194
195
196
197
198
199
200
201
ТЕХНИКАТЕНДЕНЦИИСто лет тому впередНекогда жесткие рамки между классами стираются – все сложнее определить, к какому отнести ту или иную модель. Что заставляет производителей искать новые концепции, как удается реализовать их на практике – оценивал Михаил Гзовский на Детройтском автосалоне, которому в 2007-м стукнуло 100. Фото: Константин Якубов.Генри Форд – личность для Америки культовая: первый конвейер, первый массовый автомобиль, первый автопроизводитель, предложивший достойные социальные условия для рабочих. Неудивительно, что музей Форда расположенименно в предместье Детройта или Мотауна, как еще называют этот город, где когда-то концентрировались заводы Большой Тройки – «Крайслера», «Форда» и «Дженерал моторс». На самых почетных местах здесь автомобили, но в соседнихзалах развернута великолепная экспозиция, представляющая то, как жили в Америке тридцать, пятьдесят, сто лет назад… Глядя на прицепы-палатки, в которых в поисках лучшей жизни многие колесили по стране, наивную до примитивности бытовую тех-нику и скромную обстановку домов, отчетливо понимаешь, как изменился мир. Сегодня мы совсем другие. И уже никогда не вернемся к прошлому. Не будут такими, как прежде, и автомобили. Они мутируют сообразно нашим запросам, на которые, в194 За рулем 02/2007 свою очередь, влияет множество других факторов: экономика, развитие технологий, мода, наконец. Перенесемся на 30 лет назад: в Америке – топливный кризис, которому предшествовало взвинчивание стоимости страховых полисов на привычные за океа-ном огромные автомобили – дредноуты. В результате зародился новый класс – Muscle cars, «мускулистые» машины. Рецепт «накачки» мышц был прост: возьмите обычный седан среднего класса и установите под капот мотор от модели классом выше, желательнонаиболее мощный. Так покупатель избегал лишних трат, но мог жечь шины на старте. Просуществовав до начала 1980-х в США и Австралии, Muscle cars тихо исчезли с улиц… чтобы вернуться через пару десятилетий! Их современных собратьев не уз-нать: ведь разработаны они не на скорую руку и не от трудной жизни, а с расстановкой ис прицелом на определенного покупателя! Именно точное позиционирование вызвало к жизни так называемые нишевые модификации. Возьмем, наприЗа рулем 02/2007 195 ТЕХНИКАТЕНДЕНЦИИмер, купе и седаны. Когда-то названий кузовов было достаточно, чтобы в общих чертах представить, как выглядит машина. Но потом появились… трехдверные (с двумя дверями по одному боку) и четырехдверные купе, а также двухдверные седаны. Так производители пытались подчеркнуть спортивный склад либо практичность машин, в которых просторнее на заднем сиденье, да и багажник больше, чем у классических купе. И хотя такие машины – не массовые, найти и застолбить свою нишу им удалось. А вот так называемые кроссоверы – очень заметное явление последних 15 лет. Без ложной скромности отметим, что«Дженерал моторс» представил свое видение автомобиля недалекого будущего. У «Шевроле-Вольт» оригинальная силовая установка: передние колеса крутит 160-сильный электромотор, получающий энергию от блока литий-ионных батарей, равных по запасу энергии 12 аккумуляторам «Тойоты-Приус». Бензиновый 85-сильный мотор (3 цил., 1 л) только приводит генератор, чтобы заряжать батареи. «Вольт» способен проехать до 40 миль до полной разрядки, лишь тогда в ход пойдет подзаряжающий ДВС. В этом случае расход не превысит 4,7 л/100 км. Если дорога до работы и домой короче 40 миль – просто воткните «Вольт» в розетку на ночь… Правда, серийных машин ранее 2012 года ожидать не стоит. «Форд» играет на ностальгических настроениях. Концепт-кар «Эйрстрим» напоминает одновременно и трейлер, и интерьеры культовой ленты Стенли Кубрика «2001: космическая Одиссея». Жаль, что кузов сделан из стали, а не из алюминия, как у классических прицеповдомов. Вы пробираетесь внутрь, заглядывая в окантованные неоном окна, и оказываетесь в помадно-красном салоне, прямо за светодиодным командным дисплеем. Фантастика! Фантастичен и привод этого мини-вэна: топливные элементы заряжают батареи, от которых работает электромотор. «Мерседес-Бенц Оушн Драйв» доказывает: помпезные кабриолеты вечны. Фирма не показывала четырехдверных кабриолетов с 1962 года, когда был выпущен знаменитый «Мерседес-Бенц 300D». Прототип на базе седана S600 прячет за роскошью отделки 510сильный твинтурбо V12. Вероятно, новый S-класс, который должен появиться в 2010 году, будет чемто похож на «Оушн Драйв». Мало кого оставил равнодушным цвет кузова – в тон драгоценному металлу с желтым отливом: он словно говорил посетителям выставки: «Я стою дорого, очень дорого».один из первых подобных автомобилей (конечно, с поправкой на время) – «Нива» был разработан в нашей стране. Но лидером в потреблении полноприводных машин слыла Америка. Постепенно пикапы и вседорожники, служившие196 За рулем 02/2007 О «КИА-Кью» – симбиозе купе и кроссовера шеф американского подразделения КИА Лэн Хант по секрету рассказал: «Подобные стилистические решения – попытка внешне развести продукцию КИА и корейского собрата «Хёндай». Самые большие новости под капотом: это 4,6-литровая 400-сильная «восьмерка» с турбонаддувом; через 5-ступенчатый «автомат» момент поступает ко всем колесам. Именно этим силовым агрегатом снабдят новые заднеприводные седаны КИА и «Хёндай», которые дебютируют в ближайшие пару лет.Каким должен быть автомобиль эгоиста? «Ниссан» считает – как концептуальный «Бивел». В салоне машины три «зоны активности»: информационно-техническая, комфорта, бытовая. Дом на колесах? Машина так и пестрит асимметрией: панель солнечных батарей в крыше, двери разной формы по левому и правому бортам. Но стоящий на 20дюймовых колесах футуристический автомобиль не уедет на них далеко. Концепция подразумевает установку под капот эффективного V6 объемом около 2,5 л, но расположен ли он спереди, сзади или по центру, остается загадкой. «Акура-Эдвэнсд спортс кар» – один из многочисленных спортивных прототипов салона в Детройте. Последний из могикан в линейке «Акуры» – легендарное купе NSX ушло со сцены еще в 2005-м, поэтому нишу надо срочно заполнять. По слухам, именно такой будет следующая «Акура» в стиле GT. Под капотом будущего авто разместят 5-литровый V10 мощностью не менее 450 л.с., которые дойдут до колес посредством полного привода SH-AWD: эта система оптимально распределяет момент не только между осями, но и между колесами.«Вдохновением для создателей «Мазды-Руга» стали каменные сады каресансуи», – говорит глава дизайнерского подразделения «Мазда» Лоуренс Ван ден Акер. Неудивительно, что четырехместное купе назвали именно так: в переводе с японского – поток. В фарах концепткара светодиоды, вместо зеркал заднего вида – камеры и мониторы. Доступ в салон открывают двери, распахивающиеся вверх на длину всего кузова, а сиденья водителя и пассажира вращаются вдоль оси для создания расслабляющей атмосферы. Двигатель – 2,5-литровый, работает на этаноле. Другой информации о машине пока нет, а значит, перед нами всего лишь макет… но чертовски красивый!За рулем 02/2007 197 ТЕХНИКАТЕНДЕНЦИИВозможно, концептуальная «Хонда-Аккорд купе» покажется вам на фоне конкурентов слишком обычной: ни спрятанных ручек, ни гипертрофированных колес, ни фальшивой светотехники. Зато «Аккорд купе» можно будет купить уже во второй половине этого года. Машину оснастят 4- и 6-цилиндровыми моторами. Наиболее мощным станет 3,7-литровый 300-сильный V6. В 2009-м появится гибрид с дизелем. Бензиновые моторы оснащены системой Variable Cylinder Management, отключающей в случае «лишние» цилиндры и помогающей существенно экономить топливо.совер нынче – не только вседорожник с «усеченной» проходимостью. А если поступить с точностью до наоборот? Результат стараний – рождение универсалов повышенной проходимости на базе легковых моделей. Маркетологи довольны! Скажем, БМВ-Х3 или «ХондаCR-V» сделаны соответственно на базе седана БМВ 3-й серии и «Аккорда», но стоят почти как настоящие покорители бездорожья. Фирмам удается сэкономить, унифицируя узлы, отказываясь от слишком сложной трансмиссии, а результатом довольны все. Тема развивается полным ходом: появля-«Ягуар-C-XF» – попытка компании выбраться из кризиса. Причина, говорят, в том, что покупатели не хотят платить за старомодный стиль, даже если под ним спрятана современная начинка. Поэтому C-XF – едва ли не самая важная машина для фирмы – призвана сменить модель S-Тайп в 2008 году. Оснащать ее будут переработанными моторами V6 и V8 и автоматической трансмиссией с переключением подрулевыми лепестками, как на XJ и XK. А пока перед нами самый необычный «Ягуар» последних десятилетий. Известный дизайнер Йен Кэллам, приложивший руку к разработке, заметил: «Четырехдверный седан трудно сделать более пропорциональным и осанистым». «Тойота» называет этот стиль «свободная геометрия». Он объединяет мягкие формы и жесткие углы и служит во благо аэродинамике. Фирма уверяет: концепт FT-HS весьма стабилен на высоких скоростях. Но самое интересное скрыто за гранями и обводами кузова: задний привод и расположенный впереди 3,5-литровый V6 в составе гибридной силовой установки, с которым разгон с места до сотни дается менее чем за 5 с. Пока «Тойота» отмалчивается, некоторые аналитики утверждают: такой будет «Супра» 2009 года. «Крайслер Таун энд Кантри» – это очень длинная история и… 12 миллионов экземпляров! Следующее поколение мини-вэна – одна из самых значимых серийных премьер Детройта. Салон на восьмерых, две DVD-системы для среднего, разворачивающегося на 180°, и заднего рядов сидений. Энергию движения сообщает 3,3-литровый V6 через 4-ступенчатый «автомат», а также 3,8- и 4-литровые моторы и – впервые на мини-вэне – 6-ступенчатая автоматическая трансмиссия. Наиболее мощный мотор развивает 240 л.с. Цены на «Крайслер» в Америке стартуют в районе 20 тысяч и финишируют на 40 тысячах долларов.фермерам рабочими лошадьми, стали обретать все больше легковых черт. Опросы показывали, что львиная доля покупателей не нуждается в особой проходимости машин, а некоторые вовсе не покидают асфальт. Зато им по душе объемный салон, полный привод на мокрой или скользкой дороге, высокая посадка и низкий пол, а также чувство безо-пасности, исходящее от большой машины. В игру вмешались технологии: высокопрочные стали позволили интегрировать подобие рамы в кузов, совместив жесткость конструкции с легковой управляемостью. Улучшились комфорт и экономичность. Ведь несмотря на солидную внешность, кроссоверы легче традиционных вседорожников. Но крос-198 За рулем 02/2007 «Джип-Трейлхоук» получил имя благодаря птичьему выражению «лица» (hawk – ястреб). Вседорожник построен на шасси «Рэнглера-Анлимитед» с неразрезными мостами. Задача машины – пропаганда экологически чистого дизеля BlueTec мощностью 215 л. с. и объемом 3 л. Чуждую «Джипу» дизельную тему активно продвигает немецкая сторона концерна «Даймлер-Крайслер».Перед вами «Форд-Фокус» следующего поколения. Но не спешите звонить дилеру: такой можно будет купить только за океаном. Под капотом все тот же 151-сильный мотор объемом 2,0 л, но теперь он отвечает строгим американским нормам PZEV (почти нулевой выброс вредных веществ). Самое интересное – система Sync, разработанная совместно с «Майкрософт». Она позволяет синхронизировать работу Bluetooth, MP3 и имеет разъем для подключения iPod. Отныне звонки можно переключать на штатные динамики, устройство читает и воспроизводит сообщения с телефона и слушается голосовых команд. Как было заявлено во время телемоста с Лас-Вегасом, в котором участвовал Билл Гейтс, Sync останется исключительно «фордовской» опцией еще около двух лет.ются микровэны, комфортабельные пикапы и люксовые мини-вэны, чья цена уже зашкаливает за пятизначную цифру. Технология общих платформ позволяет разработать десяток совершенно раз-ных внешне моделей для покупателей, ищущих машины с яркими доминантными признаками. Конечно же, появлению новых подвидов способствовали и экологические требования.На правах рекламы ТЕХНИКАТЕНДЕНЦИИНесмотря на то что у «Нассау» четыре двери, а форма скорее напоминает хэтчбек, «Крайслер» называет машину компактным городским люкс-купе. Компактным, разумеется, по здешним меркам – длина 4-местной машины 4981 мм. «Нассау» построен на основе модели 300С SRT-8 и оснащен 425сильным мотором HEMI объемом 6,1 л, который разгоняет машину до 100 км/ч за 5 с. «Крайслер» не скрывает, что концепт-кар является предвестником нового поколения 300С.«Вольво» представила модель XC60, созданную на единой платформе с «Ленд-Ровером LR2». Фирма утверждает, что новинка смотрится как «элегантное спортивное купе». Машина оснащена системой предотвращения столкновений на скоростях до 20 миль/ч и автоматически тормозит, если водитель «проспал» замедляющееся впереди препятствие. Мотор объемом 3,2 л мощностью 265 л.с. работает на этаноле. Мощность на 30 л.с. больше, чем у бензинового аналога, но экономичность хуже на 20%. Машина появится в продаже в 2008 году и должна, по планам «Вольво», откусить кусок американского пирога – 450 000 покупателей ежегодно выбирают кроссоверы. Так будут выглядеть автомобили марки «Линкольн» в ближайшем будущем. Фирма заверяет, что намерена вернуться к истокам и строить «сексуальные машины», как в 1960-х. Четырехдверный 4-местный MKR – попытка «Линкольна» ответить «Мерседесу» с его моделью CLS. Насколько реальна эта машина, можно судить по тому, что в ее основе удлиненная платформа «Форда-Мустанг». V-образная «шестерка» с двумя турбокомпрессорами базируется на 3,5-литровом моторе «Дюратек» и развивает 415 л.с., сжигая в цилиндрах этанол. Возможно, знатоки разглядят в MKR черты ушедших, но не забытых «линкольнов-континенталь» 1941 и 1961 гг. «Тойота» называет эту модель «одной из важнейших в своей истории». Наряду с «Фордом-Фокус» и «Крайслером Таун энд Кантри» пикап «Тундра» стал в Детройте одной из самых значимых серийных премьер. Несмотря ни на что, Америка продолжает покупать такие автомобили. Минимальный объем мотора – 4 л, опция – 5,7-литровый V8 мощностью 381 л.с.! На «Тундре» впервые в классе применен 6-ступенчатый «автомат». От утилитарных пикапов прошлого столетия не осталось и следа: в активе «Тундры» новый автоматический дифференциал повышенного трения и система стабилизации, входящие в «базу» при заказе полноприводной версии.В Японии вы не услышите на улице рева спорткара: установка шумных выпускных систем запрещена. Экология бывает и акустическая! Но гораздо актуальнее привычная нам – касающаяся воздуха. Топливные элементы становятся все компактнее и дешевле, «чистые» силовые установки умещают в полу. Можно как угодно обыгрывать высвободившееся пространство, уменьшая габарит машины, но увеличивая салон.Гибриды развиваются семимильными шагами. И хотя многие скептически оценивают их перспективы, свою лепту в переход к новым стандартам они уже внесли. Аккумуляторы стремительно дешевеют, электронные блоки умнеют с пугающей скоростью. Еще недавно гибридные модели лишь позволяли худо-бедно передвигаться в пространстве, перевозя «балласт» аккумуляторов массой в три сотни килограммов, и стоили дороже бензиновых со-200 За рулем 02/2007 НА ОТВОЕВАННЫХ ПОЗИЦИЯХКак всегда, к моменту открытия салона NAIAS для публики журналисты из США и Канады выбрали североамериканские вседорожник и легковой автомобиль 2007 года. На сей раз лавры достались пикапу «Шевроле-Сильверадо» и седану«Сатурн-Аура». Выбор иллюстрирует общие настроения салона и автомобильной Америки 2007 года: прошлогодняя атака рынка японскими новинками подстегивает местных производителей к активным действиям. Вице-президент «Джи-Эм» Роберт Лутц уверен в светлом будущем.Любопытно, что название BlueTec встречается и под капотом «Ауди» – одного из главных конкурентов «Даймлер-Крайслер». Никакого плагиата или ошибки: фирмы заключили соглашение на использование имени для пропаганды чистых дизелей в США. Европейцы надеются таким образом привить Америке любовь к дизельным моторам. Как это ни парадоксально, первые моторы BlueTec, появившиеся в прошлом году на «Мерседесе» Е-класса, не отвечали нормам токсичности нескольких штатов и были разрешены в 45 из них.братьев. Теперь все иначе: в продаже уже есть гибриды, которые обыгрывают по динамике бензиновые модели-аналоги, расходуя при этом на четверть меньше топлива. Страница перевернута: один за другим появляются спортивные прото-типы на гибридной тяге и топливных элементах. Представьте, выхлоп водяным паром, тихий, но вдавливающий в спинку сиденья разгон, заправка водородом… раз в месяц. Утопия? Конвейер Генри Форда когда-то тоже был в диковинку…На правах рекламы