276
277
БЕЗОПАСНОСТЬСТАТИСТИКА АВАРИЙНОСТЬ В 2006 ГОДУСтрана невыученных уроковКаждый год нам оглашают количество убитых и раненых на дорогах: оно чудовищно. Каждый из нас понимает, что в один черный день сам может стать жертвой ДТП. Тем не менее количество аварий... растет из года в год. Грустные итоги 2006 года изучал Игорь Моржаретто.РАДОВАТЬСЯ РАНОЦифры нынешнего отчета вызывают противоречивые чувства. С одной стороны, рост общего числа ДТП продолжается – за прошлый год плюс 2,6% (или 6 тысяч аварий). Тут удивляться вроде бы нечему – автопарк страны растет из года в год, дороги лучше не становятся (в основной своей массе), не было никаких реформ в организации дорожного движения. А вот следующая цифра, которая свидетельствует об уменьшении числа погибших на 3,6%, конечно, радует… Ведь в результате живыми остались 1,2 тыс. наших сограждан! Хотя… получается, что в одной графе убыло и тут же в другой – прибыло. Меньше на 3,6% стало погибших – выросло на 3,8% число покалеченных (+4,1 тыс.). Депутат Государственной думы Виктор Похмелкин считает, что в такой ситуации полностью доверять статистике ГИБДД нельзя. «В России погибшими в результате ДТП считаются только те, кто умирают в течение 7 дней после аварии. Тот, кто скончался в больнице позже, в статистику не попадает. Таким образом, количество раненых должно быть меньше, а погибших – больше». происходит… 1,1% аварий. Тут снова есть повод усомниться, ведь в среднем по Европе это причина 10–15% ДТП! Что же, у нас в стране, где свыше 70% автопарка старше 7 лет, машины ломаются реже, чем в Бельгии или Италии? Конечно, нет! Просто не принято у нас регистрировать в качестве причины аварии неисправность машины. Чтобы доказать такой факт, надо проводить достаточно сложные и дорогие экспертизы. Да и по закону сейчас ответственности не несет практически никто – ни владелец автомобиля, ни инспектор ДПС, который выдал талон техосмотра. Если только машина новая и на гарантии, есть какие-то шансы... Вот и приходится «расписывать» причины ДТП между водителями, пешеходами и дорогами. Среди видов аварий в России самый распространенный – наезд на пешехода: в прошлом году более 40% от общего числа ДТП. Это и самые опасные происшествия: из 1000 пострадавших погибали 128 человек (средняя цифра смертности на российских дорогах – 103 погибших на 1000 пострадавших). Специалисты считают, что при столкновении автомобиля, движущегося со скоростью 60 км/ч, с пешеходом у последнего практически нет шансов выжить. На втором месте – столкновения двух и более автомобилей (31,4%; 87 погибших из 1000 пострадавших). Кроме этого, наши водители регулярно переворачиваются (13,3% ДТП), врезаются в фонарные столбы (6,7%) или припаркованные у обочины другие автомобили (2,8%). А еще за прошедший год сократилось на 2,2% число аварий с участием детей, но все же итоги ужасны: 1276 погибли и 25 720 были ранены.СУДЬБА ПЕШЕХОДАКак и раньше, основные виновники ДТП у нас – водители: почти 82% аварий происходит по их вине. Из-за нарушения ПДД пешеходами случается каждое пятое ДТП (20,8%), третья причина – неудовлетворительное состояние дорог (20,7%; сумма превышает 100% из-за возможного сочетания причин). А вот неисправность транспортных средств на безопасность движения практически не влияет: по данным ГИБДД, из-за этого276 За рулем 03/2007 Нетрезвые водители стали биться реже – количество ДТП по их вине за прошедший год снизилось на 13% (сказывается ужесточение наказания за управление автомобилем «под мухой»), но и теперь из-за пьяных за рулем происходит 8% всех аварий. Виновники почти 7% всех аварий, бросив раненых, скрылись с места преступления. Единственное, что радует – число таких… не знаю даже, как назвать – сократилось за год на 3%.ВИНОВАТЫ… СЕМЬЯ И ШКОЛАВкратце итоги прошлого года выглядят удручающе. По количеству жертв ДТП Россия который год занимает печальное первое место в Европе. Да ив мире мы мало кому уступаем. Но не мериться же с Китаем, где в прошлом году в авариях погибло 89 тыс. человек (против наших 32,7 тыс.)! Их – почти 1,5 млрд., а нас уже меньше 140 миллионов жителей! Вот в Германии с населением 82 млн. в 2006 году в ДТП погибли 5 тыс. человек; столько же во Франции (население – 54 млн. человек). Немцы и французыуверены: это чудовищно много и делают все, чтобы цифры потерь сократить… Уже год как действует Федеральная целевая программа по безопасности дорожного движения; время ушло на «техническую подготовку» – никаких прорывов ни в системе ГИБДД, ни в организации движения, ни в дорожном строительстве пока не случилось. Зато мы теперь точно знаем, кто виноват в таком положении дел. Первый заместитель министра внутренних дел РФ Александр Чекалин, который в конце января от имени своего ведомства озвучил данные по аварийности, сказал: «Немаловажным фактором, влияющим на аварийность на дорогах страны, является качество подготовки водителей. Экзамены на право управления транспортным средством с первого раза сдают около 60% кандидатов, а более трети сдают их повторно. Нас такие цифры не устраивают». А вот нас не устраивают цифры аварийности вообще и работа тех, кто получает зарплату за обеспечение безопасности движения. Потому что безопасности – нет ив помине.ОБЩЕЕ ЧИСЛО ДТП В 2006 ГОДУРегион Российская Федерация Центральный ФО в т. ч. Москва Северо-Западный ФО Южный ФО Приволжский ФО Уральский ФО Сибирский ФО Дальневосточный ФО 2006 229 140 66 405 14 850 25 689 24 526 45 928 23 149 30 482 12 129 2005 223 342 63 783 14 018 25 027 25 054 43 614 23 531 29 964 11 500 % 2,6 4,1 5,9 2,6 -2,1 5,3 -1,6 1,7 5,5ЧИСЛО ПОГИБШИХ И РАНЕНЫХ В ДТП В 2006 ГОДУРегион 2006 Российская Федерация 32 742 Центральный ФО 9553 в т.ч. Москва 1184 Северо-Западный ФО 3227 Южный ФО 4743 Приволжский ФО 6465 Уральский ФО 2677 Сибирский ФО 4365 Дальневосточный ФО 1610 Погибло 2005 33 957 9612 1103 3281 4891 6799 2947 4621 1707 % -3,6 -0,6 7,3 -1,6 -3 -4,9 -9,2 -5,5 -5,7 2006 285 362 82 369 17 104 31 385 30 429 56 897 29 810 37 964 15 517 Ранено 2005 274 864 78 242 16 184 30 465 30 637 52 874 30 388 36 768 14 444 % 3,8 5,3 5,7 9,3 -0,7 7,6 -1,9 3,3 7,4На правах рекламы