172
173
174
175
ЭКОНОМИКАСДЕЛАНО В АМЕРИКЕЛенд-лиз, акт второйЗа годы войны Советский Союз по ленд-лизу получил из США 350 тысяч автомобилей. Спустя 60 лет, похоже, набирает силу новый американский поток – теперь в Россию везут подержанные машины. Их путь проследил Игорь Моржаретто.ПОД ШЛЕПАНЬЕ МОЛОТКА…Я видел в кино, как работает биржа, но не понял ровным счетом ничего. Так же с первого раза совершенно невозможно понять, как работает американский автомобильный аукцион. В бесчисленные распахнутые ворота по фасаду бесконечно длинного здания одна за другой медленно въезжают чистые, нарядные машины, вокруг которых суетятся какие-то люди: на ходу открывают двери и капот, прикладывают к крыльям какие-то приборчики. За каждой дверью недлинный проезд – и через несколько минут машина оказывается уже с другой стороны здания. Но пока она тихо едет под крышей, вокруг кипят нешуточные страсти. В каждом проходе сидит на возвышении аукционист, который быстробыстро говорит (с непривычки уловить слова совершенно невозможно); над ним то и дело загораются разноцветные табло. Время от времени его речь становится похожей на пулеметную очередь, в такт которой он шлепает по стойке длинной резиновой палкой яркого цвета (местный вариант молотка). Раз-два-три… Продано! На аукционах в Америке продают львиную долю подержанных машин. Сюда они попадают из многих источников – дилерских центров (те, что вернулись по системе трейд-172 За рулем 04/2007 ин), лизинговых контор, корпоративных парков, а также из банков, где оказались в виде залога. Всего в США постоянно работает около 150 аукционов, самый крупный из которых проводится вот уже полвека в маленьком городке Манхайм (штат Пенсильвания). Он знаменит двумя достопримечательностями – немецкой сектой амишей (они живут здесь уже 300 лет, но принципиально не носят современной одежды и не пользуются достижениями цивилизации, даже электричеством) и аукционом, где за один день продают до 9 тысяч машин! Список автомобилей, которые выставят на продажу, вывешивается на сайте в интернете и публикуется в специальном бюллетене, но доступ к нему (как ик торгам) имеют только лицензированные дилеры. Аукцион занимается предпродажной подготовкой и проверкой на «чистоту» всех машин; их биографию дилер может проследить в интернете – от того момента, как она сошла с конвейера завода, до дня сегодняшнего (возраст машин здесь, как правило, не старше 5 лет). Теоретически примерно известна цена, которую попросят за машину, а также линия и номер в очереди. А дальше – все зависит от искусства дилеЭтот вседорожник будет продан на 13-й линии, очередь 152. Выпущен он в 2003 году, пробег – 81 тыс. мильНа правах рекламы ЭКОНОМИКАСДЕЛАНО В АМЕРИКЕКаждый автомобиль, прежде чем попасть в аукционный зал, должен быть проверен, подготовлен и вымыт.ра, который старается купить автомобиль подешевле, и опыта аукциониста, который хочет продать его подороже. В очередной раз шлепает резиновая дубинка – есть компромисс, машина уходит к покупателю. Впрочем, у дилера есть еще один час, чтобы на площадке внимательно осмотреть купленную машину. Если выяснится, что продавец скрыл какойто существенный дефект, тем более, влияющий на безопасность – сделку могут тут же признать несостоявшейся. А если автомобиль юридически «проблемный» – несет ответственность аукцион. И тут срока давности нет.РУССКАЯ РЕЧЬ ВЕЗДЕСреди дилеров немало наших бывших соотечественников. У каждого – своя специализация, например вседорожники. Здесь они стоят недорого, ком-плектация, как правило, «люкс». При мне «ИнфинитиFХ45» выпуска 2004 года ушел за 22 тыс. долларов (новый в самой богатой комплектации стоит 49 тысяч!). В последние два года в США появилось несколько специализированных компаний, которые занимаются поставками недорогих подержанных автомобилей в Россию, причем темпы наращивают от месяца к месяцу. Самая крупная – американская корпорация I-FEX, которая в прошлом году привезла в Москву полторы тысячи автомобилей. – Мы многопрофильная компания, – рассказывает ее президент Андрей Могилянский. – А к идее поставлять автомобили в Россию пришли три года назад. Причин было несколько – в США машины стоят относительно недорого, быстро теряют в цене, а кредитна приобретение любой новой – уже давно 0%. Вдобавок доллар дешевеет по отношению ик евро, и к вашему рублю. Удивительно, но на тот момент секонд-хэндом занимались в основном коммерсанты-одиночки. Так что время мы выбрали правильное.Правда, пришлось решить несколько проблем. Например, найти надежных партнеров в России, выстроить цепочку по доставке товара через океан, убрать из нее посредников, иначе конечная цена вырастала до небес… Изначально партнеры ставили задачу – за-На аукционе в Манхайме через 33 линии в день проходит до 9 тыс. автомобилей.174 За рулем 04/2007 рабатывать благодаря быстрому обороту относительно недорогих, популярных марок.ДОРОГОЙ ПЕРЕВОЗВ США трех-четырехлетняя «Элантра» оценивается в 6,5 тыс. долл. Но ее надо еще довезти до порта, затем переправить морем в Санкт-Петербург, заплатить все таможенные сборы, доставить в Москву, продать, перечислить государству все налоги, отдать зарплату продавцам и механикам… Вот и получается, что только за морем телушка – полушка, а здесь «Элантра» продается за 12–13 тысяч. Хотя, если судить по спросу, и такая цена покупателей очень устраивает. Ведь деньги они платят за современный автомобиль с гарантией дилера. …В порту Элизабет (штат Нью-Джерси, недалеко от НьюЙорка) готовили к отправке в Россию очередную партию автомобилей. Интернациональная команда грузчиков (тут азиатские, латиноамериканские и даже русские лица) загоняла в каждый контейнер по три машины, закрепляла, запечатывала, а потом отправляла на погрузку на судно. – Долго приходится ждать очереди? – спросил яу менеджера. – На погрузку? Не больше суток! Правда, до этого днятри-четыре уходит на то, чтобы все машины проверили работники таможни и других служб. Они контролируют чистоту документов, состояние спидометров (за «скручивание» пробега по американским законам положено уголовное наказание – до 5 лет!) Еще примерно 20 дней – и автомобиль выгрузят в Санкт-Петербурге или финском порту Котка. У финнов получается чуть дешевле, но потом надо проходить границу, поэтому крупные компании теперь выбирают дорогу прямо на Россию. *** В прошлом году в нашу страну привезли и продали около 260 тыс. подержанных иномарок. Это нормально, ведь автомобильный рынок пока весьма горячий – спрос есть, и какой! Львиная доля поставок приходится на Японию, но государство, похоже, намерено с помощью мер технического регулирования постепенно закрыть этот канал. Из Европы давно уже везут в основном дорогие машины под заказ: невыгодно (уж такой сложился курс евро!). Так что, видимо, «американский поток» в ближайшее время будет расширяться. Таков новый вариант «ленд-лиза», который хоть частично помогает выиграть войну с дефицитом.В таких контейнерах автомобили отправляются в Россию – по три штуки в каждом.На правах рекламы