220
221
СПОРТФОРМУЛА 1Катализатор переменПосле бурной эпохи Михаэля Шумахера грядет период технического затишья: запрет на разработку новых моторов, одинаковые шины. Влияние личности на эволюцию чемпионата мира оценивает Максим Вольнов.ход семикратного чемпиона мира из гонок выглядит преждевременным. Последние старты показали, что Михаэль все еще в отличной форме. Сам он объяснил, что не хочет тянуть и дожидаться окончательного поражения от молодых и рьяных: «С годами я отнюдь не становлюсь быстрее». А по слухам, некие влиятельные силы попросту попросили немца «вовремя» уйти – его присутствие пагубно сказывалось на развитии формулы 1 как бизнеса и спорта. Действительно, начиная с 1994-го, сюжеты сезонов складывались однотипные. Менялись конкуренты – пилоты и команды, но сам Шумахер неизменно был на высоте и, чего греха таить, слишком часто побеждал. Предсказуемость гонок отпугивала зрителей и спонсоров – читай, доходы! Всеми правдами и неправдами ФИА пыталась поддержать интригу. Михаэля неоднократно наказывали, не побоявшись даже лишить его законного второго места по итогам сезона-97. Чуть не каждый год меняли правила, в том числе святая святых – систему начисления очков, которая вполне всем нравилась аж с 1950 года. Переиначи-Ули формулировку понятия «обгон» – ввиду участившихся при этом маневре столкновений и конфликтов. «Командная тактика» попала под запрет, а порядок квалификации перекроили несчетное количество раз, так и не найдя удачного формата – продолжение следует. Сколько хлопот из-за одного гонщика! Сам он продолжал побеждать, невзирая на все перемены. Случайно или нет, уход Шумахера совпал с наступлением некой эры технического затишья: единые для всех шины (и заметно более твердые), четырехлетний мораторий на разработку новых двигателей (а в перспективе – и трансмиссий). Команды, несколько лет отказываясь наотрез, вдруг единодушно согласились поставлять свои моторы соперникам. Речь зашла уже даже о «клиентских шасси» – унификация автомобилей развернулась вовсю! Кто-то скажет, дескать, все это пункты программы по сокращению расходов. Помилуйте, чего ради экономить, если годовые бюджеты команд постоянно растут!Помните, каким он парнем был? 23-летний новобранец «Бенеттона» примеряется к автомобилю.220 За рулем 02/2007 ВСЕ СЕЗОНЫ МИХАЭЛЯ ШУМАХЕРАСезон 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 Команда «Джордан» «Бенеттон» «Бенеттон» «Бенеттон» «Бенеттон» «Феррари» «Феррари» «Феррари» «Феррари» «Феррари» «Феррари» «Феррари» «Феррари» «Феррари» «Феррари» «Феррари» Победы – 1 189356299 11 6 13 17 Итоговое место 12 34113 –* 2 7** 1 111132*Дисквалифицирован. **Пропустил 7 гонок из-за травмы.Первая победа: Гран-при Бельгии, 1992 год. Кто мог подумать тогда, что это начало величайшей гоночной карьеры. Какие забавные были машинки всего восемь лет назад. Изменилось практически все, за исключением 10-миллиметровой доски под днищем. В числе многих достоинств Шумахера – умение общаться с прессой, столь необходимое современному пилоту.Вот уже отменили и ограничения по тестам, вернув их объем на прежний уровень – по просьбам самих же команд. Президент ФИА Макс Мосли дал понять, что каких-то радикальных технических новшеств теперь можно ждать лишь в 2012 году. Особенно нажимая на внедрение экологически безопасного топлива – формула 1 должна быть впереди планеты всей! Компенсировать резкое падение мощности предполагается… турбонаддувом. Но это, конечно, уже никак не связано с Михаэлем Шумахером. Возможно, на правила чемпионата мира будет влиять кто-то другой. Михаэль, кстати, зимой участвовал в тестах нового автомобиля «Феррари». Определена его роль в команде: он не заменит технического директора Росса Брауна (хотя Браун действительно отходит от дел), а станет помощником спортивного директора Жана Тодта по работе с молодыми пилотами. Конечно, часть своего влияния на формулу 1 Шумахер сохранит, особенно если сделает карьеру гоночного администратора. Но, по крайней мере, новая чехарда с правилами в чемпионате мира возникнет не из-за его результатов.За рулем 02/2007 221