БЕЗОПАСНОСТЬОТВЕТЫ ЮРИСТАСервисный сборКаждый автомобилист знает, что самые неприятные проблемы – не с техникой, а с сервисом: речь о сложной системе взаимоотношений водитель-магазин-СТО и т. д. Консультирует Сергей Смирнов, заведующий отделом правовой информации «За рулем».1Покупая машину, позвонил в автосалон, узнал о моделях и ценах. Но на месте оказалось, что нужно доплатить за цвет, магнитолу, сигнализацию, подкрылки… Насчитали лишних 40 тысяч рублей. Когда же я сказал, что нужен «голый» автомобиль, пригрозили лишить гарантии, если магнитола и сигнализация будут установлены в другом месте… ЕВГЕНИЙ, МОСКВА Продавец, чем бы он ни торговал, не имеет права навязывать дополнительные услуги без вашего согласия! Отказать в продаже автомобиля, ссылаясь на то, что вы не хотите устанавливать дополнительное оборудование, он тоже права не имеет. Если же нештатное оборудование было установлено без вашего согласия и продавец требует произвести дополнительную оплату, вы вправе отказаться от исполнения договора или потребовать возмещения понесенных лишних затрат. Такое положение установлено статьей 16 Закона «О защите прав потребителей». Гарантия – обязательство изготовителя (продавца) в течение определенного срока устранять за свой счет недостатки товара, возникшие по вине самого изготовителя. Поэтому лишить вас гарантии только из-за самого факта установки радиоаппаратуры в ином, чем автосалон, месте не могут. В гарантийном ремонте откажут, только если будет установлено, что проявившийся недостаток напрямую связан с установкой дополнительного оборудования. В этом случае вы сможете предъявить претензии по затратам на ремонт автомобиля к той организации, где было установлено соответствующее дополнительное оборудование. Отремонтировали на станции сервиса автоматическую коробку передач; дали гарантию шесть месяцев. Но уже через несколько дней «автомат» вышел из строя. На СТО заявили, что поломка связана с неправильной эксплуатацией, и в гарантийном ремонте отказали. Я же уверен, что «автомат» вышел из строя как раз после ремонта – по вине работников автосервиса. Что в такой ситуации делать? ВЛАДИСЛАВ, КРАСНОЯРСК Для начала необходимо точно установить, в результате чего произошла поломка (если вина ваша, предъявлять претензии автосервису бессмысленно). Установить причину можно, обратившись к специалистам лицензированного экспертного бюро. Если дефект связан с неправильно выполненным ремонтом, вы вправе потребовать от станции сервиса бесплатно устранить недостатки и возместить убытки. Если3вдруг вам откажут, можете обратиться на другую СТО и отремонтировать коробку там, а затем потребовать от «недобросовестного» автосервиса возместить все затраты. Кроме того, если в десятидневный срок ваши требования не будут удовлетворены, стоит потребовать дополнительно пеню в размере 3% от суммы, которую вы заплатили за ремонт. Пеня взыскивается за каждый день просрочки. Если автосервис не удовлетворит ваши требования добровольно, нужно обратиться в судебные органы (по месту нахождения сервиса либо по месту вашего жительства) с исковым заявлением. Как показывает практика, вероятность выиграть такое дело (если, конечно, подтверждена вина сервиса) очень высока. Решил помыть автомобиль и сделать химчистку салона. При выезде с автомойки увидел, что с правой стороны поцарапаны обе двери. В администрации заявили, что они здесь ни при чем, дескать, царапины были до того, как я поставил машину в бокс. Смогу ли получить компенсацию за повреждение автомобиля? НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ, ТОМСК Теоретически вы можете предъявить требование о возмещении убытков, связанных с ремонтом автомобиля, а также о компенсации за потерю товарной стоимости. Скажу сразу, что выиграть такое дело будет непросто. Ведь в суде придется доказать, что автомобиль был поврежден именно на автомойке. В качестве доказательств могут служить ваши и свидетельские объяснения, показания специальных приборов, документы, где отражено состояние автомобиля до того, как он попал в руки мойщиков. Если доказательств немного – шансы выиграть дело невелики. Если же при приемке автомобиля был составлен заказ-наряд, где фиксируется состояние автомобиля, и в нем отсутствуют данные о поврежденных дверцах, вероятность выиграть дело повышается. К сожалению, такие документы составляют очень редко. Чтобы в дальнейшем избежать подобного рода проблем, советую застраховать автомобиль по риску «Ущерб». * * * В любом случае не бойтесь отстаивать свои права. Закон «О защите прав потребителей» в большинстве случаев стоит на страже именно наших с вами прав. Как именно действовать в типичных для автовладельцев ситуациях, куда обращаться и какие бумаги писать, мы расскажем в одном из следующих номеров.2280 За рулем 03/2007