288
289
ТЮНИНГАВТОМУЗЫКАВ ЗВУКОВОМ ОКРУЖЕНИИДе нисЧиликинОкружающий звук, объемное звучание – термины, пришедшие к нам относительно недавно. Но уже сейчас домашним кинотеатром, где многоканальное звучание поддерживают пятьшесть колонок, никого не удивишь. Все чаще появляются автомобили с системами «окружающего» звучания, установленными штатно – на заводе. Но многие автовладельцы до сих пор полагают, что их ресиверы с четырьмя динамиками дают такой же «окружающий» звук, который так моден в индустрии кино. Тут они заблуждаются.ОТ ОДНОГОСобственно технология окружающего звука пришла к нам из кинозала. А там – свои требования и, стало быть, своя история развития. Чтобы привлечь зрителя, кинематографу со временем потребовалось нечто большее, чем просто большой экран... Закономерно, что к исходу 50-х стало появляться панорамное изображениеи стереозвук – сигнал, записанный независимо для левого и правого канала, который позволил «разложить» звук в плоскости. Но парадокс сохранялся ив этом случае: «кинотеатр» должен был давать максимальный эффект присутствия, а широкоэкранное панорамное изображение не лучшим образом сочеталось с «плоским» звуком. Первым шагом на пути к окружающему звучанию стало добавление «центрального» канала. Речь идет о еще одной колонке, расположенной в центре, которая должна обеспечивать четкие диалоги и вносить лучшую панораму звука. Но простое добавление канала привело бы к необходимости менять всю аппаратуру. Поступили иначе: стереосигнал записывали так, что при помощи декодера из него можно было выделить звук для центрального канала. Но все равно – это было еще не то звучание, которое дало бы эффект присутствия, объема. Поэтому следующим шагом стало добавление тыловых каналов. В итоге полу-Динамик центрального канала Alpine DLB-100RИмеет конструкцию с собственным акустическим оформлением. Устанавливается на приборной панели и создает хорошее звучание для центра, сопоставимое по качеству с врезными динамиками. Пиковая мощность динамика – 30 Вт.чилось пять колонок вокруг зрителя (левый, правый, левый тыловой, правый тыловой и центральный каналы). Суть та же: специальный стереосигнал раскладывался при помощи декодера на пять каналов. В 80-х годах подобный стандарт окружающего звука(Surround Sound) вошел в массовую технику под именем Dolby Pro Logic (Dolby – в честь основателя) и применяется до сих пор.БОЛЬШЕ ЦИФРСледующий этап развития, безусловно, связан с пришествием цифровых технологийДекодер Prology ADSP-2351Один из вариантов автомобильного декодера монтажного размера 1 DIN. Обеспечивает декодирование аудиосигнала систем Dolby Digital, DTS, Dolby Pro Logic II в формат 5.1 и дает возможность коммутации до трех дополнительных источников аудиосигнала и двух источников видеосигнала.Театральный усилитель Alpine MRA-D550Аппарат оснащен встроенным процессором с декодерами пространственного звучания форматов Dolby Digital, Dolby Pro Logic II и dts, а кроме того, развитым кроссовером и параметрическим эквалайзером. Схема усиления включает пять каналов без сабвуфера (предполагается, что в высококлассной системе за бас должен отвечать отдельный моноблок).288 За рулем 11/2006 АВТОМУЗЫКАсивер с цифровым аудиовыходом. Если выход только аналоговый, то «объемное» звучание позволит получить лишь декодер Dolby Pro Logic, работающий с аналоговым стереозвучанием. Но в этом случае неизбежна потеря качества. Декодеры же Dolby Digital и dts работают только с цифровым сигналом. То есть на их входе – один цифровой сигнал, а на выходе – индивидуальные аналоговые сигналы для каждого канала: полный набор 5.1. Дальше дело за их усилением. Все то же, что ис привычным стереосигналом, только каналов усиления больше. Если говорить о декодере как об устройстве, то в нем могут быть одновременно стандарт Dolby Digital и dts. Как и на самом DVDдиске, звук может быть записан в нескольких форматах. Выбор предпочтения – за вами. Еще один важный момент. Поскольку колонки в автомобиле удалены на разное расстояние от слушателя, то правильно расставить их можно только виртуально, при помощи временных задержек: из более близких колонок звук будет доноситься позже. Такая функция – уже не диковинка и применяется даже в автомобильных ресиверах, дабы «отодвинуть» от водителя самую близкую левую колонку. Получит ли широкое распространение окружающий звук в автомобиле? Твердо ответить сложно: учитывая серьезные затраты и привязанность системы в первую очередь к фильмам, играм и т.п, а не к музыке, есть некоторые сомнения. К тому же во время движения громкий и натуральный спецэффект может отвлечь водителя. Хотя наверняка найдутся ценители «окружающего» звучания, которые не пойдут на компромиссы – ни дома, ни в автомобиле.За рулем 11/2006 289Головное устройство NRG IDM-7001DDVD-ресивер с моторизованным 7-дюймовым ЖК-монитором. Поддерживает форматы DVD/VCD/DVDAudio/SVCD/CD/MP3/MPEG4/ WMA/JPEG и уже снабжен встроенным декодером Dolby Digital 5.1.и носителей. Скажем, на DVD используется цифровой принцип хранения звуковой информации. При этом она изначально записана для всех каналов индивидуально. На сегодняшний день самые распространенные декодеры – Dolby Digital и dts (последний отличается меньшей степенью сжатия аудиосигнала). Часто встречающиеся обозначения, например «5.1», оз-начают количество каналов: 5 – широкополосных и1 – низкочастотный (попросту – сабвуфер). В последнее время появились новые стандарты, например «6.1» – в них уже используется центральный канал для тыла.ПЕРЕЕЗДТехнология построения «окружающего» звука в автомобиле схожа с домашней тех-никой. Нужны источник звука, декодер объемного звучания, усилитель и провода. В зависимости от исполнения DVD-проигрыватель может быть совмещен с декодером или, скажем, усилитель с декодером. Теперь о нюансах. Чтобы разложить звук в «пять плюс один» канал с помощью внешнего декодера, нужен DVD-проигрыватель или ре-