230
231
РЕМОНТ И СЕРВИСДИАГНОСТИКА УТЕЧКИ ТОКАЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕГе ннадий НепряжинБывает, машину, простоявшую даже короткую летнюю ночь, наутро не завести. Еще больше риск, если автомобиль отдыхал неделю, две... Одна из самых банальных причин испорченного настроения – почему-то разрядившаяся аккумуляторная батарея. Но как это могло произойти, если автомобиль по всем признакам исправен – таким и был припаркован? Более того, представьте, что батарея новая – ее заменили пару месяцев назад… Что делать? Слава богу, сосед по стоянке помог – от его машины «прикурили». После этого наш герой весь день колесил по делам службы, а вечером на стоянке снял с батареи клемму. Неделю спустя вернулся к машине, надел клемму... И мотор завелся как ни в чем не бывало! Фантастика? Да ничего похожего! Конечно, кто-то из «продвинутых» скажет, что батарея в тот раз скорей всего села из-за того, что легкомысленный хозяин забыл выключить, например, стояночный свет. Увы, не угадали! Все, что питается через замок зажигания, клавиши, кнопки на панели приборов или консоли, было отключено. Покидая машину, всякийвнимательный хозяин за этим следит. Но действительно ли обесточиваются все цепи? Оказывается, нет. На современном автомобиле это можно гарантировать только отключением батареи. Да и то сказать… Известно такое явление, как саморазряд батареи. Тут и отключение клеммы не поможет. Но наша нынешняя беседа о других утечках. На автомобиле постоянно включены контроллер системы впрыска (блок управления), часы, сигнализация. Как правило, напрямую подают питание на магнитолу, модуль подъема стекол дверей. Иногда к ним добавляются и другие потребители. Порой – вопреки воле владельца, не заметившего неисправность. Примерная схема включения этих потребителей тока – на рисунке. У всех – постоянный «плюс» – попробуйте, например, отключить клемму батареи, если автомобиль под охраной сигнализации! Ну а если клемма была-таки снята, то перед следующей поездкой придется заново настраивать приемник, часы, а контроллер будет вынужден «самообучиться». Ясно, что и популярный лет двадцать назад выключатель «массы»принципиально ничего не изменит. Если есть основания подозревать, что батарея на стоянке разряжается слишком быстро, хотя претензий к ее состоянию нет, то здесь полезно помнить, что суммарная сила тока утечек, о кото-рых мы здесь говорим, должна быть – с некоторым запасом – не выше 60 мА. Охранная сигнализация обычно потребляет около 20–25 мА, память контроллера системы впрыска – 5 мА, память магнитолы – 3 мА и т.д. Просуммировав все эти потери,Принцип измерения тока в цепи любого потребителя. Красным пунктиром показано недопустимое включение амперметра.12Ток утечек 520 мА – включены салонный свет и лампа в «бардачке».Нормальный ток утечек (контроллер, магнитола...).230 За рулем 11/2006 ДИАГНОСТИКА УТЕЧКИ ТОКАНа правах рекламыСАМОРАЗРЯД...Вместо желанного июльского отпуска пришлось лететь в длительную командировку. «Ладно, пусть «десятка», уже не новая, отдохнет в ракушке!» – утешил себя инженер А., на всякий случай сняв с аккумулятора плюсовую клемму. Месяц среди айсбергов пролетел быстро, но когда наш герой вернулся домой и попробовал завести машину, стало ясно, что старый аккумулятор «посажен» до нуля. Вот когда А. вспомнил, что такое саморазряд батареи! Это явление свойственно даже вполможно в итоге получить 25–40 мА. С такими затратами тока аккумулятор безбедно служит несколько лет, не подводя хозяина. Но вот живой пример: на автомобиле нашего коллеги обнаружили большую, около 180 мА, утечку тока… Поиск привел к лампочке в багажнике, на которой «плюс» есть всегда, а «минус» управляется концевым выключателем. Он-то и подвел: лампа светила все время, но она спрятана в багажнике – и хозяин об этой неприятности долго не знал. После замены концевика ток утечек упал до 35 мА. Тот, кто не стеснен в средствах, легко может купить ультрамодный аккумулятор, самый что ни на есть фирменный стартер, дорогие свечи и т.п. Но если утечки тока, когда машина не работает, неоправданно велики, то проблемы не заставят себя ждать. Как и чем измерить эти утечки? Понадобится тестер, способный измерять ток до 10 А – желательно цифровой. Стоит он примерно 300 руб. Надо ли напоминать, что силу тока измеряют, включив тестер или амперметр в разрыв электрической цепи? Конечно, сказанное не озна-не исправной. Напомним, что плюсовой и минусовой выводы батареи можно соединить в электрическую цепь, не очистив вовремя ее поверхность от грязи, пропитанной электролитом. Помимо этого внутри батареи (в основном «благодаря» посторонним включениям в активной массе пластин ив электролите) идут реакции, опять-таки ведущие к саморазряду. Они ускоряются, если автомобиль «жарится» под летним солнцем, в том числе в металлическом гараже. Ежедневно батарея может терять больше одного процента емкости! чает, что «в исследовательских целях» мы режем провод! В любой цепи можно найти разъем, клеммы, гайки и т.п., расстыковать ее – и включить измерительный прибор, как показано на рисунке и фотоснимках. Заметим, что на фото 1 тестер показывает недопустимо большую утечку – 520 мА (ее сымитировали, включив плафон и лампочку в «бардачке»). На втором фото эти потребители выключены, ток утечки – всего 10 мА (контроллер, магнитола, модуль управления стеклами дверей). Кстати, если надо проверить «аппетит» сигнализации, то показания тестера рекомендуется считывать не раньше чем через минуту после постановки автомобиля на охрану. Таковы особенности этих систем. И последнее. Не спешите включать тестер (амперметр) куда попало! В отличие от вольтметра, он не приспособлен к таким «шуткам». Пример неверного включения – на рисунке (цепь, показанная красным пунктиром): через амперметр плюс батареи без нагрузки соединили с «массой», а это – короткое замыкание. К счастью, в приборе есть собственный предохранитель.Slave-контроллер предназначен для управления работой охранными системами «Excellent evolution2-Slave» при помощи штатного брелка Вашего автомобиля. Может работать с системами «Continent2-GSM», «Country2-GSM» и «Comfort2-GSM».Как это работает. При управлении штатным брелком большинство автомобилей мигают указателями поворота и закрывают или открывают замки дверей. Когда Вы нажимаете кнопку "открыть" на штатном брелке, Slave-модуль сравнивает сигналы с теми, которые он запомнил при обучении, и посылает охранной системе команду "снять с охраны". Так же происходит при постановке на охрану. Slave-контроллер Excellent безопасен. При использовании Slave-контроллера защита радиоканала от перехвата обеспечивается производителем Вашего автомобиля. Тем не менее мы предусмотрели дополнительные способы "не дать машине уехать": • для разрешения поездки можно использовать метку Magic Label, а также секретный код. • Slave-контроллер может выполнять роль дополнительной "секретки" - например, поездка будет разрешена при нажатии определенных клавиш автомобиля. Основные характеристики Slave-контроллера. • обучается сигналам, характерным для конкретного автомобиля, • программное обеспечение модуля имеет уникальную точность распознавания комбинаций сигналов на входах и защиту от их имитации, • распознает до восьми различных событий (комбинаций сигналов), • для каждого события можно выбрать одну из 17-ти команд управления охранной системой, • шесть входов, для четырех из них можно выбрать полярность сигнала, • защита от подмены Slave-модуля при охране автомобиля. Простота использования!