146
147
РЕМОНТ И СЕРВИСЭЛЕКТРИК ТАХОМЕТРЫОбороты под контролемГе ннадийНепряжинКазалось бы, зачем нам тахометр? Чтобы спокойно путешествовать по родным просторам, вполне хватит спидометра. Если еще время от времени поглядывать на дорожные знаки, то спидометр поможет сэкономить «кровные» при встречах с блюстителями порядка. Тахометр же информирует о чем-то почти абстрактном: сколько раз коленвал успевает обернуться за минуту. Зачем и кому нужна такая информация? Прежде всего водителю автомобиля с форсированным мотором. Он требует жесткого контроля оборотов – тут вся мощь упрятана в узкий диапазон скоростей движения на каждой передаче, и тахометр помогает определить момент пе-рехода на следующую передачу – без провалов или перекруток. Есть и эстетическая сторона дела. Люди, как могут, украшают автомобиль, а броский циферблат на панели приборов – это модно. Далеко не все задумываются, что скрывается за показаниями прибора. Не потому ли выносные тахометры, которых полно в магазинах, порой отличаются завидным – до 25–30% – пренебрежением к точности показаний!.. С такими связываться не советуем – благо есть честные приборы, о которых мы и поговорим. По соотношению цена-качество лучшие тахометры – штатные. Их работа основана на разных принципах. Механический привод – гибким валом (тросиком), таким же,Тахометр ВАЗ-2110 – с четырьмя выводами: если он стоит на машине с впрыском, то подключен не к зажиганию (вх. 2), а к контроллеру ЭСУД предусмотренным для этого дополнительным выводом (вх. 1) – и в этом случае считывает количество импульсов оборотовнепосредственно с контроллера. Последний же получает сигнал от датчика положения коленчатого вала. Форма импульсов от контроллера не та, что от катушки зажигания, преобразует их тахометр иначе – для этого и понадобился свой вывод.Схема подключения тахометра на автомобилях ВАЗ-2110 с системой впрыска топлива: 1 – тахометр; 2 – маршрутный компьютер; 3 – контроллер ЭСУД; 4 – датчик положения коленчатого вала; 5 – модуль зажигания.1Тахометры, считывающие импульсы катушки зажигания, устанавливались на многие карбюраторные автомобили – от ВАЗ-2103 до первых (карбюраторных) «десяток». Обычно у таких приборов три вывода: один от катушки зажигания, другой – «плюс» от замка зажигания, третий – «минус» (на «массу»). Кстати, если тахометр, например, ВАЗ-2106 стал сильно врать, это признак неполадок в системе зажигания. Вот вам нечаянная польза от прибора: сразу ясно, чтоСхема подключения тахометра на автомобилях ВАЗ-2103, 2106, 2107: 1 – тахометр; 2 – катушка зажигания; 3 – распределитель зажигания.лезть в карбюратор не надо. Но о каких неполадках речь? Понятно, что свечи, их провода, распределитель высокого напряжения, провод от него к катушке зажигания – ни при чем! Неполадки – либо в самой катушке, либо в низковольтной цепи до нее (прерыватель, конденсатор и т. д.).Схема подключения тахометра на переднеприводных карбюраторных автомобилях ВАЗ-2108, 2109, 21099: 1 – тахометр; 2 – катушка зажигания; 3 – коммутатор; 4 – распределитель зажигания.как в приводе простейшего спидометра, здесь рассматривать не будем. Он давно устарел. Современные тахометры совершенно другие – как по конструкции, так и по способу подсчета оборотов. Один из самых распространенных – счет импульсов зажигания. Такой прибор устанавливается на карбюраторные автомобили. Он преобразует частоту сигнала в пропорциональное ей напряжение, движущее стрелку. На четырехцилиндровых четырехтактных моторах каждому обороту коленвала соответствуют две вспышки в цилиндрах, иначе говоря, два импульса в цепи зажигания. Конечно, предназначенный для «четверки» тахометр нельзя бездумно поставить на двигатель с иным количеством цилиндров – врать будет безбожно! На шкале иностранного тахометра обычно ставят цифру, указывающую число цилиндров. Отечественные рассчитаны на четыре. Захотите поста-146 За рулем 01/2007 «Генераторный» тахометр применяется на дизелях, а также на новых «волгах» и УАЗах. Обрыв ремня или отказ регулятора напряжения (то есть отказ собственно генератора) на этих автомобилях отключает и тахометр. Желающие могут оснастить им, например, «классические» «Жигули» – нужно только подвести к нему дополнительным проводом синусоидальный сигнал с одной из фаз генератора и откорректировать показания. Отметим важную деталь: «волговские» тахометры в карбюраторном и впрысковом варианте внешне очень схожи, но путать их нельзя. При покупке прибора первым делом проверьте его маркировку на шкале слева.12Выпрямительный мост генератора «Волги» с выходом на тахометр (1) и маркировка (2) тахометра.Схема включения тахометра на современной «Волге»: 1 – тахометр; 2 – контрольная лампа генератора; 3 – генератор; ф – фазовый вывод (на тахометр).вить на «Оку» – показания будут вдвое ниже фактических. На дизельных автомобилях частота вращения коленвала оценивается по частоте синусоидального сигнала с одной из фаз генератора. Конечно, в дело вмешивается привод – соотношение диаметров шкивов, от которого зависит скорость вращения ротора генератора. Менять шкивы нельзя, но в тахометрах применяют своеобразный триммер – подстроечный потенциометр. Он позволяет регулировать величину напряжения, в которое преобразована частота сигнала. Это дает возможность тщательно откорректировать показания тахометра. Существенный плюс «генераторного» тахометра – в его универсальности. Прибор можно ставить и на бензиновый двигатель с любым числом цилиндров… или вообще без них – хоть на газотурбинный, лишь бы на машине был трехфазный генератор переменного тока.На правах рекламыЗа рулем 01/2007 147