116
118
120
АВТОМОБИЛИСПЕЦТЕСТ РЕСУРС ШИНРАБОТА НА ИЗНОСМЫ ВПЕРВЫЕ ПРОВЕЛИ РЕСУРСНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ДВУХ ШИН! ПОЧТИ НЕДЕЛЬНЫЙ СПОР ВЫИГРАЛИ ШИНЫ «МИШЛЕН-ЭНЕРДЖИ», КОТОРЫЕ ОКАЗАЛИСЬ ЛУЧШЕ, ЧЕМ «НОКИАН-NRHI», ПРИСПОСОБЛЕНЫ К РОССИЙСКИМ ДОРОГАМ.Четыре-пять тысяч километров на «максималке», и все – шины полностью выработали ресурс! Вы недоверчиво качаете головой, однако это так. При движении с высокой скоростью покрышки «съедаются» ничуть не меньше, чем на других специальных испытаниях. Уникальная возможность проверить износостойкость двух популярных на нашем рынке шин «Мишлен-Энерджи» и «НокианNRHi» представилась во время первенства «60 часов за рулем» (ЗР, 2006, № 10). и исследовательские центры, предприятия по производству текстиля, металлокорда. Продукция с фигуркой Бибендума для многих служит эталоном качества, носителем передовых технологий. Финны о таком размахе могут только мечтать – масштабы производства явно скромнее. Хотя у фирмы есть свои секреты, ведь «Нокиан» – общепризнанный лидер по части зимних шин. Однако за последние годы у финнов ивСе р ге йВоскре се нский . Ф ото : Ге оргийСадковлетней гамме появилось несколько удачных моделей. Похоже, компания сделала весьма заметный рывок в этом направлении. А коли так – к барьеру. Тем более что выбранные для сравнения покрышки на отечественном рынке находятся примерно в одной ценовой группе. Итак, на три автомобиля – «КИА-Спектра», «Шевроле-Ланос» и «Чери-Амулет» – по два комплекта шин предоставили «Мишлен» и «Нокиан». Примкнувшую к ним заднеприводную «Волгу» решили отправить на кольцо вне зачета. Ей приобретаем в магазине шесть (чтобы хватило на всю гонку) покрышек той же модели «НокианNRHi». Заодно сравним, отличаются ли покупные шины от присланных из Финляндии. Чем быстрее автомобиль проходит круги на скоростном кольце Дмитровского полигона, тем интенсивнее изнашивается «резина». Это доказали «Спектра» и «Волга» – самые быстрые автомобили нашей четверки. Кроме того,ЗАМЕТКИ НА АСФАЛЬТЕНа первый взгляд, сравнение не совсем корректное. «Мишлен» – громадный концерн, заводы которого разбросаны по всему миру. Собственные плантации гевеи (каучукового дерева), полигоныПроверка состояния шин и глубины протектора – обязательные ежевечерние процедуры.116 За рулем 11/2006 АВТОМОБИЛИСПЕЦТЕСТ РЕСУРС ШИНна износ влияют шероховатость асфальта, многочисленные неровности дорожного полотна, да и просто приспособленность шасси к таким режимам движения. Ускоряет износ шин и своеобразная форма скоростного кольца – примерно 2/3 маршрута автомобили едут по дуге, когда углы поворота руля доходят до 15–20 градусов. Каждый комплект покрышек с учетом смены направления движения должен отработать по два рабочих дня (чуть более суток в движении) или около 5000 км. Естественно, колеса строго ориентированы по месту расположения на автомобиле: левое, правое, переднее, заднее. Глубину протектора контролируем ежедневно, также детально осматриваем шины, оцениваем биения и выявляемые дефекты. Кроме того, перед началом и по окончании заездов замерим сцепные свойства шин на сухом и мокром покрытиях.На индикаторе износа с одной стороны цифра 2, с другой – 3. Неравномерным износом грешили все шины «Нокиан», установленные на передних колесах.ГРАФИК ИЗНОСА ШИНВПЕЧАТЛЕНИЯ С КОЛЕС«Волга» истирала свои шины «Нокиан» прямо на глазах. В начале второго дня водители начали жаловаться на сильную вибрацию руля. Ближайший пит-стоп выявил окончательно окривевшее переднее колесо и, словно в довесок к этому, изношенные до индикатора задние. Невероятно: думали ведь, что шести колес «Нокиан» хватит на целую рабочую неделю! Конечно, в таком износе виновата не только «Волга», но и купленные покрышки, явно отличающиеся по свойствам от предоставленных производителем. А что в стане «зачетных»? К концу первого дня на «Спектре» (самом быстром автомобиле) также появилась вибрация на ру-левом колесе. Механики выявили небольшое биение левой передней покрышки. И ею оказалась опять «Нокиан», причем с пробегом всего-то 1800 км. Действительно, темп износа финских шин несколько выше, хотя разница с «Мишленом» незначительная – замеры глубины протекторов в конце пробега показали, что их остаточные величины близки (см. графики).Последствия разрушения корда – в этом месте шина истерлась в лохмотья. «Волга» уничтожила покрышку «Нокиан» за 13 часов.Куда серьезнее разница в прочностных характеристиках – здесь лидер очевиден. Отработав положенное время, «МишленЭнерджи» полностью сохранили внутреннюю структуру и равномерность износа протектора. У «Нокиан-NRHi» радиальные и осевые биения появились на всех передних колесах зачетных автомобилей – водители отмечали постоянное усиление вибраций. Все финские шины доехали до финиша, однако у некоторых разброс по остаточной глубине протектора доходил до 1 мм, а неравномерный износ виден невооруженным глазом. Увы, российские дороги и высокая скорость внесли свои коррективы в целость конструкционных материалов. Что касается тормозов – как ив прошлом году, показатели изменились… в лучшую сторону. Дета-ли механизмов за время испытаний почти идеально «притерлись», поэтому прямые сравнения тут некорректны. Можно лишь отметить: до старта «Мишлен» проигрывал «Нокиан» при торможении на мокром асфальте 2–2,5 метра пути. Французские шины стабильны на сухом асфальте, а на влажной поверхности требуют более ювелирного обращения с педалью (по крайней мере, при отсутствии ABS). Правда, уже на изношенных протекторах «Мишлен» восстановил статус-кво, оставив «Нокиан» немного позади.ШИННЫЙ ЭПИЛОГНадо признать, что соперники оказались достойны друг друга. И все-таки наши симпатии на стороне «Мишлена». Не только потому, что он более стойко перенес все трудности и невзгоды. «Энерджи» не столь комфортен на мелких не-118 За рулем 11/2006 АВТОМОБИЛИСПЕЦТЕСТ РЕСУРС ШИН«Мишлен» и «Нокиан» изношены почти до предела, но равномерно. Однако на мокром покрытии «француз» тормозит даже стабильнее.Шины-победители – «Мишлен-Энерджи». Слева – успешно выдержавшая испытания, у правой вся жизнь еще впереди.ровностях (чуть больше зуда, разгуливающего по кузову), зато автомобили, «обутые» в него, понятнее и точнее в управлении – даже на «максималке» машина уверенно маневрирует. На «Нокиан» все сложнее – больше приходится работать рулем, пресекая рысканья. Такое впечатление, что протектор цепляется за дорогу неплохо, а вот боковины «дышат», нарушая точность управления.Мы сравнивали покрышки в предельных для них режимах и во главу угла ставили живучесть на реальной дороге. Да, «Мишлен» оказался впереди «Нокиан». Но, согласитесь, новичок на фоне опытнейшего мастера показал себя очень неплохо, а в некоторых испытаниях даже превзошел соперника (см. диаграммы). Вот так и выглядит настоящая конкурентная борьба…РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ «ЗА РУЛЕМ» («КИА-СПЕКТРА», ШИНЫ 185/60R14H)На правах рекламы120 За рулем 11/2006