160
161
162
164
166
ГРУЗОВИКИВЫСТАВКА IAA-2006ЗВЕЗДЫ РАБОТАЮТ ДЛЯ НАСЮ рийН еч етов . Ф отоа вт ораМеждународная выставка IAA2006 – без преувеличения, главное событие в мире коммерческого транспорта. Нынешняя, прошедшая в конце сентября в Ганновере, была уже шестьдесят первой по счету и самой грандиозной по размаху – на площади 250 тыс. м2 демонстрировали свою продукцию 1526 компаний из 46 стран. Здесь пока-зано просто невероятное количество новинок – 253 мировых премьеры и 98 европейских! Все без исключения гранды, выпускающие грузовики и автобусы, обновили свои модельные ряды – это был настоящий звездный дождь. Основательно модернизированный «Форд-Транзит» (ЗР, 2006, № 10) был отмечен званием «Фургон года-2007». Дебютировав-шие нынешней весной новые «МерседесСпринтер» (ЗР, 2006, № 8), «ФольксвагенКрафтер» (ЗР, 2006, № 9), а также триумвират «ФИАТ-Дукато», «Пежо-Боксер» и «СитроенДжампер» расширили линейки силовых агрегатов, набор вариантов, получили полноприводные трансмиссии. Общая тенденция последних лет в этом сегменте – появление все более тяжелых модификаций, полной массой160 За рулем 12/2006 ВЫСТАВКА IAA-2006Обновленный пикап «ФИАТ-Страда» грузоподъемностью 630 кг выпускают на заводе FIASA в Бразилии – в Южной Америке и Италии он лидер продаж в своем сегменте. Пикап получил более современную внешность и экономичный дизель «Мультиджет» с турбонаддувом изменяемой геометрии – при объеме всего 1,2 л он развивает 85 л.с. и 200 Н . м. С ABS, двумя подушками и электропакетом этот стильный автомобиль стоит в Германии 13 850 евро. Образованная в 2003 г. компания «Интралл» (International Truck Alliance) представила вместо устаревшего грузовичка «Люблин» новое семейство «Любо» (Lubo). Новинку предлагают с кузовами автобус, фургон или шасси полной массой 2,9; 3,5 или 4,6 т, с четырьмя вариантами базы и четырьмя дизельными моторами.Титул «Фургон года-2007» получил новый «Форд-Транзит». В его семействе передне- и заднеприводные фургоны, автобусы и шасси полной массой 2,6–4,3 т. Обновлена гамма двигателей, существенно улучшен интерьер кабины. В 2007 г. начнутся продажи полноприводных версий, а в обязательную комплектацию войдет система стабилизации ESP. Дебютировавшее полгода назад новое поколение родственных семейств «ФИАТ-Дукато», «Пежо-Боксер» и «Ситроен-Джампер» лишь самую малость не дотянуло до звания «Фургона года». Переднеприводное шасси наиболее легко поддается переделке и установке разнообразных спецкузовов – например, такой эвакуатор с «ломающейся» рамой просто невозможно представить на заднеприводном шасси.до 5 т. А вот среди машин грузоподъемностью до тонны доминируют компактные двухобъемники типа «Рено-Кангу» или «ПежоПартнер». Среднеразмерные грузовики всегда были сравнительно немногочисленной кастой, но именно среди них, в силу смешанного режима эксплуатации и удобной компоновки, появилось множество гибридов, например, на базе«Мицубиси-Кантер», «Ниссан-Кэбстар», DAF LF. Они сочетают обычный двигатель внутреннего сгорания с электромотором-генератором и аккумуляторами – на малых скоростях или в густонаселенном центре используется лишь электротяга, а вредные выхлопы отсутствуют вовсе. Вершиной грузового автомобилестроения по праву считаются магистральные тяга-чи. Лучшим среди них признан DAF XF 105, названный «Грузовиком года-2007». Громадные яркие красавцы с моторами по 300–500 л.с. способны вести 40-тонные автопоезда со скоростью более 100 км/ч, демонстрируя невероятную экономичность, которая и не снилась легковым автомобилям – меньше 1 л/100 км в пересчете на тонну массы! Сейчас в Евросоюзе обсуждается вопрос об увеЗа рулем 12/2006 161 ГРУЗОВИКИIAA-2006Турецкий грузовик «ВМС-Мегастар» с дизелем 2,8 л/130 л.с. предлагают в двух вариантах. Легкая серия 360 VH – это шасси или металлические фургоны объемом 9,9 мз и полной массой 3,5 т. Более тяжелое шасси серии 400Р имеет увеличенную до 4000 мм базу, двускатную ошиновку заднего моста и рассчитано на полную массу 5 т. Минибус «Мерседес-Спринтер Сити 65» на 28 пассажиров демонстрирует невероятное сочетание низкого пола и классической компоновки. Разгадка в дополнительном редукторе-«гитаре» на выходе коробки передач: он позволяет опустить карданный вал почти до земли.У «Мицубиси-Кантер Eco Hybrid» между дизельным двигателем и коробкой передач встроен электродвигатель на 35 кВт. Он может работать самостоятельно либо в паре с основным мотором, а при торможении – в режиме генератора, заряжая литий-ионную батарею весом 87,5 кг. Это позволяет экономить до 20% топлива и на 20–40% снижает вредные выбросы. «Фольксваген» выпускает в Бразилии двух- и трехосные тяжелые грузовики «Констелейшн» (Constellation) полной массой от 13 до 24 т – теперь они представлены ив Европе. На фото модель 24-250 – в индексе зашифрованы полная масса 24,1 ти мощность двигателя 247 л.с. Ступеньки кабины прикрыты от грязи «калиткой».личении лимита массы поезда до 60 т, а длины – до 25 м. Такие составы в полтора раза эффективнее нынешних, хотя у них есть и недостатки – худшая маневренность, высокая нагрузка на дорожное полотно и мосты, сложности с их обгоном. Тем не менее для таких мегатрейлеров уже есть сверхмощные тягачи, подобные 660сильному «Вольво-FH16», а также прицепы и полуприцепы. Высокая грузоподъемность – не единственный способ повысить эффективность перевозок. Большинство крупных фирм предлагают сегодня не просто автомобиль, а комплексное решение транспортных проблем, включающее в себя и логистику, и дистанционный мониторинг, и управление парком, и круглосуточную сервисную под-держку, и многое другое. Например, компания «Вольво» продемонстрировала второе поколение информационной системы «Динафлит» (Dynaflit). Она отслеживает местоположение и режим движения грузовика, поддерживает его постоянную связь с диспетчерским центром, а эффективность системы при аварийных вызовах полиции составила 98%. Кроме именитых европейцев, пожаловало немало гостей. «Фольксваген», наряду с широкой гаммой легких грузовиков, показал тяжелый «Констелейшн» (Constellation) бразильской сборки. Турция отметилась в Ганновере наибольшим количеством экспонатов, причем не только оборудованием и запчастями, но и грузовиками ВМС, и автобусами «Темса» (Temsa). А вот «китайцев»162 За рулем 12/2006 ГРУЗОВИКИIAA-2006Основная идея концепт-трака «Спейс-Макс» (Space-Max), построенного на базе «МерседесАктрос 1860LS», – создание максимально комфортных условий для отдыха водителя. Этой цели служит просторная кабина с ровным полом, кровать, выдвигающаяся сервоприводом из задней стенки, релаксационное кресло справа, а также DVD-проигрыватель, светлая кожа, ореховое дерево и многое другое. Там, где легковой автомобиль просто уйдет в занос, высокий грузовик может перевернуться. После включения системы стабилизации МАN TGA легко пройдет этот же поворот – ESP мгновенно притормозит машину до безопасной скорости. Флагманский «Вольво-FH16» – самый мощный на сегодня магистральный тягач, его 16-литровый двигатель D16E развивает 660 л.с. и 3100 Н . м. В двух- или трехосном исполнении он способен вести 60-тонные автопоезда, а в специальном четырехосном «Трайдем» (Tridem) – сверхтяжелые массой 80–150 т.Титул «Грузовик года-2007» заслужил флагман модельного ряда DAF – тяжелый магистральный тягач XF 105. Кабины «Спейс» и «Супер Спейс» предоставляют водителю максимум свободного пространства. Рядная «шестерка» PACCAR MX объемом 12,9 л развивает 410–510 л.с. и удовлетворяет нормам Евро IV или Евро V. Одинарные сверхширокие покрышки «Мишлен-Х One XDN 2 Grip» размерности 495/45R22,5 облегчают ведущую ось тягача на 130 кг. Особая конструкция обеспечивает удвоенный пробег, а двойные водоотводные ламели – улучшение сцепных свойств на 15% на влажном асфальте и на 30% на залитом водой или заснеженном.в сравнении с российскими автосалонами было немного. Оно и понятно: европейцы весьма требовательны к качеству, одной лишь низкой ценой их не купишь. Были и российские производители. «Группа ГАЗ» устроила обширную пресс-конференцию и показала «вживую» фургон «Максус» (Maxus) производства недавно приобретенной ею английской компании LDV. Камский автозавод в напоминание о многочисленных победах на ралли «Париж–Дакар» выставил полноприводный КамАЗ-6560, а кроме него, четырехосный самосвал КамАЗ-65201 и двухосный КамАЗ-5308 грузоподъемностью 7,8 т. Третий экспонент из России – компания «Волжанин» с городским низкопольным автобусом модели 527006. Кстати, автобусов на салоне было очень много, самых разных. Такие минибусы, как «Мерседес-Спринтер Сити 65» или 22-местный голландский «Сити-Лито» на базе «Фольк-164 За рулем 12/2006 ГРУЗОВИКИIAA-2006Полноприводный КамАЗ-6560 с шестиметровой платформой и гидравлическим манипулятором предназначен для нефте- и газодобывающей отрасли. При собственной массе 15,6 т он способен везти по бездорожью 19,2–22,2 т груза, преодолевая подъемы до 60%, стенки 0,5 ми броды 1,8 м. Двигатель КамАЗ-740.63400 – V8, 11,8 ли 400 л.с., коробка передач – шестиступенчатая автоматическая ZF 6HP902 плюс двухступенчатая раздатка. Скорость на шоссе – 90 км/ч. Премьера выставки – универсальный носитель навесного оборудования «Унимог-U20» (Unimog). Базируется на укороченном до 2700 мм полноприводном шасси U300 с портальными мостами. Снаряженная масса – 5,1 т, полная – 7,5 или 8,5 т, турбодизель 156 л.с., коробка передач 8- или 16-ступенчатая, диапазон скоростей – 1,5–90 км/ч.«Мерседес-Туризмо» дебютировал в самой компактной версии – кузов 12,1 м, полная масса 19 т. 53 пассажирских места в трехзвездной конфигурации, кондиционер 32 кВт, 8,4 мз багажных отсеков, экономичный двигатель ОМ 457 LA 12 л/354 л.с. (Евро IV). В следующем году появится 13-метровый «Туризмо М/2», а затем еще трехосные серии МиL длиной 13 и 14 метров. Сочлененный городской низкопольник «Соларис-Урбино Hybrid» (Solaris Urbino Hybrid) из Польши длиной 18 м вмещает до 160 пассажиров. Главная особенность – комбинированный привод, позволяющий при необходимости отключать 340-сильный «Камминс» и двигаться только на электрической тяге.свагена-Т5», совсем не похожи на наши маршрутки. С высокой крышей и низким полом, удобными креслами, громадной площадью остекления, широкими автоматическими дверями, они уступают «настоящим» автобусам лишь размерами, но не уровнем комфорта. Городские модели стали низкопольными; почти все умеют еще и «приседать» на пневмоподвеске для облегчения входа-выхода пассажиров. Среди новинок, например, «Сетра-F 415 NF» или 10,5-метровый «Мерседес-Цита-ро К» – младший брат «Мерседеса-Цитаро LE U», названного «Автобусом года-2007» (ЗР, 2006, № 8). Учитывая проблемы экологии, пассажирский транспорт для города настойчиво пытаются перевести либо на частично электрическую тягу, как польский «Соларис-Урбино Гибрид», либо на альтернативные виды топлива, как водородный «МАН-Лайон Сити» или работающая на этаноле «Скания-ОмниЛинк». Любопытная ситуация с туристическими лайнерами. Поскольку в Евросоюзе нет к нимединых требований, а национальные несколько различаются, «туристы», как правило, имеют несколько модификаций по длине кузова, количеству осей и полной массе. Здесь новинок тоже оказалось достаточно – «Неоплан-Ситилайнер», «МАN-Лайон Коч», «СетраS 416 GT-HD», «Мерседес-Туризмо», «Вольво» моделей 9700 и 9900 и другие. Впрочем, всех премьер IAA-2006 перечислить невозможно, здесь зажглось очень много звезд. Звезд, которые работают для нас...166 За рулем 12/2006