327
КОНКУРСПоперек батькиЗа ответ на задачу 48 «Кабы знать заранее» Сергей Филимонов из Сарова Нижегородской области получит от редакции премию 6000 руб., а от ОАО «Концерн «Моринформсистема-АГАТ» электрический шинный компрессор.Ситуацию помните? Гололедица. Возле светофора между «Волгой» нашего героя и тротуаром встала «Нексия». Такая раскладка Валеру насторожила: покрышки летние, между машинами – меньше полуметра, не соскользнуть бы при старте к соседу! Вот и предпочел уехать вторым. Почему – очевидно, но часто комментарии наших читателей к задаче интересней ее самой. Каковы же их мнения? Кто-то счел задачу излишне азбучной – зря! Многие ситуации потому и заканчиваются авариями, что выглядят безобидными. А сложные не по душе «практикам» – им на школьных уроках было скучно. Что тут скажешь? Конечно, автомобиль не бомба, но и «Запорожец» порой опасен. Посему среди множества верных ответов мы ищем наиболее обоснованные. Физика поведения автомобиля в задаче 48 сводится к следующему. «Противоливневый» уклон покрытия улицы – около 2–3%. Значит, поперечная сила, стремящаяся сдвинуть машину к тротуару, составляет всего 2–3% ее веса. Но сползти мешает сцепление шин со льдом. Велико ли оно? Предельная его величина для летних шин, пока они не буксуют или не скользят юзом, – до 10–15% веса. Этого достаточно, чтобы сама собой машина к тротуару не сползла. Когда колеса «шлифуют» лед, физика иная: вода между льдом и протектором работает, как хорошая смазка, сцепление – особенно лысых шин при высокой скорости буксования – почти исчезает. В результате машина либо вообще не едет, либо разгоняется, но слабо, а ведущие колеса сползают под уклон. Выходит, на скользкой дороге очень важно не допускать существенного буксования. Насколько это удастся, зависит, помимо прочего, от водителя. Вот один из спорных доводов читателей: «Волга», мол, заднеприводная, а посему на выпуклом льду ее обязательно занесет. Откуда этот штамп? Бесспорно, езда в гололедицу требует навыка, но миллионы людей ездят на заднеприводных авто, включая знаменитые БМВ и «мерседесы», и изменять привычкам не торопятся. Тем не менее в некоторых случаях избежать скольжения трудно, даже невозможно. Это ситуации, в которых для движения нужны силы, превышающие сцепные возможности колес. Например, даже шипованные не всегда способны одолеть крутой подъем или глубокий снег – они «шлифуют» лед… Сыпь под колеса песочек, соль – а не то ищи другую дорогу, зови тракториста на гусеницах! В то же время несколько авторов показали, что буксование одного колеса при достаточном сцеплении другого «еще не повод для заноса». (Поскользнуться одной ногой – не значит упасть!) Но хватит ли машине сил тронуться с места? Дифференциалуравнивает тяговые силы колес – значит, у обоих они ничтожные. В самом благоприятном случае машина все-таки разгоняется, хотя и вяло. Но дифференциал не влияет на боковые силы сцепления шин с покрытием – одна может зацепиться в несколько раз лучше другой. В результате возможен вариант, когда одно колесо пробуксовывает и готово соскользнуть, но другое – нет. Между прочим, непростые ситуации бывают ис передним приводом, если уж авто забуксует. Так что вовремя «переобуться» в зимние шины с шипами – очень важно. Но еще важней не терять голову. Валерий, как признали многие, поступил разумно: зачем зря рисковать? В некоторых письмах слышатся отголоски нынешних нравов: разве действия водителя «Нексии» не напоминают «подставу»? Эта идея хорошо согласуется со сценарием: «Волгу» на старте повело – и она зацепила «Нексию». Как думаете, кому придется платить? Поздравляем Сергея Филимонова с заслуженной наградой.Р исунок Се р ге яСавиловаЗАДАЧА ПЯТЬДЕСЯТ ПЕРВАЯ (шутка)Масса покояДень космонавтики отметили на славу. «Приняли», как положено – и заспорили. Допустим, у нас мощный электромобиль – воздуха не потребляет, катайся хоть по Луне. Построим полигон, машину испытаем, сравним с данными для города Дмитрова. Насчет трансмиссии условимся, что тут и там она одна и та же. Где разгон до сотни будет быстрей? Дед считает– на Луне: никакого ветра нет, машина в шесть раз легче, легче катятся шины и подшипники. Я не согласен. Кто из нас прав? Жду ответа. Ваш Вася. Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 10 апреля 2007 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10 или по e-mail: [email protected]. Укажите ваш контактный телефон или удобный для вас способ быстрой связи. Наш тел. (495) 207-79-84.За рулем 03/2007 327