270
271
КЛУБЗА ГОРИЗОНТОМВоочию… по мобильникуПосмотреть гонки формулы 1с трибуны – мечта многих болельщиков. Алексей Воробьев-Обухов, побывав в Сузуке, вынес противоречивые впечатления.Десять часов лёта, еще несколько – на скоростном экспрессе «Шинканзен» да пара часов на автомобиле, и я – на гоночной трассе «Сузука», отметившей в 2006-м двадцатилетие. На самом деле она гораздо старше: просто в 1962 году кольцо задумывали как испытательный трек «Хонды». Потом, видно, решили, что такое сооружение должно служить всем: построили трибуны, паддоки – и вот она, формульная трасса о 18 поворотах (рекорд!), собирающая до 250 000 зрителей! Каждый из них выкладывает за двухдневный билет-абонемент весомые 300–400 долларов. Что же можно увидеть за эти деньги?ПОЧЕМУ ЭТО НЕИНТЕРЕСНО?А увидеть можно… немногое! Где-то внизу, за высоченной защитной сеткой с оглушительным (таким, что зрителям выдают ушные затычки!) ревом проносятся болиды. На скорости под 300 км/ч идентифицировать их довольно трудно, да и нет смысла. Ведь через несколько кругов машины начинают заезжать на пит-стопы для дозаправки и определить, кто реально впереди, становится решительно невозможно. Вот и смотрит большинство зрителей не столько на трассу, сколько на экраны своих мобильников. Оказывается, туда поступаютSМS-ки с промежуточными результатами. Ничего себе эффект присутствия! Умом, конечно, понимаешь – вон в том (а может – в этом?) болиде за рулем сам Михаэль Шумахер, но его голова в шлеме или руки на руле видны лишь на мониторе напротив трибуны, куда передается картинка с камеры, установленной прямо в автомобиле. Вживую борьба на трассе доступна лишь тем, кто оказался напротив сложных поворотов. А момент, когда задымил мотор Шумахера, большинство увидело лишь на экране. Но если все так скучно, отчего же японцы валом валят на соревнования, не оставляя дома даже детей, едва научившихся ходить, и выстаивая по дороге в многочасовых пробках?ПОЧЕМУ ЭТО ИНТЕРЕСНО?Наверное, все дело в коллективном сопереживании – ведь тот же футбол можно смотреть и дома по «ящику», да еще с повторами интересных моментов, но стадионы отнюдь не пустуют. А еще – здесь любопытно позна-комиться с самой крутой на сегодня автомобильной техникой. ...По настоятельному требованию хозяев паддока «Тойоты» прячу (увы!) фотокамеру и пытаюсь сохранить в памяти увиденное. Вот на специальной подставке резервный двигатель RVX-06. «Осторожно, не обожгитесь», – предупреждает гид. Оказывается, мотор хотя и не работает, но подключен к системе «охлаждения», которая гонит через него антифриз, нагретый до 90°С. В случае замены, которая занимает около 30 минут, двигатель не придется прогревать. Агрегат не впечатляет размерами: рабочий объем всего-то 2,4 л. Зато форсирован так, что выдает 740 л.с. при 19 000 об/мин. Вот откуда такой высокий визжащий звук! Но отсюда и ресурс, с которым вряд ли смирится обладатель дорожного авто: двигатель стоимостью под 200 000 долларов рассчитан всего на две гонки – это около 650 км пробега. Иногда, увы, и этого не вырабатывает, как случилось с командой «Феррари». Не менее интересна коробка270 За рулем 02/2007 Пока родители отовариваются сувенирами, старший брат ожидает их со своими сестричками – вырастут, будут фанатами «Хонды».При желании на монитор такого портативного цифрового телевизора можно вызвать любую информацию, в том числе и картинку с камеры, установленной на выбранном болиде.Команда «Феррари» позволяла желающим запечатлеть себя на фоне болида и даже потрогать его. На заднем плане – формульная «АЗС». Борьба с пробками по-японски. Воздушному такси для посадки достаточно крошечного пятачка среди застывших автомобилей.передач: оказывается, из-за столь высоких оборотов, а еще ради снижения веса и момента инерции ее шестерни сделаны из магниевого сплава. Что ж, на два заезда хватит. Есть, оказывается, в паддоках и настоящие лаборатории, в которых проверяют качество бензина. Нет, конечно, сюда никто не завозит суррогат. Но нужно убедиться в строгом соответствии октанового числа – если оно будет завышено, команде грозит дисквалификация! Это приравнивается к допингу для автомобиля.НА ТРИБУНАХ И ОКОЛОФормула 1 – весьма крупный бизнес. Годовой бюджет той же команды «Тойота», например, около 500 млн. долларов. Но не меньшие деньги оставляют болельщики – и не только за билеты. Войдя на территорию кольца, попадаешь в отдельный мир, где все подчинено пропаганде автоспорта. Специальныемагазины предлагают одежду, игрушки, сувениры и аксессуары с символикой любимой команды. Рядом – парк аттракционов, так что не случайно народ валит на соревнования целыми семьями – для каждого найдется свое развлечение. И если на посещение соревнований вы заранее отвели целый день (или два), то пробка на выезде ценой в пару-тройку часов покажется сущим пустяком. Впрочем, пробок можно избежать. Есть деньги – вызывайте... воздушное такси. Признаться, такой воздушной карусели автору не доводилось видеть: в небе непрерывная цепочка винтокрылых машин: пока одна забирает пассажиров, вторая садится, а третья взлетает. При этом шума от японского вертолета не больше, чем от российского трактора... Редакция благодарит фирму «ДЕНСО» за организацию поездки.За рулем 02/2007 271