ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯНесгораемые свечиЕсли ввернуть в форсированный до предела мотор болида формулы 1 обычные свечи, финиша он не достигнет. Да и вообще – вряд ли сможет разогнаться так, как подобает в этих гонках. Свечи сгорят. Представьте себе условия в камере сгорания двигателя, с 2,4 л рабочего объема которого снимают 740 л.с. при оборотах около 19 000 в минуту! Следующие непрерывным потоком искры моментально «сожрут» центральный электрод, а боковой просто расплавится. Поэтому свечи для таких моторов эксклюзивные. С серийными их роднит разве что назначение и внешний вид. Вот, например, свечи для 10-цилиндровых двигателей, которые еще недавно устанавливали на формульных болидах. В них центральный электрод утоплен заподлицо с изолятором (выполненным, кстати, из другого, специального материала), а боковой отсутствует вовсе. По принципу: чего нет, то не расплавится. (Понятно, что для надежного пробоя такого искрового промежутка, да еще при повышенном давлении в цилиндре, требуется и особо мощная система зажигания.) Вы спросите, а нам-то что до этого? Оказывается, наступило время высоким свечным технологиям спуститься к рядовому (ну или почти рядовому) потребителю. Фирма «Денсо» (Denso), которая как раз и делает свечи для формулы, выпустила серию Iridium Racing. Она предназначена тем, кто в неуемном стрем-Набор свечей для 10-цилиндрового формульного двигателя. А это – «почти формульная» свеча: 1 – боковой электрод из платины; 2 – центральный электрод из иридиево-родиевого сплава; 3 – кольцевая выемка в изоляторе; 4 – изолятор из специальной керамики, покрытый силиконом; 5 – скос на торце резьбовой части.Девочки от «Денсо» зажигали болельщиков «Тойоты» на этапе формулы 1в Сузуке.лении к тюнингу добрался до мотора и существенно форсировал его – поменял, скажем, распредвал, повысил степень сжатия и т.п. В этих свечах, помимо уже знакомого читателям ЗР тонкого (0,4 мм) иридиевого центрального электрода, применен ряд других гоночных ноухау. Посмотрите хотя бы на боковой электрод: он совсем тоненький (0,8 мм), почти не заслоняет разряд от горючейсмеси, а потому сделан не из никеля, а из платины. Изолятор тоже необычный и по форме, и по материалу, прочность которого увеличена на 20%. Посмотрев на него внимательно, увидите кольцевую выемку вокруг центрального электрода: в случае загрязнения отложениями здесь появится разряд и выжжет углерод, восстановив изоляцию. Кроме того, изолятор покрыт высокотемпературной силиконовой смазкой – она дополнительно препятствует прилипанию нагара и отложений. Имеет значение даже скос на торце резьбовой части: он устраняет опасность калильного зажигания при перегреве.170 За рулем 01/2007 МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ АлексейВоробьев - О бу ховЗабудьте о сцепленииКто постарше, помнит времена, когда периодически приходилось регулировать свободный ход левой педали. Теперь практически во всех автомобилях надобность в этом отпала, поэтому на первый взгляд в появлении нового самонастраивающегося сцепления фирмы LuK нет ничего нового. Речь, однако, идет о первом серийном многодисковом сцеплении, способном передавать крутящий момент свыше 500 Н . м. Кстати, увеличение числа дисков позволяет еще и снизить усилие на педали. Про всякие ньютоны, возможно, слышал не каждый, а вот килограммы, которые приходится преодолевать сотни и тысячи раз за день, важны любому водителю, особенно хрупким девушкам. Двухдисковому сцеплению, разработанному для БМВ-М5, «по плечу» крутящий момент 520 Н . м, а усилие на педали удалось снизить на 40%. Причем технология SAC (Self Adjusting Clutch) позволяет сохранить его величину постоянной на протяжении всего срока службы узла. Новинка позволила сэкономить немало места: хотя «слоеный пирог» двухдискового сцепления получился толще обычного на 3 мм, его диаметр заметно уменьшился. Сцепление, конечно, подорожало, но менять его не придется – износ сведен к минимуму.Одно из самонастраивающихся сцеплений LuK. Внешне двухдисковая новинка несильно отличается, а взглянуть на ее внутренности фирма пока не разрешает.На правах рекламыКак известно - «ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРОДУКЦИИ КОНЦЕРНА «ЦИТРОН» существует давно. Свою главную задачу преданные друзья «ЦИТРОНА» видят, прежде всего, в создании прочной цепочки взаимоотношений между предприятием и его потребителями. Цепочки, основанной на взаимном уважении и доверии. В основе которой лежит принцип открытости. Придерживаясь данного принципа, «ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРОДУКЦИИ КОНЦЕРНА «ЦИТРОН» старается максимально полно ответить на все интересующие автолюбителей вопросы. Впрочем, судите сами. – Сегодня на прилавках магазинов часто встречаются подделки известных брэндов. Как «ЦИТРОН» защищается от «левака»? – Автолюбитель, покупающий продукцию «ЦИТРОН» может не беспокоиться. Перекрыты все возможные каналы поставок контрафактной продукции. Так, в ноябре 2006 года совместно снашим дилером, при участии таможенных и фискальных органов, пресечена очередная попытка ввоза на территорию сопредельного государства крупной партии масляных фильтров торговой марки «ЦИТРОН», изготовленных в одной из азиатских стран. Фальсификаторы понесли заслуженное наказание. – На СТО мне посоветовали поставить фильтр «ЦИТРОН». Объясните, чем он так хорош?» – Фильтры «ЦИТРОН» популярны, благодаря применению в них исключительно высококачественных фильтровальных материалов транснациональной корпорации «Hollingsworth & Vose» («Binzer»), бумага которой применяется в фильтрах для мировых производителей автомобилей. Признанное качество фильтров «ЦИТРОН» обеспечивает и передовая технология изготовления. Постоянный контроль современной заводской лаборатории, не имеющей аналогов в России, подтверждением чему служит сертификат НАМИ -авторитетнейшего органа сертификации России. Нас рекомендуют. «…Совсем недавно увидел в магазине - «волговский» фильтр топливного бака. Зная высокое качество продукции «ЦИТРОН», не задумываясь, купил. Не жалею.… Вы молодцы. Спасибо вам не только от меня, но и от моих 120 коллег таксомоторного парка…» Комментарий. «На протяжении ряда лет основной политикой концерна является постоянное расширение ассортимента производимых изделий. Только за последний месяц к основным 220 изделиям добавились топливный карбюраторный фильтр с отстойником, погружной фильтр топливного бака «ГАЗ», синтетический фильтр грубой очистки масла «КАМАЗ – Евро», полнопоточный масляный фильтр «ЗИЛ – Бычок», линейка cалонных фильтров для отечественных и иностранных автомобилей». ЖДЕМ ВАШИХ ВОПРОСОВ
[email protected] ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯв ее отверстия запрессованы специальные втулки, которые и проворачиваются относительно пальцев-заклепок. В результате износ шарнирного сочленения резко снизился, а звездочки стали меньше не только в диаметре, но и по толщине. Зато прочность новинки в сравнении с традиционной роликовой цепью выросла на 75%. Заново пришлось очень тщательно рассчитывать профиль зубцов цепи. Ведь с уменьшением диаметра звездочек все отчетливее проявляется так называемый полигональный эффект – цепь ужеЦепное совершенствоНесмотря на победное шествие зубчатых ремней в приводе распредвала, цепь и не думает сдаваться, приспосабливаясь к требованиям времени. Уходят в прошлое так называемые роликовые цепи, в которых зубья звездочки попадают в промежуток между втулками, соединяющими щеки, за них и тянут цепь. Теперь в ходу все больше цепи с зубцами на пластинах – так удается оптимизировать зацепление и тем самым снизить износ, шумность и улучшить равномерность вращения ведомой звездочки. Особенно высокие требования предъявляет дизельный двигатель, где от цепи приводится ТНВД или насос-форсунки. Мало того, моторостроители постоянно требуют уменьшать габариты всего привода и дошли уже до ведущих звездочек всего о 18 зубьях. В ответ разработчики немецкой фирмы «Ивис Кеттен» (Iwis Ketten) придумали зубчатую цепь нового поколения, способную работать в дизельных двигателях со звездочками малого диаметра. В звене такой цепи лишь одна активная щека (см. рис.), причемСпециальная фотография показывает разработчикам наиболее нагруженные места (красный цвет).АБЗубчатая цепь обычной конструкции (А); гильзованная зубчатая цепь (Б): 1 – рабочая щека с зубцами; 2 – соединительная щека; 3 – палец-заклепка; 4 – втулки.нельзя рассматривать как аналог ремня: ложась на «шестерню», она становится ближе к многоугольнику, а не к дуге окружности. А это – неравномерность передачи усилия, рывки, вибрации и шум! И все же точный расчет и компьютерное моделирование позволили уменьшить колебания угловой скорости звездочек в 2,5 раза! Вам еще нужен ремень?Дайте мне ремня!Признайтесь, частенько забывали пристегнуться? А ведь ДТП происходит, когда его не ждешь. И ремень безопасности – главное спасительное средство, позволяющее избежать самых тяжелых, подчас смертельных травм! Но нам, увы, порой то ли лень, то ли некогда пошарить рукой, найти в узкой щели пряжку, вытянуть ленту и защелкнуть замок. Пристегиваться ремнем эргономически всегда неловко. Однако в некоторых автомобилях уже есть устройства, подающие ремень водителю в руки. Фирма «Брозе» (Brose) предложила новый вариант доставки ремня в купе БМВ 3-й серии. Как только водитель садится в машину и поворачивает ключ зажигания, система активируется ис легким жужжанием протягивает пряжку ремня безопасности. Разумеется, приняты необходимые меры, чтобы, скажем, рукав шубы или пуховика не пал жертвой настойчивости «железной руки» – на то есть специальный датчик. Электроника не позволит также защемить ткань при движении штанги в исходное положение под обшивкой стойки. Прятать механизм с глаз долой потребовали дизайнеры салона – ничто не должно нарушать гармонию. Сложность заключалась в том, что конструкторы автомобиля оставили для «руки» очень мало свободного пространства. Пришлось исхитриться и закрутить штангу на 15° – так, двигаясь с поворотом, она занимает меньше места. А использование пластмассы снизило и вес. Есть и правая «рука» для пассажира. Но она сработает, когда он займет свое место.Благодаря такому механизму седокам купе не остается выбора: ведь не поедешь, если перед глазами маячит робот с протянутой рукой!172 За рулем 01/2007 Тотальная унификацияПод капотом современного автомобиля одной и той же модели ныне помещают с добрый десяток моторов – дизельный, бензиновый, разного типа, рабочего объема и мощности. Программа управления контроллера в каждом случае нужна своя, но это сделать несложно: хватило бы объема памяти в чипе. А нельзя ли и сам контроллер сделать универсальным? Оказывается, вполне реально. Фирма dSpace предложила модуль DS1664, способный работать с самыми разнообразными форсунками, лишь бы их было не больше 12 и клапан каждой управлялся электромагнитом. А подать на его обмотку модуль сможет хоть 6 В, хоть 100 – как программист прикажет. Причем не по одному разу: возможно раздробить впрыск аж на 10 частей, следующих друг за другом с интервалом от 0,1° поворота коленчатого вала! СиВнешний вид платы нового контроллера не слишком впечатляет – ноу-хау заложено в элементной базе и схемных решениях.ла тока тоже варьируется в широких пределах – от 2 до 30 А. Все это делает такой контроллер пригодным и для дизельного, и для бензинового мотора. Не годится он разве что для двигателей с пьезоэлектрическими форсунками. Но это пока редкость. А для большинства моделей вскоре можно бу-дет приобретать один и тот же модуль, меняя лишь его прошивку. Это, разумеется, должно сказаться на себестоимости автомобиля, да и сам контроллер станет дешевле, поскольку его тираж резко возрастет. Осталось лишь убедить автопроизводителей в надежности нового изделия.На правах рекламыЗа рулем 01/2007 173