114
115
116
117
ЭКОНОМИКАОБОЗРЕНИЕ СОБСТВЕННИКИ АВТОПРОМАКто у конвейера хозяин?Почему-то считается, что главные российские автозаводы по-прежнему государственные. Это не так, хотя передел собственности в автопроме отнюдь не закончился. Чьи в стране заводы, выясняли Александр Агибалов и Игорь Моржаретто.Мы в русле мировых тенденций: среди крупнейших российских компаний (по объему выручки в 2005-м) все ведущие автопроизводители – в первых рядах. Как бы они ни жаловались на тяжелое материальное положение… Вот АВТОВАЗ занимал почетнейшее 19-е место, «Группа ГАЗ» – 30-е, «Группа СОК» – 45-е, КамАЗ – 49-е место, а компания «Се-версталь-Авто», которая обороты начала набирать совсем недавно, уже оказалась на 111-м месте среди всех российских фирм. Кроме того, в первой «золотой» сотне – еще шесть компаний, занимающихся продажей автомобилей. Солидно! Кстати, последние как раз и не скрывают ни имен своих реальных акционеров, ни размеров принадлежащих им долей собственности (но об этом –в одном из будущих номеров). А вот истинных владельцев наших автозаводов выявить подчас очень сложно…АВТОВАЗ ЗАДАЕТ ТОНСамый главный в России завод перестал единолично принадлежать государству и акционировался больше 10 лет назад (как и все остальные предприятия отрасли). Ныне контрольный пакет (64,43% голосующихакций) АВТОВАЗа принадлежит ЗАО ЦО АФК («Центральное отделение автомобильной финансовой корпорации») и ОАО AVVA (бывший «Автомобильный всероссийский альянс»). Причем две эти структуры перекрестно владеют контрольными пакетами акций друг друга. Перекрестная схема владения пакетами акций была применена еще в 90-е годы с легкой руки небезызвестного биз-114 За рулем 02/2007 СТРУКТУРА СОБСТВЕННОСТИ ОАО «АВТОВАЗ»несмена Березовского; она сохранилась и по сей день. Еще (и только!) 10,15% принадлежит госструктурам в лице «Внешэкономбанка» и ФАУФИ (Агентство по управлению федеральным имуществом). С декабря 2005 года предприятием управляет группа менеджеров государственно-коммерческой компании «Рособоронэкспорт», однако формально изменений в структуре акционеров не произошло. Одним из последствий столь странной ситуации (структура акционеров непрозрачна; при этом предприятием руководят люди, назначенные государством) стало недавнее снижение рейтинга АВТОВАЗа крупнейшим мировым агентством, Standart&Poor s (компания заняла лишь 67-е место среди 70 крупнейших российских фирм по критерию транспарентности, то есть прозрачности бизнеса). В конце 2006-го ряд ведущих биржевых экспертов пришли к выводу, что «отсутствие внятной стратегии, недостаток прозрачности, а также слабые финансовые и операционные показатели АВТОВАЗа свидетельствуют о том, что у ценных бумаг этого акционерного общества практически нет шансов стать привлекательным инвестиционным объектом, по крайней мере в среднесрочной перспективе». Стоит ли удивляться, что иностранные инвесторы не рвутся на крупнейший российский автозавод.СТРУКТУРА СОБСТВЕННОСТИ ОАО «ГАЗ»За рулем 02/2007 115 ЭКОНОМИКАОБОЗРЕНИЕ СОБСТВЕННИКИ АВТОПРОМА ЗАДАЧА С НЕСКОЛЬКИМИ НЕИЗВЕСТНЫМИЕсть в России несколько автомобильных заводов, с которыми, с одной стороны, вроде бы все ясно, а с другой – возникает множество вопросов. Например, калининградский «Автотор» был учрежден 12 лет назад международным фондом «Интерприватизация», которым руководил бывший первый вице-премьер правительства СССР Владимир Щербаков. Ныне основным владельцем числится ООО «Автокапитал», акционеры которого – некие «физические и юридические лица, как российские, так и иностранные». Увы, более ничего про структуру собственности неизвестно. Таганрогским автозаводом, где собирают несколько моделей «Хёндай», владеют в равных долях целых пять иностранных компаний – три из Лихтенштейна, одна немецкая и еще одна – зарегистрированная на британской территории в Индийском океане. Но эксперты полагают, что за всеми этими фирмами стоит основной акционер финансово-промышленной группы «Донинвест» (которая в свое время и построила ТагАЗ) Михаил Парамонов. Однако самой закрытой среди крупнейших российских автокомпаний считается «Группа СОК». Она контролирует два автосборочных завода – «РосЛада» и «Иж-Авто». Увы, нет точных официальных данных по их доле владения в предприятиях, как нет достоверных данных о структуре собственности самой «Группы СОК». Единственное, что известно – определяет политику группы (и, видимо, владеет значительным пакетом акций) самарский бизнесмен Юрий Кочмазов.С ПРИЦЕЛОМ НА МИРОВЫЕ РЫНКИПротивоположная ситуация сложилась на Горьковском автозаводе. Его владельцы намерены активно осваивать международные рынки и заинтересованы в прозрачности своего бизнеса. Контрольный пакет ГАЗа принадлежит машиностроительному холдингу «Русские машины» – около 63% уставного капитала (напрямую РМ владеет 30,23% акций). В свою очередь учредителем и основным акционером РМ является компания «Базовый элемент»; ею руководит известный предприниматель Олег Дерипаска. С 2005 года на основе ГАЗа началась консолидация принадлежащих ему автомобильных активов. В состав «Группы ГАЗ» ныне входят ПАЗ, ГолАЗ, КАвЗ, ЛиАЗ, Канашский автоагрегатный завод, Саранский завод автосамосвалов, ярославские заводы топливной и дизельной аппаратуры, а также ОАО «Автомобильный завод Урал», ОАО «ТвЭкс», ОАО «Брянский арсенал», ОАО «Челябинский завод строительнодорожных машин», ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей», ОАО «Арзамасский машиностроительный завод», ОАО «Холдинговая компания Барнаултрансмаш», их дочерние сервисно-сбытовые и снабженческие организации. Завершение консолидации намечено на 2007 год. По окончании конвертации доля основного акционера (компании «Русские машины») сильно не изменится. Примерно такая же ситуация (почти прозрачная!) и в компании «Северсталь-Авто», которой принадлежит 99,66% акций ЗМА (Завод малолитражных автомобилей, Набережные Челны) и 66,07% УАЗа. Крупнейшим акционером «Северсталь-Авто», в свою очередь, является холдинг Newdeal Investments Ltd., принадлежащий главе «Северстали» Алексею Мордашову.СТРУКТУРА СОБСТВЕННОСТИ ГРУППЫ «СЕВЕРСТАЛЬ-АВТО»СТРУКТУРА СОБСТВЕННОСТИ ОАО «УАЗ»СТРУКТУРА СОБСТВЕННОСТИ ОАО «ИЖ-АВТО»СТРУКТУРА СОБСТВЕННОСТИ ЗАО «РОСЛАДА»ХОЗЯИН НА ВСЕ СТОПроще всего решается проблема определения владельца, когда речь идет о новых, стро-116 За рулем 02/2007 СТРУКТУРА СОБСТВЕННОСТИ АО «ТАГАЗ»Большинство российских компаний пока не торопятся раскрывать структуру собственности, имена своих главных акционеров, финансовые итоги и размеры вознаграждений топ-менеджерам, а также планы на будущее так, как это принято в международной практике.ящихся (или уже действующих) автосборочных заводах в России. Завод «Джи-Эм–АВТОВАЗ» в Тольятти в равных долях принадлежит «материнским» компаниям «Дженерал моторс» и АВТОВАЗ (по 41,61%) и Европейскому банку реконструкции и развития (16,78%). На 100% принадлежит «Форду» российский завод во Всеволожске. То же самое относится к будущим предприятиям «Ниссан», «Тойота», «Фольксваген»… Московский завод «Автофрамос» создавался как СП компании «Рено» и столичного правительства, но французы поэтапно выкупили российскую долю, став полновластными хозяевами предприятия. И никаких вопросов! Кстати, в эту компанию неожиданно попал и чисто российский СеАЗ. До весны 2005 года 100% акций Серпуховского завода принадлежало АВТОВАЗу (откуда поступали двигатели и некоторые другие комплектующие). Но впрошлом году ОАО «СеАЗ» был продан самарской промышленной группе «Автоком» – на все 100%. Вот тут кончается Запад и начинается Россия: структура компании-владельца нам неизвестна.* * *Российский бизнес на перепутье: компании, которые намерены выйти на международные рынки, пытаются привести к принятым там нормам и свою структуру собственности, сделать ее более понятной и прозрачной. Но пока этот процесс, похоже, находится в самой ранней, «темной» стадии… P.S. Все диаграммы по структуре собственности компаний составлены на основе данных отчетов ФКЦБ и Росстата (на середину 2006 года). Данные по долям акционеров, представленные в тексте и на диаграммах, относятся к голосующим акциям.На правах рекламы