282
283
284
БЕЗОПАСНОСТЬУРОКИ МАСТЕРСТВААВТОМАТИКА ПЛЮС ЗДРАВЫЙ СМЫСЛВ адимНикишев . Ф ото : А ндрейГорда се в ич«Туарег» вскарабкался на косогор и замер – классическое диагональное вывешивание. Машина без межосевой и межколесной блокировки дифференциалов в данном случае парализована. Именно это первым делом продемонстрировали нам инструкторы школы водительского мастерства Volkswagen Experience на полигоне Гренинген близ Берлина. мануть дифференциал, инструктор отвечать не стал. Он предпочел демонстрировать преимущества современных электронных систем – и вставил предохранители в гнезда. Остальное автомобиль теперь сделает без посторонней помощи: где надо, подтормозит провернувшееся колесо и направит крутящий момент на то, которое в данный момент имеет большее сцепление. В принципе, перед штурмом серьезного препятствия можно и принудительно включить блокировки, но при этом надо обладать навыками езды по бездорожью. В частности, учитывать специфику штурма подъемов на сыпучих грунтах. Они преодолеваются с ходу, иначе вседорожник закапывается всеми четырьмя колесами. Любителю же лучше довериться автоматике, которая при ошибке водителя позволит «Туарегу» двигаться на грани пробуксовки – естественно, там, где это позволяют законы физики. В их рамках «Фольксваген» буквально творит чудеса. Полигон дает возможность оценить проходимость на песке, на гравии, воспользоваться системами помощи на спуске и подъеме… И все-таки возможности электроники не беспредельны: когда тяжелая машина ползет вниз по склону, повинуясь ее командам, задняя ось подчас норовит отклониться. Но все, что здесь требуется от водителя – лишь слегка нажать педаль газа. Никакого внезапного ускорения: автомобиль едваС МЕСТА В КАРЬЕРЕОдин из них вынул пару предохранителей, отключив управляющую блокировками электронику, и с улыбкой предложил вызволить машину из плена. Результат никого не удивил: беспомощно вращая разгруженными колесами, «Туарег» не сдвинулся ни на йоту. Однако на вопрос, нельзя ли одновременно с троганьем нажать на педаль тормоза, чтобы об-ПОЛУЧИВ НАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВОЗМОЖНОСТЯХ АВТОМОБИЛЯ, НАУЧИТЕСЬ ТРЕЗВО ОЦЕНИВАТЬ СВОИ – ТОГДА ДВИЖЕНИЕ БУДЕТ БЕЗОПАСНЫМ.При диагональном вывешивании «Туарег» спасает электроника.282 За рулем 12/2006 УРОКИ МАСТЕРСТВАВ комплектации Expedition вседорожник оснащен багажником на крыше, дополнительными фарами, лебедкой, двумя канистрами и 16-миллиметровой алюминиевой защитой днища. Песчаный подъем лучше преодолевать ходом, вне зависимости от режима работы полноприводной трансмиссии.Правильная посадка облегчает управление в сложных условиях.заметно увеличивает скорость и перестает вилять кормой. Но о внедорожных способностях «Туарега» сказано уже немало, а вот общие правила, которые пригодятся любому, кто хотя бы иногда съезжает с асфальта, освежить нелишне. Перед началом тестов инструкторы напомнили, какую посадку нужно принять: вертикальная меньше нагружает позвоночник, а поднятая подушка сиденья позволяет лучше чувствовать габариты и оценивать обстановку. Однако высоким водителям лучше не увлекать-ся: оставить зазор в кулак между крышей и головой. Естественно, эта предосторожность сработает при перевороте машины, только если все в экипаже пристегнуты.ПРОПИСНЫЕ ИСТИНЫА днем раньше нас точно так же инструктировали на полигоне Цохштедт перед асфальтовыми тестами представительских седанов «Фольксваген-Фаэтон». Программа, естественно, совершенно другая. Началось все с азов: торможение с использованием ABS. Ка-залось бы, ничего особенного – дави изо всех сил на педаль до полной остановки… Но нехитрое упражнение наглядно показало, что сидеть при этом желательно правильно, подняв спинку сиденья почти вертикально, и не злоупотреблять солидным диапазоном продольной регулировки. Правая нога даже при полностью выжатой педали тормоза должна оставаться слегка согнутой, а руки иметь возможность касаться рулевого колеса запястьями, а не кончиками пальцев. Все это давно известно, скажете вы, и будете правы. Но, окаЗа рулем 12/2006 283 УРОКИ МАСТЕРСТВАНа правах рекламызавшись за рулем в следующий раз, не поленитесь проверить, правильно ли сидите… Ведь мы тоже были теоретически подкованы и знали, что, выполняя «змейку», нужно смотреть не на конус, а вперед – туда, где должен оказаться автомобиль. И все-таки своевременное напоминание об этом большинству позволило улучшить собственные показатели. А визуальная оценка тормозного пути с разных скоростей еще раз напомнила, что кинетическая энергия, которую «впитывают» тормозные механизмы, прямо пропорциональна квадрату скорости. Казалось бы, что восемьдесят, что сто километров в час – какая разница! Насколько эта разница велика, убедитесь при оценке тормозного пути. В стране, где, несмотря на Правила, многие продолжают ездить непристегнутыми, рекомендую повторить эксперимент, который нам довелось испытать на себе. Только проводить его необходимо не на дорогах общего пользования! Суть предельно проста – пристегнутый ремнем пассажир заднего сиденья закрываетглаза и отвлекается от мирской суеты, а водитель внезапно тормозит. От удара о спинку переднего сиденья его спасают только «пресловутые» ремни – а ведь замедление при торможении, скажем, со 120 км/ч много меньше, чем при столкновении на 60 км/ч. Кстати, параллельно с группой журналистов навыки безопасного управления «Фаэтоном» осваивали немцы – скорее всего, владельцы этих недешевых автомобилей. Судя по тому, как они терзали корпоративные машины, такие курсы им действительно необходимы. У нас «фаэтонов» немного, и за рулем, как правило, сидят водители состоятельных персон. А вот способности «Туарега» может оценить более широкий круг потребителей. Для них российское представительство организовало курсы Touareg Experience в подмосковном Ильинском, которые не в теории, а на практике демонстрируют клиентам наиболее часто встречающиеся естественные препятствия: крутой подъем и спуск, брод, траверсы, канава…НАША СПРАВКАОба «Фольксвагена» – и «Туарег», и «Фаэтон» – были оснащены новыми шестицилиндровыми дизелями объемом 2967 смз. Моторы отличаются настройками и при равной мощности 165 кВт/225 л.с. имеют разные характеристики крутящего момента: 500 Н . м в диапазоне от 1750 до 2750 об/мин у «Туарега» и 450 Н . м от 1400 до 3250 об/мин у «Фаэтона». Однако в России новинка V6 TDI доступна пока только покупателям «Туарега».В этой точке колеса должны стоять прямо, а водитель – смотреть в следующий коридор.Опять двойка! Тормозить в повороте непросто даже при содействии ABS.