточного напряжения 6 В. А вот разряд до 7,5 В наступает уже после первой попытки. С учетом этого цена представляется несколько завышенной. К нашему удовлетворению, тут не нужно искать русский текст – другого просто нет. Но вот зачем шинному компрессору давление свыше 20 атм и реальна ли эта цифра? Наше мнение: хорошо.Цена – 3800 руб. Это изделие наиболее интересно по дизайну и встроенным функциям защиты «от дурака». Перепутать полярность с ним нестрашно. Об ошибке даст знать зуммер. Но подаст питание он, только если обнаружит хоть какую-то ЭДС на штатном аккумуляторе. Иными словами: этим устройством не удастся запитать какой-либо электроприбор без встроенной батареи! И еще: время заряда от бортсети 3–4 часа указано правдиво. Молодцы. А в минусе – самая «слабая» батарея в9А . ч, на пять попыток пуска. Наше мнение: за «автоматику» – очень хорошо. За рулем 11/2006 207 КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА ПУСКОВЫЕ УСТРОЙСТВАальный двигатель. При этом «крокодилы» присоединялись к клеммам полностью разряженной (до 10,5 В) штатной батареи 6СТ-55А. (Если кому-то кажется, что это не вполне разряженное состояние, то вот итоги контрольного «выстрела»: нагрузка тем же током в течение 1с посадила эту батарею до 5,9 В – куда уж меньше.) В ходе испытаний выяснилась справедливость требования инструкций о трехминутном перерыве после каждой попытки пуска двигателя: если напряжение садилось за пять секунд аж до 6 В, то после отдыха оно восстанавливалось до исходных двенадцати с небольшим! Кроме этого, мы проверили время, необходимое для восстановления заряда наших «прикуривателей» от розетки 220 Ви от бортовой сети автомобиля, а также работу защитных устройств (при наличии таковых). Подробные итоги – в табл. 2. В целом же можно сказать: пустить исправный двигатель при полностью севшем штатном аккумуляторе способны все. Вот вам и made in China! Детали приведены в подписях к фото, которые расставлены в порядке убывания главного параметра – количества возможных попыток пуска.На правах рекламыЗимний пуск по-европейски.ПЫТКИ И ПОПЫТКИГлавной «пыткой» для наших подопечных стала имитация попыток пуска двигателя до тех пор, пока напряжение на «крокодилах» не падало до шести вольт.Чтобы поставить всех в равные условия, мы задали стартерный ток равным 425 А (типичное значение «жигулевской» батареи) и сравнивали количество возможных попыток оживить вирту-208 За рулем 11/2006