210
211
212
213
214
КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА ВОЗДУШНЫЕ ФИЛЬТРЫ ВАЗ-2110ПЫЛЬ ОТЕЧЕСТВАКАКОВ РЕАЛЬНЫЙ РЕСУРС ВОЗДУШНЫХ ФИЛЬТРОВ? В ЧЕМ ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ ОТЛИЧИЕ НАШИХ ИЗДЕЛИЙ ОТ ИМПОРТНЫХ? ЭКСПЕРТИЗА ЗР ОТВЕЧАЕТ НА ЭТИ И ДРУГИЕ ВОПРОСЫ.Чтобы злодейски сгубить лошадей, живущих под капотом, нужен вовсе не никотин – вполне достаточно трех-пяти граммов дорожной пыли! И все оттого, что абразивный износ – штука страшная. Если в двигатель попадут частицы твердой пыли, то и цилиндры, и поршневые кольца, считайте, обречены. А противостоит этому безобразию воздушный фильтр: от его эффективности во многом зависит здоровье и долголетие мотора. Посмотрим, как справляются со своей задачей панельные воздушные фильтры для впрысковых моторов ВАЗ. забывать и про цену: в данном случае, к примеру, стоимость 19 фильтров, купленных в крупных московских магазинах, имела почти тройной разброс! Так за что же мы платим? Насколько дорогие фильтры лучше дешевых – да и лучше ли они хоть в чем-нибудь? И почему так велика разница в заявленных ресурсах – от 15 до 30 тысяч километров? Будем искать ответы. Берем ГОСТ… Увы! К сожалению, стандарт нам не поможет: он рассматривает фильтр как самостоятельную единицу, существующую помимо двигателя! Иными словами, оценивает только качество фильтрации, не принимая во вниманиеАлександр Шабанов, Михаил КолодочкинОказывается, не только китайцы кажутся нам столь похожими друг на друга… У породистых немцев тоже наблюдается сходство.при заданных расходах воздуха. Измеряют ту долю пыли, которую фильтр пропустил, после чего и выносят приговор. Добавим от себя: половинчатый! Дело в том, что фильтр не только ловит пыль. Заодно он волей-неволей «душит» напол-СТАВИМ ВОПРОС!Сам по себе фильтр, казалось бы, настолько примитивен, что его просто невозможно изготовить как-то не так. Однако в редакционной практике еще не было случая, чтобы все купленные фильтры, будь то масляные или топливные, оказались одинаковыми, как шарики из подшипника. Не стоитФИЛЬТР НЕ ТОЛЬКО ЛОВИТ ПЫЛЬ – ОН ЕЩЕ «ДУШИТ» ДВИГАТЕЛЬ!реальное поведение мотора. Исходя из этого, при испытаниях фильтр устанавливают в пылевую камеру и через него прокачивают определенное количество эталонной кварцевой пыли нение цилиндров двигателя, тем самым влияя на его мощностные параметры. Поэтому спортсмены еще недавно вообще убирали всякие преграды из системы впуска – так было до появленияфильтров «нулевого сопротивления» (ЗР, 2006, № 10). Почему? Потому что спортивному мотору ресурс не нужен – до полного изнашивания он просто не доживает! А вот нас это как раз интересует: истинно хороший фильтр обязан поставлять двигателю чистый воздух, а не «перекрывать кислород». Разве не так? Итак, уточняем список вопросов. Сколько пыли пропускает воздушный фильтр? Какое сопротивление в реальной системе впуска создает фильтр в исходном, то есть чистом состоянии? Есть ли связь между сопротивле-«ЕВРОПА» Bosch S9061,ГерманияMANN Filter С22117,ГерманияMahle LX 220,АвстрияChampion U505,ЕССамый дорогой из всех – 190 рэ! – но бренд к этому давно приучил. Один из лучших «европейцев», у которых качество фильтрации выступает ограничивающим параметром, а минимизация влияния на параметры мотора первична. Падение мощности составило лишь 1,9% в грязном состоянии и 0,19% в чистом. Наше мнение: понравился.Еще один типичный «европеец», близкий по параметрам к «Бошу». В корпус встает с некоторым усилием, но при этом «душит» двигатель меньше всех остальных. Потери мощности в загрязненном состоянии 1,6% – это рекорд, остальные ведут себя более кровожадно. Наше мнение: понравился.Дорогой фильтр с довольно низким сопротивлением. Таким можно порадовать свеженькую машину, которую не ждут частые разъезды по пыльным дорогам российской глубинки. Размер строго согласован с формой корпуса. Потери мощности – 0,20% в чистом виде и 2,11% – в загрязненном. Наше мнение: понравился.Нечто среднее между «европейцами» и «универсалами» – принципиально ничем не выделяется. Разве что цена самая низкая в этой группе. В общем, ни хвалить, ни ругать особо не за что: ровные результаты обыкновенного зарубежного изделия.Наше мнение: средний результат.210 За рулем 12/2006 ЭКСПЕРТИЗА ВОЗДУШНЫЕ ФИЛЬТРЫ ВАЗ-2110нием и качеством фильтрации? Как изменяется сопротивление воздушного фильтра по мере его загрязнения? И что будет с двигателем, когда воздушный фильтр становится предельно грязным? стоянии и прогнали на режимах внешней скоростной характеристики, то есть при полностью открытой дроссельной заслонке. Измерили при этом крутящие моменты, расходы топлива и воздуха, составы смеси и, что самое важное, перепады давления на каждом фильтре. После чего сопоставили эти результаты с теми, которые получили на пустой «кастрюле», то есть совсем без фильтра!СЛОВО ОТВЕТЧИКУОтветчик – двигатель ВАЗ-2111, восьмиклапанный, впрысковый. Для начала на него поочередно поставили каждый из фильтров в исходном, девственно чистом со-Найдите отличия в картинках! Никаких намеков – просто забавно.Зависимость коэффициента избытка воздуха от частоты вращения коленчатого вала при установке разных воздушных фильтров.Разнобой результатов не заставил себя ждать – фильтры както сразу разбились на две кучки. Почти все наши фильтры дали потери давления чуть большие, чем импортные. Лидером по величине таких потерь стали наш безымянный фильтр (в дальнейшем – «Просто фильтр») и «немец» SCT, от них чуть-чуть отстали «Невский Фильтр», «Люксойл» и «Трек». В ре-кламных материалах российских фирм это обычно выдается за преимущество: дескать, бумага более плотная и фильтровать должна лучше! А минимальное сопротивление оказалось сразу у четырех фильтров, в основном германского происхождения – «Mанн Фильтр», «Бош», «Мастер Спорт» и ФРАМ. Отметим сразу, что на мощности и других параметрах мотораНа правах рекламы КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА ВОЗДУШНЫЕ ФИЛЬТРЫ ВАЗ-2110«РОССИЯ» «Салют-Фильтр»,Россия«Невский Фильтр НФ-409 Евро», РоссияLuxOil НФ409-01-000,Россия«Мотор-Супер»,РоссияСамое дешевое изделие – всего 80 руб.! Но за эти деньги – весьма приличный фильтр «российского» класса. Жаль, упакован в дешевенький пакетик. Очень подходит для рабочих лошадок: такой и почаще менять ненакладно. Наше мнение: понравился.Плотная бумага, большое сопротивление в загрязненном состоянии. Но фильтрует очень хорошо. По сравнению с другими экспонатами того же происхождения здесь меньше створок (не оттого ли приставка «Евро»?). Но в полной мере приблизиться к европейским «универсалам» не смог. Наше мнение: понравился.Типичный образец из породы «невских» – неплохое качество фильтрации, невысокий ресурс на пыльных дорогах. Правда, цена позволяет без сожаления с ним расстаться и заменить на новый. Тем более что в грязном виде фильтр «съедает» 4,70% мощности – многовато. Наше мнение: средний результат.Дешевый фильтр российских кондиций. Отличается этакой дубовостью – не гнется ни в какую сторону. Полиграфия и исполнение – убогие. Зачем нужна пластмассовая сетка с ячейкой, способной поймать только булыжник размером с голубиное яйцо? Однако по параметрам все неплохо. Наше мнение: средний результат.эти различия в сопротивлении едва сказались – все в пределах погрешности измерений. Теперь возвращаемся к стандартному вопросу – насчет фильтрации. Ну что ж – действительно, чем больше сопротивление, тем меньше пыли фильтры пропускают. А лучше всех выступили наши фильтры – «Мотор-Супер», «Трек», «Салют-Фильтр», «Люксойл» и «Невский Фильтр». Чуть хуже других по этому параметру выглядели изделия с меньшим сопротивлением: знаменитые марки «Бош» и «Манн Фильтр», а также примкнувший к ним «Мастер Спорт». К этой же группе присоединился российско-израильский «Биг Интер». Однако вся компания уложилась в 0,1% пропуска пыли, что соответствует российским и международным требованиям.то очевидна! Так для каких условий определен ресурс? Кстати, на крышке фильтра уже на заводе выбито «Замена фильтрующего элемента через 20 000 км»! Да, а что считать потерей работоспособности фильтра? Ведь очевидно, что чем он грязнее, тем… лучше будет фильтровать: поры бумаги, через которые летит пыль, со временем забиваются! А перепускного клапана, аналогично масляному фильтру, здесь нет. Таккогда же его следует менять? По причине отсутствия четких ответов на эти вопросы, выраженных не в эмоциях, а в цифрах, о понятии «ресурс» пока предлагаем забыть. Поступим очень просто. Попробуем посмотреть, как поведут себя фильтры, когда на них будет осаждено одинаковое количество пыли, соответствующее значимому пробегу автомобиля, близкому к заявленному сроку службы фильтрующего элемента.Сколько пыли надо осадить на фильтре? Ответ поискали в умных книжках – в них написано, что в городах России средний уровень запыленности составляет 0,1–1,0 мг пыли на кубический метр воздуха. Дальше уже все просто! При эксплуатации на режимах универсального цикла вазовский движок берет где-то 100 кг воздуха в час. Значит, за 20 000 км пробега он прокачает через себя 50 тонн воздуха. Отсюда и определяем,РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ПАНЕЛЬНЫХ ВОЗДУШНЫХ ФИЛЬТРОВ ВАЗНаименование фильтра, страна Площадь фильтрации, см2 Пропуск пыли, %* Сопротивление на номинальном режиме в чистом виде, мм вод.ст. Снижение мощности на номинальном режиме в чистом виде, % Сопротивление на номинальном режиме в загрязненном виде, мм вод.ст. Снижение мощности на номинальном режиме в загрязненном виде,% Цена, руб.ЗАЯВЛЕННЫЙ РЕСУРСИзвините, господа фильтровальщики, но вашим утверждениям о ресурсе в 30 тыс. км пробега верится с трудом! И как вообще можно выразить ресурс фильтра в километрах? Одно дело, если машина катается на вымытых с мылом улочках Женевы или Антверпена, другое – по пыльным дорожкам Нечерноземья или Египта. А о каком моторе идет речь – о новом или изношенном, из которого в «кастрюлю» летит масло? Разница-Bosch S9061, Германия MANN Filter С22117, Германия Mahle LX 220, Австрия Champion U505, ЕС «Салют-Фильтр», Россия «Невский Фильтр НФ-409 Eвро», Россия LuxOil НФ409-01-000, Россия «Мотор-Супер», Россия «Трек НФ 409-01-000», Россия SCT SB 201, Германия «Просто фильтр», производитель неизвестен Finwhale AF-10, Германия FRAM СА 3399, страна не указана QML FA1001, Германия BigInter GB-9597C, Россия-Израиль Fenom, Россия Spectrol АЭР-3, Россия Master Sport MS22117, Германия Hengst E220L, Германия11 592 11 340 10 908 11 465 11 960 11 147 11 525 11 340 11 714 13 415 12 205 11 280 11 658 11 294 12 032 11 224 11 658 11 405 11 1600,08 0,09 0,07 0,06 0,01 0,01 0,02 0,01 0,01 0,03 0,06 0,03 0,03 0,03 0,09 0,04 0,04 0,09 0,0691,3 89,5 93,6 86,7 92,9 89,9 91,7 94,5 90,9 103,2 105,2 84,3 83,5 91,5 89,2 91,7 92,5 86,9 106,60,19 0,26 0,20 0,21 0,31 0,29 0,28 0,32 0,30 0,67 0,70 0,19 0,16 0,29 0,29 0,49 0,29 0,22 0,70134,8 130,3 142,5 151,9 164,1 192,4 196,9 173,6 187,4 341,3 260,7 157,3 143,0 165,1 172,3 162,6 157,1 158,9 163,11,90 1,60 2,11 2,78 3,07 4,11 4,70 3,65 4,09 9,94 6,87 2,94 2,10 3,22 3,51 3,12 2,85 2,92 3,07190 170 185 155 80 95 90 90 115 120 115 170 160 125 85 175 130 120 185*Пропуск пыли – отношение массы частиц пыли, собранной на выходе испытуемого фильтра, к массе пыли на входе.212 За рулем 12/2006 ЭКСПЕРТИЗА ВОЗДУШНЫЕ ФИЛЬТРЫ ВАЗ-2110положились между этими двумя группами. Ну а как отреагировал на это двигатель? Конечно же, снижением расхода воздуха. Но интереснее другое – чем больше было сопротивление фильтра, тем меньше обогащал контроллер смесь при полном открытии дросселя. В целом, это понятно – ведь он управляется по сигналу ДМРВ и по частоте вращения коленчатого вала, а недопоставку воздуха в цилиндр воспринимает как частичное, а не полное открытие дроссельной заслонки. Следовательно, дает не максимальное, а лишь частичное обогащение! На карбюраторном моторе все было бы наоборот: там контроллера нет . А итог очевиден – все грязные фильтры «душат» мощность, причем чем больше сопротивление, тем значительнее потеря лошадиных сил. И если те же «Бош» и «Манн» дают снижение мощности порядка 1,6–1,9%, то SCT и «Просто фильтр» – на 7–10%, а это уже весьма ощутимо.На правах рекламы«Трек НФ 409-01-000»,РоссияSCT SB 201,ГерманияБезымянный фильтр,производитель неизвестенЕще один из «российских», а точнее, «невских» фильтров со всеми присущими им плюсами и минусами. Стоит на четверть дороже своих братьев-близнецов – а с чего бы? Нет, отдавать за это 115 руб. не хочется: выбор-то есть! Наше мнение: не понравился.Абсолютный рекордсмен по площади фильтрации. Наверное, это сыграло свою злую роль на ресурсных испытаниях. Потеря мощности около 10% – это ни в какие ворота не лезет! Такому фильтру место на вымытых с мылом улицах Европы, а у нас он долго не прослужит. Наше мнение: не понравился.Странный-престранный «Просто фильтр» – с большим сопротивлением, небольшим ресурсом и весьма немалой ценой. Ни упаковки, ни маркировки на бумаге. Итог был предсказуем еще до покупки.Наше мнение: не понравился.сколько пыли вдуть – затем вводим на впуск четко отмеренное количество и повторяем измерения внешних характеристик. И вот тут результаты разбежались, да еще как! Потери давления в этом случае отличались отфильтра к фильтру более чем в два раза! Отличился фильтр SCT: с ним сопротивление впускной системы возросло втрое! Недалеко от него ушел «Просто фильтр». Зато у немецких фильтров «Манн Фильтр», «Бош» и «Ма-ле» оно увеличилось менее чем в полтора раза. Основная же группа российских фильтров («Невский Фильтр», «Мотор-Супер», «Люксойл», «Трек») дала увеличение сопротивления примерно в два раза. Остальные рас-ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВАРазработка и изготовление автомобильных катализаторов для бензиновых и дизельных двигателей ЕВРО-2, ЕВРО-3, ЕВРО-4 на:• легковой транспорт • грузовой транспорт • спецтехнику • коммерческий транспорт • мотоциклы• Консультации по установке • Разработка конструкций • Изготовление опытных образцов • Проведение стендовых и ресурсных испытаний • Система качества — соответствует стандартам QS - 9000, ИСО 9001За рулем 12/2006 213реклама КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА ВОЗДУШНЫЕ ФИЛЬТРЫ ВАЗ-2110«УНИВЕРСАЛЫ» Finwhale AF-10,ГерманияFRAM СА 3399,страна не указанаQML FA1001,ГерманияBigInter GB-9597C,Россия-ИзраильСреди «универсалов» – один из лучших. В корпус встает без усилия, качество изготовления – хорошее. Сопротивление и ресурс – на уровне, при этом качество фильтрации вполне отвечает российским условиям. А вот цена слишком велика. Наше мнение: понравился.Все неплохо – и в корпус встает нормально, и сопротивление небольшое. При этом фильтрует лучше типичных «европейцев». Но в целом – явный «универсал», к тому же из лучших. Дороговат, правда – за 160 руб. невольно хочется чего-то не универсального, а специфического.... Наше мнение: понравился.Рисунок на коробке – как у FRAМ, но фильтры совершенно разные. Качество изготовления – невысокое: шаг створок неравномерный. Размер фильтра маловат: в корпус встает слишком легко. Но уплотнение – на уровне, и качество фильтрации вполне приемлемое. А цена для «немца» – так просто низкая. Наше мнение: средний результат.Наполовину российское, наполовину европейское произведение – и параметры такие же. Качество фильтрации – «европейское», но сопротивление в грязном состоянии ближе к «российскому». А выглядит неважно: створки какие-то кривые и грязь на бумаге. Зато цена – одна из самых низких. Наше мнение: средний результат.Fenom,РоссияSpectrol АЭР-3,РоссияMaster Sport MS22117,ГерманияHengst E220L,ГерманияСамая красивая коробка, но вот к качеству изготовления фильтрующего элемента есть претензии. Грязь на бумаге свежего фильтра и довольно кривые створки – не лучшая характеристика. Фильтрация нормальная, но по ресурсным показателям не блещет, хотя цена и высокая. Наше мнение: средний результат.Универсальный фильтр со средним ресурсом и качеством фильтрации. Великоват, правда: встает в корпус с некоторым усилием. Но цена – дороже некоторых «немцев»! За такие деньги могли хотя бы в коробку положить. Поэтому в целом впечатление – не лучшее. Наше мнение: не понравился.Несмотря на приемлемые параметры работы, впечатление неважное. Завышенные размеры элемента не позволяют спокойно вставить его в корпус: неизбежна деформация. Даже из коробки вынуть сложно. Не киянкой же его на место сажать! В общем – недоделанное изделие. Наше мнение: не понравился.Один из самых дорогих фильтров – 185 руб. – оказался довольно средним по своим показателям. Сопротивление ближе к «российским», но по качеству фильтрации существенно им уступает. Поэтому рекомендовать дорогое изделие другим вроде бы и не за что. Наше мнение: не понравился.ЕВРОПА? РОССИЯ?Еще раз выявилось очевидное – хорошо отфильтровать можно, только повысив сопротивление фильтра. А это значит – «придушить» мотор! Неизбежно возникает вопрос: что же выбрать для своего автомобиля – дорогой немецкий фильтр или сравнительно дешевый отечественный? Все зависит от состояния машины и условий ее эксплуатации. Если они приближены к Европе, то есть автомобиль в основном катается по курортной зоне, пыли не сильно много, а износ не-большой, то лучше брать фильтры, так скажем, европейского типа. Это – «Бош», «Манн Фильтр», «Мале». Машина наматывает километры по пыльной трассе или в таком же городе – тогда наши фильтры предпочтительнее: «Невский Фильтр», «Мотор-Супер» и аналогичные. Но менять их надо чаще – если, конечно, надеешься получать от мотора максимум мощности. А вот фильтры типа «Финвал» или ФРАМ можно считать универсальными: у них и качество фильтрации вполне приемлемое, и служат они доста-точно долго. Они годятся и для городских «скаковых» лошадок, и для трудяг «дачников». Наверное, они же – лучшее решение и для изрядно изношенных машин, где в корпус воздушного фильтра летит масло из картера.ЧТО КУПИТЬ?Педантов отсылаем к итоговой таблице. А фотогалерею мы разбили на три группы – согласно вышеприведенным критериям. Ездите по чистым дорогам – для вас группа фильтров «Европа», разъезжаете между Калинихойи Логанихой – обратите внимание на группу «Россия», а для остальных – «Универсалы». Как всегда, мы привели свое суждение по каждому фильтру в отдельности – надеемся, оно покажется читателю обоснованным. Возвращаясь к периодичности замены, рекомендуем читателям не обращать внимания на то, что написано на коробке с фильтром. В конце концов, речь идет не о космических суммах, а жизнь мотору новенький фильтр облегчает изрядно. Но это – личное дело каждого…214 За рулем 12/2006