114
115
116
117
ВТОРЫЕ РУКИCITROEN XSARA PICASSO В ДЕТАЛЯХПорвав с кубизмомПабло Руис Пикассо оставил потомкам не только свое искусство, но и имя: спустя четверть века после смерти художника оно украсило одну из моделей «Ситроена». Насколько ценен этот экспонат в галерее мини-вэнов, разбирался Игорь Козлов. Фото: Георгий Садков«Ситроен-Ксара Пикассо» к абстрактной живописи и кубизму не тяготеет, пропорции у машины довольно стандартные. Облик несколько необычен, зато узнаваем. Цены тоже вполне традиционны для такого класса: за автомобиль 2001 года просят $10–14 тыс., за экземпляры 2004го – $19– 21 тысяч. ит коррозии даже у машин из первых партий. Хотя заводская гарантия от сквозной ржи и составляет 12 (!) лет, мы все же советуем установить передние брызговики (не путайте с подкрылками). Иначе душ с камушками из-под передних колес быстро собьет антигравийное покрытие порогов и отбортовок арок. Может, и не поржавеют, но внешний вид испортится. Ветровое стекло искажает изображение больше, чем того ожидаешь: на первых порах будьте особенно осторожны при маневрах.ВОДОБОЯЗНЬ«Пикассо» (заводской индекс N68) построен на удлиненной на 220 мм платформе «Ксары». Кузов достойно противосто-Иммобилайзер устанавливали на все модификации. Транспондер – в головке ключа, восстановить утерянный обойдется в 60 евро и полчаса на прошивку. Управление климатом, светом, дворниками и подушками безопасности контролирует мультиплексная система с центральным компьютером (BSI). С 2003 года в единую сеть включили блок управления двигателем, иммобилайзер, ABS, ESP и блок управления АКП. На таких машинах BSI позволяет просмотреть накопленные ошибки и косвенно убедиться в реальности пробега. Обмен данными происходит по «витой паре» (нежное оптоволокно конструкторы применять не стали), и система вышла достаточно надежной. Единственная проблема (касается всей электрики) – боязнь моек под давлением. Прибегать к такой гигиене не советуем, особенно в подкапотном пространстве. Здесь установлен блок управления двигателем, а попадание воды в его разъемы приводит к параличу электрооборудования. Пока не просуши-114 За рулем 01/2007 ковольтная часть в оригинальном исполнении: две двухвыводные катушки зажигания помещены в единый корпус, который накрывает свечи. В изящном решении заложена надежность, что подтверждает эксплуатация. Сами свечи на нашем АИ-95 редко живут более 30 тыс. км, однако для России и это неплохо. Самыми надежными зарекомендовали себя двигатели EW7J4 (1,8 л) и TU5Х (1,6 л, 88 или 95 л.с). Единственный их недостаток – в масляном аппетите: долить два-три литра за межсервисный период – обычное дело. Однако это не мешает им бесперебойно служить далеко за 200 тыс. км. Самый мощный из моторов 1,6 л (16клапанный TU5J4) на «Пикассо» стали устанавливать с конца 2005 года, но тот уже успел отметиться отказами на модели С4. Изза минимальных зазоров в направляющей втулке клапан зависает при высоких оборотах двигателя, а на малых из-за текущих маслосъемных колпачков покрывается нагаром и сгорает (нагар ухудшает теплоотдачу). Справедливости ради отметим, что на «Пикассо» случаи поломок пока редки. С двухлитровым EW10J4 иная проблема – не повезло с АКП. Мало того, что «автомат» (AL4) задумчив, так еще и оказывает «медвежью услугу», слишком рано переходя на повышенную передачу. В итоге двигатель работает на малых оборотах, отчего впускные клапаны опять же обрастают нагаром. Последствия – самые разные, от закупорки «сосудов» впускного тракта до отрывания «тромба» и попада-ИСТОРИЯ МОДЕЛИ1998 г. Презентация в Париже. Двигатели: бензиновые Р4, 1,6 л, 65 кВт/88 л.с. и Р4, 1,8 л, 85 кВт/116 л.с.; турбодизель с системой впрыска «коммон рейл», Евро III, Р4, 2,0 л, 66 кВт/90 л.с. Привод передний, М5. 2000 г. Бензиновый двигатель Р4, 1,6 л, 70 кВт/95 л.с. Начало официальных продаж в России. 2001 г. Легкие косметические изменения передней и задней оптики, бамперов, цветовой гаммы салона. Крэш-тест Euro NCAP: 4 звезды, 11 и 16 баллов за фронтальный и боковой удар соответственно. 2003 г. Бензиновый двигатель Р4, 2,0 л, 100 кВт/136 л.с., только с А4. Рестайлинг: изменились структура BSI, передняя и задняя оптика, бамперы, зеркала. Все три задних сиденья сдвигаются вперед-назад. 2004 г. Турбодизель с системой впрыска «коммон рейл», Евро IV, Р4, 1,6 л, 80 кВт/110 л.с. 2005 г. Бензиновый двигатель Р4, 1,6 л, 80 кВт/110 л.с. 2006 г. Начало продаж С4 Picasso. ния его в цилиндр или под седло клапана. Ситуацию усугубляют поездки на короткие расстояния по городским пробкам, а ведь именно для города нередко и выбирают автомобиль с АКП. Мы же рекомендуем почаще выезжать на нем в дальниете как следует контакты, уехать своим ходом не получится. А поборникам чистоты лучше запастись ветошью и терпением.СИЛА В СЛАБОСТИАвтомобили с дизелем на наш рынок официально не поставлялись. Статистика их надежности противоречива (возможно, из-за нестабильного качества топлива). На вторичном рынке таких машин не более 2%. Если решитесь приобрести эксклюзив, заранее подыщите специалиста по обслуживанию; за ремонт берутся единицы и стоит он дорого. Все бензиновые двигатели – с ременным приводом ГРМ. Ремень меняем через 80 тыс. км вместе с роликами (натяжным и обкатным). Помпу – по обстоятельствам, обычно она переживает 200-тысячный рубеж. Зазоры в ГРМ на 8-клапанном 1,6-литровом двигателе регулируем через 100 тыс. км. Остальные моторы – с гидрокомпенсаторами, для них главное – хорошее масло и своевременная его замена. ВысоЗа рулем 01/2007 115 ВТОРЫЕ РУКИCITROEN XSARA PICASSO В ДЕТАЛЯХЦентральное расположение приборов понравится и пассажирам. Спидометр отвлекает мельканием крупных цифр. Баллонный ключ закреплен на крышке люка правого «подпола». Таких емкостей для мелочевки в салоне несколько.Светлый пластик как бы увеличивает объем. Кнопками задних стеклоподъемников (слева от рулевой колонки) пользоваться неудобно.ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ РАБОТ У ОФИЦИАЛЬНОГО ДИЛЕРАРабота Диагностика двигателя / двигателя и ходовой / полная Замена масла и фильтра двигателя Замена ремня ГРМ (TU/EW) Регулировка клапанов (восьмиклап. дв.) Замена промежуточной опоры приводного вала Замена сцепления Замена стойки / стоек стабилизатора передней подвески Замена рулевого вала Замена подшипников рычагов задней подвески/то же с балкой Стоимость, евро 16/32/64 16 54/112 20 48 190 23/35 30 298/189Все сиденья – с регулировками продольного положения и наклона спинки (в ней – формованный столик с подстаканниками).ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ ОРИГИНАЛЬНЫХ ЗАПЧАСТЕЙЗапчасть Крыло (переднее/заднее) Бампер (передний/задний) Блок-фара/задний фонарь Капот Фильтр масляный/ воздушный/ топливный Ремень ГРМ с роликами Подшипник промежуточной опоры правого приводного вала / опора подшипника Сцепление (комплект) Стойка стабилизатора передней подвески Рулевой вал Подшипники рычагов задней подвески (на одну сторону)/ балка задней подвески Амортизатор передний/задний Тормозные колодки передние/задние Стоимость, евро 88/226 215/173 94/71 214 10/11/10 86 19/98 180 36 135 15/600 82/33 51/41путешествия. При длительной работе двигателя на повышенных оборотах часть нагара удаляется. При оседлом образе жизни лучше выбрать EW 1,8 л. В затрудненном переключении МКП (ВЕ4), особенно в зимнее время, часто повинны дырявые пыльники тросового привода; их достаточно поменять, а сами тросы смазать. В целом коробка надежна, самое неприятное – всего лишь течь через сальники приводов. При их замене проверяем подшипник промежуточной опоры правого приводного вала. При ощутимом люфте его лучше заменить, экономия обернется заменой корпуса опоры. Сцепление выдерживает 120–150 тыс. км, но только при аккуратной езде. Ведо-мый диск не любит излишней пробуксовки – поджаривается. Известны случаи внеплановой замены даже на третьей тысяче. Коль уж дело дошло до ремонта, меняем весь комплект – и обязательно с вилкой и направляющей втулкой (в ней сальник первичного вала).ОГЛЯНИСЬ ВОКРУГ СЕБЯПередняя подвеска «Мак-Ферсон» особых сюрпризов не преподнесет. Стойки стабилизатора поперечной устойчивости потребуют замены через 30–40 тыс. км, но при такой конструкции (с шаровыми шарнирами) это нормально. Сайлент-блоки рычагов и шаровые опоры легко выдерживают соответственно 100–120 и 90–100 тыс. км.116 За рулем 01/2007 СПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙКакой автомобиль вы предпочтете за одинаковую цену?Современный двигатель TU5J4. В кружочке – VIN, его дублер показан красной стрелкой. Когда под капотом станет грязно, не вздумайте устраивать баню, блок управления двигателем (зеленая стрелка) этого не терпит.66% новый, пусть более скромный 34% подержанный, зато классом вышеНЕКОТОРЫЕ РЕГЛАМЕНТНЫЕ РАБОТЫ (ЗАМЕНА)Наименование позиции Масло в двигателе (SL/CF 5W40, напр. Total 9000) и масляный фильтр Топливный* и воздушный фильтры Свечи зажигания Масло в МКП (Total BV 75W80) Масло в АКП (ATF LT 71141) Жидкость в приводе тормозов (DOT 4) Антифриз Total Antigel Жидкость ГУР Total ATX Dexron II D Периодичность, тыс. км (лет) 15 (1) 30 30 –** –** 60 (2) 60 (3) –***Двигатель TU5Х. За тормозным цилиндром (стрелка) в верхнем патрубке печки есть штуцер системы охлаждения с колпачком: следите, чтобы он был цел. На последних моделях взамен его сгодится колесный.В передней подвеске основное внимание – стойкам стабилизатора. Люфт подшипника промежуточной опоры правого привода проверяйте при каждом ТО, своевременная замена позволит сэкономить на опоре.* В некоторых версиях отсутствует. ** В порядке рекомендации через 80 тыс. км. *** Только контроль уровня.Объем багажника, по данным производителя, – 550 л, в чем немалая заслуга компактной торсионной подвески. Сиденья можно снять полностью. Светотехника и бамперы имели несколько вариантов исполнения. Складной контейнер – в штатной комплектации.Торсионной задней подвеске после 100 тыс. км уделите особое внимание. Если обнаружили износ внутренней части протектора задних колес или даже сам факт их «развала», готовьтесь к ремонту. С ним лучше не затягивать, ведь на ранней стадии «хромоты» достаточно поменять только игольчатые подшипники в задних рычагах. Запущенная форма болезни дополнительно потребует замены заднейбалки (около 600 евро) – изнашивается вал подшипников. Правда, гаражные умельцы наловчились его восстанавливать проточкой с последующей запрессовкой дополнительной втулки, но такая переделка лишь на треть дешевле оригинальной детали. Амортизаторы ходят 100 тыс. км. Однако если злоупотреблять перегрузом, задние могут закапризничать и при 80–90.Начало их конца – не в отпотевании (в отличие от передних, такого почти не случается), а в стуке на кочках. Причина износа – почти лежачее положение: смена направления движения изношенного поршня сопровождается стуком по резервуару. Ступичные подшипники в среднем выхаживают 80 тысяч, задние могут кончиться и раньше – от тех же перегрузок. Рулевые наконечники живут около 50 тыс. км. Бывает, в реечном рулевом механизме начинает подтекать обратный клапан, его достаточно заменить. Сам механизм надежен, однако дилетанты при появлении стуков и «ступеньки» (по усилию) нередко приговаривают его к замене. А виноват в этом закисший карданный шарнир рулевого вала, который можно поменять отдельно. В заключение отметим, что любые «ситроены» лучше покупать не из первых партий, а полутора-двух лет (и более) с начала выпуска или после рестайлинга. За это время производитель успевает устранить все детские болячки. Благодарим «СИТРОЕН ЦЕНТР МОСКВА» за помощь в подготовке материала.За рулем 01/2007 117