176
177
178
ГРУЗОВИКИАВТОБУС «ВОЛЖАНИН-527006»щем систем вентиляции, отопления и других. Именно по такой схеме построен показанный на МИМС-2006 новый двенадцатиметровый «Волжанин-527006». Базовым силовым агрегатом выбран рядный шестицилиндровый турбодизель «Дойц BF6M 1013» объемом 7,2 ли мощностью 286 л.с. Его выхлоп соответствует нормам Евро III, а для экспортных версий и Евро IV. Удельный расход топлива всего 205– 212 г/кВт . ч, что обеспечивает экономичность на уровне 25–28 л/100 км в городском цикле. По желанию покупателя могут быть установлены моторы «Скания», «Мерседес» и даже ярославские; правда, в последнем случае расход топлива составит около 46 л/100 км.С ПРИЦЕЛОМ НА ЕВРОПУ РЮ рийН еч етов . Ф отоа вт ораейсовый городской автобус делает за день несколько сотен остановок, а процесс входа-выхода пассажиров в сумме занимает несколько часов – именно поэтому все большее распространение получают низкопольные конструкции. Идея предельно проста – никаких ступенек, один шаг с тротуара и вы уже в салоне. Такое удобство не оценят только резвые тинейджеры, без лифта взлетающие на девятый этаж. За удобство пассажиров расплачиваются конструкторы, вынужденные куда-то прятать силовой агрегат, трансмиссию, элементы подвески. Наиболее эффективное, но сложное и дорогое решение на сегодняшний день выглядит так. Двигатель и коробка передач расположены в заднем свесе продольно, слева по ходу движения. Задний мост портальный с бортовыми редукторами и смещенным к левому колесу редуктором главной передачи, который за характерную округлую форму называют яблоком. Все это позволяет сделать пол в проходе максимально низ-ким и оставить лишь одну ступеньку, причем только у задней двери. Компактная пневмоподвеска позволяет к тому же реализовать функцию «книллинга» – опускать кузов автобуса на остановке. В тонкое днище не упрячешь мощных силовых конструкций, поэтому массивная крыша тоже становится несущим элементом, а попутно вместили-176 За рулем 12/2006 Шестицилиндровый турбодизель «Дойц» (7,2 л, 286 л.с.) смещен влево. Справа система охлаждения, забирающая воздух сбоку позади двери. ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ «ВОЛЖАНИН-527006»Общие данные Размеры, мм: длина............................................................11 950 ширина ..........................................................2550 высота..............................................................2930 база ..................................................................5940 Снаряженная масса, кг ......................10 500 Полная масса, кг ....................................18 500 Количество мест для сидения/всего ..............................26/104 Максимальная скорость, км/ч................85 Двигатель: ТД с интеркулером, Р6, 7,2 л, 210 кВт/286 л. с. при 2300 об/мин, расположен сзади продольно со смещением влево Трансмиссия: заднеприводная, А6 Ходовая часть: подвеска – зависимая пневматическая; тормоза – пневматические, спереди – вентилируемые дисковые, сзади – барабанные, ABS; шины 295/80R22,5Коробка передач «Алиссон Т280» (также возможен «ZF Экомат» или «Фойт Дива 3E») – автоматическая шестиступенчатая со встроенным ретардером, срабатывающим от педали тормоза и эффективным даже на скоростях от 5 до 30 км/ч. Тандем мотора и коробки работает отлично, разгон достаточно интенсивный, легкий и ровный, без рывков. Только дисплей селектора поначалу сбивает с толку, показывая не включенную передачу, а их общее число – водитель может отключать передачи последовательно, начиная сверху. Кроме того, обод руля перекрывает спидометр, погромыхивают потолочные панели – впрочем, говоЗа рулем 12/2006 177 ГРУЗОВИКИАВТОБУС «ВОЛЖАНИН-527006»Приборы самые простые, но на заказ и для экспортных версий можно установить более симпатичную панель от «Сименса».Объемистые подиумы под креслами должны ужаться – спрятанные в них ресиверы пневмосистемы и другие агрегаты перенесут под крышу.Высоченный потолок вынудил снабдить вентиляционные люки (они же аварийные выходы) громадными ручками. Снаружи около каждой из трех дверей расположены кнопки аварийного открывания.Смещенный в сторону силовой агрегат и портальный задний мост позволили опустить пол в хвостовой части лишь до высоты одной ступеньки.рят, это издержки первого опытного образца. Передняя ось, ведущий мост, рулевое управление – все это также от «Цанрад фабрик». Стоит отметить тормозную систему (точнее, четыре автономные системы: рабочую, стояночную, вспомогательную и запасную) «Вабко-EBS» с цифровым управлением, расширяющим возможности антиблокировочной и противобуксовочной систем. Бортовой компьютер собственного производства не только управляет всеми жизненно важными системами автобуса, но и заботитсяо безопасности – например, включает тормозную систему при открывании дверей и не дает тронуться, пока они не будут закрыты. Салон обогревают несколько конвекторов, работающих от системы охлаждения двигателя – предпусковой подогреватель «Вебасто» не в счет, он не предназначен для непрерывной работы. Учитывая экономичный дизель с малым тепловыделением, громадную площадь остекления и три часто открываемые двери, логично было бы применить мощный автономный отопитель. Впрочем, в пустующих объ-емах между арочным потолком и плоской крышей можно еще много чего разместить – например, систему принудительной вентиляции (на представленной версии она естественная, через форточки в окнах). Однако самое интересное в новом «Волжанине» – это кузов из алюминия! Предприятие, родившееся всего тринадцать лет назад, первым из отечественных производителей освоило эту передовую технологию совместно со швейцарскими партнерами. Что дает алюминий? Ответ – в пресс-релизе: «Масса кузова уменьшилась на 500 кг, что продлевает ресурс подвески на 8% и экономит до 12% топлива, а в часпик позволяет брать на борт дополнительно до 10 пассажиров». Алюминиевый кузов не варят, а склеивают из раскроенных листов на стальном каркасе. Здесьто и кроется основная трудность – алюминий в контакте со сталью образует гальваническую пару и без защиты интенсивно корродирует. Проблему решили с помощью пластиковых изолирующих прокладок, специального крепежа и герметиков. Коммерческий транспорт не должен простаивать – оптимизация модульной конструкции и быстрая компьютерная диагностика существенно снизили время обслуживания, а пробег между ТО увеличен до 30 тыс. км. Тесен мир – всего через неделю после первого знакомства с новым автобусом на Дмитровском автополигоне я встретил его двухдверного собрата на грузовом автосалоне IAA в Ганновере. Амбициозные планы Волжского завода простираются аж до Атлантики – после автосалона «Волжанин» отправился на смотрины к европейским автоперевозчикам. Конечно, конкурировать с именитыми брендами непросто, но шансы на успех есть – кроме привлекательной цены, а она начинается от 100 тыс. евро, в активе новичка вполне современная конструкция. Да и выбор алюминиевых низкопольников вскоре расширится – к концу года появится удлиненная пятнадцатиметровая версия, а в следующем году и короткая десятиметровая.178 За рулем 12/2006