288
289
290
291
КЛУБЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР ПОХМЕЛЬЕ288 За рулем 12/2006 ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР ПОХМЕЛЬЕМедицинское освидетельствование на состояние опьянения проводится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включающей работы и услуги по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию. Освидетельствование проводится на основании протокола, подписанного должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства, а также водителем транспортного средства, в отношении которого применяется данная мера. Освидетельствование проводится как непосредственно в медицинских организациях, так ив специально оборудованных для этой цели передвижных пунктах (автомобилях), соответствующих установленным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации требованиям. Изменения к приказу № 308 от 14.07.03 Министра здравоохранения РФ Коснемся распространенного заблуждения – дескать, пьяным считается тот, у кого в выдохе (или крови) обнаружили 0,5 и более промилле алкоголя. На самом же деле в приказе Министерства здравоохранения хоть и есть пункт с этими цифрами, но смысл иной. Данной величиной пользуются, когда другими методами ничего выявить нельзя. К примеру, авария, водитель в реанимации и пошевелиться-то не может, а значит, ни о какой замедленной реакции и слабой координации движений речь не идет. Тогда у него берут кровь, исследуют. Если в ней 0,5 промилле спирта и больше, значит водитель в состоянии опьянения. Но оставим пока цифры в покое – обратим внимание на самое главное. Экспертиза – это не просто «дуновение» в трубочку, а комплексный метод, учитывающий ваше поведение, дыхание, давление, координацию движений и прочие факторы. А стало быть, врач, обнаружив в организме, скажем, 0,2 промилле, может с учетом всех нюансов выдать как положительное, так и отрицательное заключение о состоянии опьянения. Чем обернется утвердительное решение, объяснять, полагаем, не требуется. Впрочем, об одном все же надо сказать: не сегодня-завтра (в этом – уже никакого сомнения!) резко ужесточат уголовное наказание за нарушение правил водителем, который, будучи пьяным, стал причиной тяжкого вреда здоровью или даже смерти людей.За рулем 12/2006 289ПРИВЕТ С БОЛЬШОГО БОДУНАОтдел спецпроектов Водители из числа «сознательных» нередко встречают выходные и праздники с надеждой: «Выпью, просплюсь, а наутро и поеду, все отлично». Неужели с похмелья можно вот так просто за руль? Мы решили проверить: десяток добровольцев посадили за стол. Каждому по полной чарке, а утром к врачу на освидетельствование. Кстати, не надо путать освидетельствование с осмотром сотрудниками ДПС. Инспектор предложил «подуть в трубочку» – какой бы ни был результат, никто не вправе заявить, пьян водитель или нет. Подобная процедура направлена лишь на то, чтобы удостовериться – необходимо ли медицинское освидетельствование. От предложенной инспектором проверки можно отказаться. Но тогда придется поехать на медицинское освидетельствование: отказ от него – серьезное нарушение. КЛУБЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР ПОХМЕЛЬЕ– запрещено; – не рекомендуется; – разрешеноРЕЗУЛЬТАТЫ «ПОХМЕЛЬНОГО» ТЕСТАДЖИН ДЖИН Т ОНИК ДЖИН Т ОНИК Т ОНИКВесьма вероятно также, что за аналогичное деяние, повлекшее по неосторожности причинение легкого или среднего вреда здоровью пострадавших, будет введена уголовная ответственность. Мы не пытаемся кого-то напугать грозящими суровыми санкциями. Мы считаем, что руководить водителем должны вовсе не страх и не боязнь грядущего наказания, а прежде всего разум и совесть. Ведь эти общечеловеческие понятия – из категории вечных, не зависящих ни от политического строя, ни от наших личных амбиций. А для иллюстрации предлагаем читателям познакомиться с результатами нашего теста – на первый взгляд, они совсем не устрашающие.вольным, а потому они были совершенно спокойны. Если бы пришлось волноваться, возбуждаться, все могло сложиться совсем иначе. А так все получили ободряющие заключения: «Состояние опьянения не установлено». Хотя установлен факт употребления алкоголя, но в заключении (вносится в милицейский протокол) это не отмечается. Формально факт употребления алкоголя налицо. Однако ПДД говорят, чтотранспортным средством нельзя управлять в состоянии опьянения! А наши подопытные пили, но наутро уже не находились в этом состоянии! А значит, за рулем могли бы сидеть вполне законно. Но подчеркнем еще раз – все решили благоприятные условия, человеческий фактор. Чуть меньше уверенности в поведении, чуть меньшая лояльность врача – и заключение обрело бы совсем другой характер с иными последствия-С поллитра водитель напрочь теряет ориентацию. В легком упражнении «змейка» – 50% сбитых конусов! (ЗР, 1999, № 4.)ВРАЧЕБНАЯ ТАЙНАТри «добровольца» (весом 72, 67 и 63 кг), накатившие вечером накануне по поллитра водочки под закусочку, выдули наутро 0,44; 0,31; 0,33 промилле соответственно. При том, что с момента употребления последней «дозы» прошло 8 часов (!). А это уже отличный повод к утренним приключениям. Кстати, не будь это эксперимент, а обычное освидетельствование, показания алкометра нам вполне законно могли не показывать! Но в любом случае в акте медицинского освидетельствования эти цифры обязаны присутствовать. Что касается остальных признаков опьянения, перечисленных выше, то все «тест-пилоты» показали приемлемые для трезвого человека результаты. Но не стоит забывать, что их визит к врачу был добро-290 За рулем 12/2006 КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА Сергей Смирновми. Кстати, вот личное мнение врача: управлять автомобилем в данном случае не следует. Ну а при выдаче заключения он просто руководствовался существующей методикой. Основой для вынесения заключения является наличие или отсутствие клинических признаков опьянения. В зависимости от результатов освидетельствования выносится заключение с одной из следующих формулировок: – состояние опьянения не установлено; – установлено состояние опьянения. Изменения к приказу… Трое «пилотов», что предпочли водке коньяк, в итоге получили аналогичные результаты – и по самочувствию, и по заключению. Куда интереснее два других случая… Действующим законодательством предусмотрена административная ответственность за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Порядок освидетельствования водителей на состояние алкогольного опьянения утвержден Постановлением правительства РФ от 26.12.2006 г. № 930 и приказом Минздрава РФ от 14.07.2003 г. № 308. При этом в настоящее время возникает множество вопросов именно к тому, как и на основании чего делаются заключения о состоянии водителей. Дело в том, что в указанных нормативных актах нет четкого определения порядка выявления и критериев нахождения водителя в состоянии алкогольного опьянения. Более того, этими документами не установлен максимально допустимый предел уровня алкоголя в крови, позволяющий врачу делать заключение о нахождении водителя в состоя-нии алкогольного опьянения. Поэтому, следуя логике, за допустимый уровень алкоголя в крови должен приниматься ноль. Однако помимо определения количественного уровня алкоголя применяется так называемый метод определения клинических признаков опьянения. Вот и получается, что при положительном результате определения алкоголя в выдыхаемом воздухе (или крови) и отсутствии остальных клинических признаков опьянения врач может прийти к выводу, что водитель не находится в состоянии алкогольного опьянения. Однако это ближе к теоретически возможной ситуации, на практике же водитель с алкоголем в крови и по клиническим признакам «хорош». Поэтому не рекомендую садиться за руль ни после бокала шампанского, ни с похмелья. В будущем мы продолжим эту тему и привлечем к разговору ведущих отечественных и зарубежных экспертов.О ПОЛЬЗЕ КОКТЕЙЛЕЙПринятые накануне седьмым экспериментатором три баночки слабоалкогольного коктейля с содержанием спирта 9% аукнулись наутро лихими цифрами – 0,83 (!) промилле. И это – при массе подопытного 86 килограммов. Заключение: «Установлено состояние опьянения». Восьмой 95-килограммовый боец, приговоривший за вечер пять бутылок пива, предстал перед врачами с явно заниженной реакцией (словно сутки без сна), но с нулем на алкометре! Вот и думайте: стоит ли привязываться только к цифрам? Итог – состояние опьянения не установлено. Оставшиеся двое гуляк с номерами 9и 10 показали нули – как на приборе, так и по адекватности поведения. Два бокала вина и бутылка пива остались незамеченными. Но рассчитывать на то, что такая доза стопроцентно не определится, также не стоит.СПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙСадиться за руль, слегка выпив или с похмелья?67% недопустимо 33% давно пора разрешитьНЕ ЕДЕМ!Надуть нулевой результат с утра даже после доброй попойки – не выдумка,а реальность. Однако наше мнение таково: несмотря на то что получить заключение: «Состояние опьянения не установлено» возможно, с судьбой и правами при неоднозначной методе проверки лучше не играть. Собрался за руль – не пей! Предугадать состояние на следующее утро практически нереально. Факторов, которые влияют на него, множество: от качества выпитого и съеденного до особенностей самого организма и числа визитов в туалет. Кроме того, вновь напоминаем про самочувствие, которое сильнейшим образом влияет на безопасность как вас самих, так и окружающих. Мы же исходим из одного-единственного и незыблемого для нас принципа: за рулем – ни грамма алкоголя – ноль промилле! Призываем и вас, читатель, следовать этому, обезопасив от беды себя, свою семью и окружающих.На правах рекламыЗа рулем 12/2006 291