254
256
258
ТЕХНИКАПРОТОТИП «ТИГР-2»СИЛЬНЕЕ ЗВЕРЯ НЕТА лек се йЛипман . Ф ото : Ге оргийАхадовВ 2002 году ГАЗ впервые представил новейшую внеклассовую разработку – автомобиль ГАЗ-2330 с грозным именем «Тигр». Зверь, несмотря на специфические способности, пользовался неплохим спросом иу военных, и у гражданских потребителей. Нынче в полосатом семействе наметилась смена поколений – на свет появился младший отпрыск титулованного папаши – «Тигр-2 (в технической документации – ГАЗ-3121). Произошло это неспроста – изрядная масса первенца (6,1 тонны!) существенно ограничивала его внедорожные и динамические возможности. Внутренних резервов у машины почти не нашлось, ведь с готовой конструкции много не намоешь! Так что следующий автомобиль (расчетной массой 3,5 тонны) проектировали на иной элементной базе. Но идеология при этом не пострадала: как и прежде, в основу заложили мощную раму, сваренную из закрытых профилей. Последние придают ей высокую жесткость на кручение, что способствует долголетию и заставляет зверя хорошо слушаться руля. Подвеска всех колес – двухрычажная независимая со стабилизаторами поперечной устойчивости на обеих осях. Рычаги – кованые, крепятся к раме через сайлент-блоки. Упругими элементами служат торсионы – компактная конструкция позволила сэкономить немало места для агрегатов и экипажа. Кроме этого, она хорошо справляется ис прямыми обязанностями, обеспечивая отменную плавность хода на шоссе и надежный контакт с земной твердью на бездорожье. Добиться пробоя или вывесить колесо не так-то просто: динамический ход – 170 мм, полный – аж 330! Немало хлопот доставил выбор покрышек – колесо от ГАЗ-66 оказалось велико, а ближайшее в линейке типоразмеров от УАЗа – мало! Остановились на импорте – самодельные разборные колеса обули в «Континенталь» размерностью 275/80R20. А намеченные 360 мм клиренса добрали благодаря колесным редукторам. Зато подходящий мотор долго искать не пришлось – шестицилиндровый дизель, изготавливаемый на ГАЗе по лицензии австрийской фирмы «Штайр», отлично подошел по всем параметрам. Помимо скромных массогабаритных характеристик, двигатель мог похвастать высокой мощностью: благодаря турбонаддуву с промежуточным охлаждением воздуха со скромных 3,2Правая створка («ворота») нужна для объемного груза, в иных случаях проще пользоваться «калиткой».254 За рулем 11/2006 ТЕХНИКАПРОТОТИП «ТИГР-2»Автомобили семейства «Тигр» роднит лишь название и концепция.Лаконизм передней панели соответствует имиджу «авто для настоящих мужчин». Благодаря высокой посадке отсюда обеспечен хороший обзор. Салон готов принять пассажиров и груз в самых различных сочетаниях.литра рабочего объема удалось снять целых 190 л. с. Пятиступенчатую коробку тоже взяли из действующего производства. Понадобилось только доработать картер и подобрать передаточные отношения. Из серийных изделий в дело пошли также межосевые дифференциалы «Газели», дополненные блокировкой с пневмоприводом, и тормозные скобы от «Соболя» (по паре на передних колесах и по одной – на задних). А вот раздаточную коробку с блокируемым межосевым дифференциалом, ведущие мосты и колесные редукторы спроектировали с чистого листа – ничего подходящего в заделе не оказалось. Кузов, закрепленный на раме через резиновые подушки, смотрится мужественно и монументально, как и подобает серьезному вседорожнику. Необычно большие двери лишь усиливают впечатление – сквозь такие нетрудно попасть в салон ив охотничьем снаряжении, и в бронежилете. При посадке придется воспользоваться подножкой – из-за большого клиренса пол кабины возвышается над землей на 730 мм! Интерьер выполнен в лаконичном стиле – без излишеств и предметов роскоши. Даже кожаные кресла воспринимаются здесь не как элементы имид-256 За рулем 11/2006 ТЕХНИКАПРОТОТИП «ТИГР-2»ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМодель Общие данные Размеры, мм: длина ширина высота база колея спереди/сзади Дорожный просвет, мм Радиус поворота, м Снаряженная масса, кг Полная масса, кг Время разгона 0–100 км/ч, с Макс. скорость, км/ч Топливо/запас топлива, л Кузов Конструкция ГАЗ-2330 «ТИГР-1» ГАЗ-3121 «ТИГР-2»4800 (5160 габаритная по запасному колесу) 2300 2200 3100 1840/1480 400 9,5 4700 5700 40 1254800 (5200 габаритная по запасному колесу) 2200 2050 3000 н. д. 360 6,5 2850 3500 25 (расчетная) 160 (расчетная)Сердце «Тигра» – знакомый отечественным потребителям лицензионный дизель. Чего только не придумают, лишь бы не строить хорошие дороги!ДТ/140 четырехдверный четырехдверный цельнометаллический цельнометаллический с двумя рядами сидений с двумя рядами сидений и закрытым грузовым и доп. сиденьями в баотсеком гажном отделении 5/4 6/5 (7) спереди продольно Р6/12 5,9 17,6:1 151/205 2600 705 1500 4х4 М5 3,2 19:1 140/190 3200 460 1800–2000 4х4 М5Кол-во дверей/мест Двигатель Расположение Конфигурация/число клап. Рабочий объем, л Степень сжатия Мощность, кВт/л. с. при об/мин Крутящий момент, Н . м при об/минжа, а как олицетворение практичности. Жесткий невзрачный пластик – явление временное, ведь прототип изготовлен по обходным технологиям. В серию, очевидно, пойдет совсем другой материал. Между передними сиденьями топорщится капот, закрывающий агрегаты трансмиссии. Он не такой большой, как на первом «Тигре», и задним пассажирам совсем не мешает. Хватит и места для ног – тест на посадку «сам за собой» (рост испытателя – 185 см) пройден на отлично! Прибавьте сюда высокий потолок и попробуйте убедить себя, что едете на хоть и не близком, но все же родственнике танка! Если компания превышает пять человек, в грузовом отсеке можно поставить пару дополнительных сидений. Возможна и обратная трансформация – задний диван легко складывается в пропорции 2:1, освобождая место для груза. На водительском месте ничего необычного. Кресло регулируется в длину, по на-клону спинки и величине поясничного подпора, руль – по углу наклона и вылету. Все на месте и под рукой, а обзор, несмотря на относительно небольшие стекла, хороший. Пустой «Тигр-2» без труда трогается с холостых оборотов и на первой, и на второй передаче. Старт с третьей требует добавить газа, но удается столь же легко. Разумеется, у дизеля солидный момент, но быть может, стоит изменить передаточные числа в трансмиссии? Тем более что и на ходу вполне хватает нечетных передач. По асфальту машина бежит плавно и, по ощущениям экипажа, бесшумно. Лишь на максимальных 90 км/ч в салон врывается гул вездеходных покрышек. На булыжнике звуковое сопровождение куда богаче, но и здесь подвеска принимает удар на себя, почти не передавая на кузов толчков. Песчаный участок «Тигр-2» свободно преодолевает на первых двух передачах. Даже развернуться там удалось, не включая раздатку: вездеход – он и есть вездеход.Трансмиссия Тип Коробка передач Передаточные числа: I II III IV V з.х. Раздаточная коробка Число передач Передаточные числа: высшей передачи низшей передачи Главная передача Передаточное число главной передачи Ходовая часть Подвеска: спереди сзади Рулевое управление Тормоза: передние задние Размер шин Активная безопасность5,714 6,550 3,830 3,930 1,939 2,376 1,228 1,442 1,000 1,000 4,935 5,735 ГАЗ, механическая, с межосевым блокируемым дифференциалом, с ручным переключением передач 22 0,667 1,43 коническая 1,846 0,959 1,64 гипоидная 2,065независимая торсионная на поперечных рычагах со стабилизатором поперечной устойчивости независимая торсионная на поперечных рычагах со стабилизатором поперечной устойчивости винт + шариковая гайка, с гидроусилителем пневмогидравлические гидравлические двухконтурные двухконтурные барабанные дисковые герметичные вентилируемые барабанные дисковые герметичные вентилируемые 12,00/R18 275/80R20 ABS ABS (опция)К сожалению, на этом «покатушки» закончились. Ведь «Тигр-2» пока в единственном экземпляре – это концепт-кар для проверки но-вейших идей и конструкторских решений. Однако, судя по востребованности предшественника, товарные образцы не за горами.258 За рулем 11/2006