266
267
РЕМОНТ И СЕРВИСЭЛЕКТРИК ЗАМКИ ЗАЖИГАНИЯпод него, запертый руль не разблокируешь. Слухи о том, как «легко» запорный ригель ломается от поворота руля, запущены богатырями. Скромные злодеи-профессионалы сворачивают личинку замка воровским приспособлением – и мышц не надрывают. В современных замках обычно есть еще одна опция – они не допускают включения стартера при уже работающем двигателе. Обратная сторона медали: после неудачной попытки пуска нужно вернуть ключ в исходное положение (OFF) и затем уже повторить попытку. Функция заложена либо в механику замка, либо в контактную часть (на иномарках – как правило). Как и сам автомобиль, конструкции замков развивались постепенно, от самых первых, примитивных устройств до серьезных, защищающих машину не только от ребятишек. Довольно хорошо прогресс прослеживается по отечественным конструкциям – их можно условно разделить на четыре группы, которые здесь представлены. К первой группе отнесем замки уже «исторических» легковых автомобилей: «Москвич401…408», ЗАЗ-965, 966, «Победа», «Волга» ГАЗ-21 – и ряда грузовиков. Замки простенькие – отмычку подобрать легко. Включают зажигание, поворотники и стартер. Защиты от ошибочного включения стартера нет. Это минус. Зато контакты весьма надежные, скользящие – они отлично самоочищаются. Вторая группа – замки «жигулей» ВАЗ-2101…2107. На них появился механический блокиратор руля, актуальный и по сей день. Но защиты от ошибочного включения стартера нет. Позднее эти замки обосновались на ЗАЗ-968, «Москвиче-2140», «Волге» ГАЗ-24. Механическая часть нареканий не вызывала, а вот с включением мощных потребителей случались проблемы. Были у замков разные варианты электрической части, но без разгрузочного реле в цепи стартера контакты замка, как правило, обгорали. Случалось это ис контактами питания фар. Третья группа замков – на «восьмом» и «десятом» семействах ВАЗа. Их снабдили защитой от ошибочного включения стартера, а ключ стал двусторонним – правильно вставитьКлюч на старт!Любой замок хорош, пока не отказал. Это верно и для замков зажигания. О некоторых их секретах рассказывает Геннадий Непряжин.Основная функция замка (выключателя) зажигания ясна из его названия. Но при включенном зажигании питается еще целый ряд систем автомобиля. Изучите схемы положений ключа – и вы узнаете, например, что только при включенном зажигании подается питание на обмотку возбуждения генератора, контрольные приборы, указатели поворота, стеклоочистители и т.п. Выключенное зажигание часто обесточивает и прикуриватель, огорчая не только курильщиков, но и владельцев различных устройств, питаемых от гнезда прикуривателя, – шинного компрессора, антирадара, гайковерта и т.п. Если не знать этих азов, то даже в мелочах придется полагаться на сервис. А это почти всегда дорого, но не всегда эффективно.Вторая, не менее важная функция замков зажигания – включать стартер. Кроме того, они часто управляют питанием фар и других осветительных приборов. Но не все. На некоторых автомобилях лампы освещения и другие потребители могут включаться кнопками и клавишами, независимо от замка. Механическая часть устройства – это более или менее обычный замок. Один проще, другой более замысловатый. Особо хитрые можно найти на иномарках. На современный замок часто возлагают еще одну задачу – блокировать поворот руля при постановке машины на стоянку. Ключ даже самого немудреного «жигулевского» замка терять не следует – если запасного нет, то скручивание проводков, как в американском боевике, не спасет: не разломав замок или гнездоКонтактная группа «десятки»: 1 – постоянный плюс АКБ; 2 – зажигание; 3 – включение стартера; 4 – узел лампы подсветки. На деталях много работавшего замка видны продукты износа, стартерный контакт основательно обгорел. Причина – отсутствие разгрузочного реле. Известно немало случаев такого нагрева деталей замка, от которого оплавлялась пластмасса корпуса – и стартер самопроизвольно включался при работающем двигателе. Последствия плачевны – разрушение привода и самого стартера. Многие ставят разгрузочное реле самостоятельно.2 35 34465211«Корпусные» детали с неподвижными контактами «восьмого» замка: 1 – постоянный плюс АКБ; 2 – зажигание; 3 – головной свет фар; 4 – стартер; 5 – габаритный свет; 6 – не используется. Последний нужен для того, чтобы исключить перекос контактной пластины ротора замка. Головной свет, если включен на стоянке, при работе стартера гаснет, после пуска мотора включается. Питание габаритных огней при включении стартера сохраняется. Минус конструкции – отсутствие подсветки личинки замка.266 За рулем 04/2007 Роторы замков зажигания (вверху вид со стороны контактов зажигания и стартера). Слева – вариант 2108, справа – 2110. Ротор «восьмерки» с двумя контактными сторонами, пластины подпружинены. Одна управляет включением зажигания, стартера и головного света, другая – габаритных огней. При включении зажигания и стартера пластины скользят по неподвижным контактам замка, прижатые усилием пружины. Корпуса соединены заклепками (умельцы заменяют их винтами). Ротор 2110 имеет лишь одну контактную пластину, поджатую пружиной. Светофильтр подсветки зеленый.его в личинку даже в темноте не проблема. Контакты скользящие, самоочищающиеся. В схему включения стартера на «восьмом» семействе ввели разгрузочное реле, а сам замок управляет не только включением стартера и зажигания, но также головного света фар и габаритных огней. На «десятке» замок получил подсвеченную личинку, зато сам стал проще. Включает только зажигание и стартер – причем последний без разгрузочного реле! Эта «экономия» многим автовладельцам влетала в копеечку: самопроизвольное включение стартера при работающем двигателе стало притчей во языцех! Четвертая группа – замки зажигания «Калины», «Шевроле-Нивы». Механическая часть у них практически та же, что у третьей группы. А вот электрика – более передовая. В замок встроен приемник иммобилайзера, а в ключе прячется чип. Иммобилайзер даст разре-шение на пуск двигателя только после того, как прочтет код чипа. Конечно, все это касается и ключа-дубликата. Наименее защищен антикварный автомобиль с простым замком. Угонщики-профессионалы – люди высокой квалификации, знающие слабые места любой машины. На простеньком «жигуленке» немало таких мест – взломав личинку замка, завести его мотор куда проще, чем возиться с проводами! Так что охранные системы нет-нет да оказываются полезны. «Самодельщики» иной раз обходятся без покупки фирменных систем (особенно для недорогого автомобиля) – парочка собственных, нестандартных секреток («заморочек») может оказаться полезней. «Шеви-Нива» и «Калина» защищены серьезно. Рядовому вору довольно трудно победить заводской иммобилайзер – например, «Калины». Побольше надежности этой системе, цены бы ей не было!На правах рекламы