212
213
214
215
216
ВТОРЫЕ РУКИMERCEDES C-КЛАССА В ДЕТАЛЯХСозвездие W203«Мерседес» в России давно стал именем нарицательным, символом достатка владельца и надежности техники. Как выбрать подержанный С-класс и правильно содержать его, расскажет Игорь Козлов. Фото: Константин Якубов.Счет поколениям Скласса многие у нас ведут от 190-го «Мерседеса» (заводской индекс W201), который начали выпускать на заводе в Бремене в 1983 году. Через 10 лет ему на смену пришел W202 (в Штутгарте родоначальником С-класса считают как раз его), а в 2000-м – W203. Самое время рассказать об особенностях модели W203, ведь с этого года, послеочередной смены поколений, ее можно купить лишь на вторичном рынке. Цены на С200 2001 года начинаются с $19 500, за более навороченные С320 просят от $25 000.КОРМЛЕНИЕ С ЛОЖЕЧКИМеханика «мерседесовских» двигателей традиционно надежна, не исключение и моторы 203-го. Привод ГРМ – цепной, с ним проблем не бывает.Да и повышенный масляный аппетит моторов – редкость. А вот системы питания и зажигания на нашем топливе нередко дают сбои. Наиболее частый виновник перебоев в работе мотора – свечи, хлебнувшие металлсодержащих присадок. Чтобы уберечь нейтрализатор при пропусках воспламенения, блок управления двигателем просто отключает форсункунеисправного цилиндра. И даже если вы проморгали горящую лампочку Check Engine, не почувствовать «недостачу» трудно. При отложениях смол на форсунках (вновь от плохого бензина) блок управления корректирует время их открытия, но лишь до поры. Когда пределы адаптации, зашитые в ПЗУ, исчерпаны – загорается Check Engine (код ошибки –212 За рулем 04/2007 ИСТОРИЯ МОДЕЛИ2000 г. Mercedes С-Klasse, заводской индекс W203. Кузов: седан и спорткупе. Двигатели (в скобках модель авто): бензиновые P4: 1,8 л, 95 кВт/129 л.с. (С180); 1,8 л, 120 кВт/163 л.с. (С200); 1,8 л, 125 кВт/170 л.с. (С200 CGI); 1,8 л, 141 кВт/192 л.с. (C230K); V6: 2,6 л, 125 кВт/170 л.с. (C240); 3,2 л, 160 кВт/218 л.с. (C320); 3,2 л, 260 кВт/ 354 л.с. (C32 AMG); дизельные с «коммон рейл» и турбонаддувом Р4: 2,1 л, 90 кВт/122 л.с. (С200 CDI) и 2,1 л, 105 кВт/143 л.с. (C220 CDI). Привод задний, М6 или А5. 2001 г. Крэш-тест EuroNCAP, 4 звезды, 14 и 17 баллов за фронтальный и боковой удар соответственно. Универсал (модель СТ). 2002 г. Комиссия EuroNCAP добавила 2 балла и1 звезду за внедрение системы напоминания о незастегнутых ремнях, учитывающей наличие пассажира на каждом месте. У модели С220 CDI мощность двигателя – 110 кВт/150 л.с., у С180 – 105 кВт/143 л.с. Новые дизельные двигатели Р5: 2,7 л, 125 кВт/170 л.с. (C270 CDI) и 3,0 л, 170 кВт/231 л.с. (С30 CDI AMG). Полноприводная модель 4matic. 2004 г. Рестайлинг: изменились передняя и задняя оптика, бамперы, боковые молдинги, панель приборов, центральная консоль, рукоятки управления климатом; 16-дюймовые колеса в базовой комплектации. Впервые на «Мерседесе» применили новую, стойкую к царапинам краску. Изменены опоры передней подвески и сайлентблоки рычагов задней, появилась рулевая рейка с клапаном параметрического управления (варьирует усилие в зависимости от скорости) и уменьшенным передаточным отношением. Модификация C55 AMG, двигатель V8 5,5 л, 270 кВт/367 л.с. (передок автомобиля удлинен на 80 мм). 2005 г. Новые моторы. Бензиновые V6: 2,5 л, 150 кВт/204 л.с. (С230); 3,0 л, 170 кВт/231 л.с. (С280); 3,5 л, 200 кВт/272 л.с. (С350); турбодизель с «коммон рейл» 3-го поколения: V6, 3,0 л, 165 кВт/224 л.с. (С320 CDI). Соответственно, модели С230 К, С240, С320, C270 CDI и C30 CDI AMG сняты с производства. Новая семиступенчатая адаптивная АКП 7G-Tronic. 2006 г. Начало продаж «Особой серии» с АКП, парктроником и биксеноновыми фарами. К серийному выпуску подготовлена модель нового поколения, W204.W203 предлагался с тремя типами кузовов: седан, универсал и хэтчбек. Одна из составляющих завидной топливной экономичности – аэродинамика (Сх = 0,26).бедная смесь). Виновником той же ошибки может быть и ДМРВ – он со временем начинает «приписывать» лишние массы воздуха. Чаще дефект датчика проявляется в жаркую пору с периодичностью два сезона или 50 тыс. км. У двигателей с механическим нагнетателем (компрессором) забивается сажей клапан рециркуляции отработавших газов (ошибка – сбой при дожиге). Менять клапан нет смысла, на нашем топливе его ресурс не превышает 20 тыс. км, данную функцию проще и дешевле отключить. Чтобы продлить жизнь свечам и форсункам, можно «перепрошить» блок управления под 92-й бензин, который нетак «бодяжат» (цена вопроса – 40 евро). Правда, придется смириться с некоторым ухудшением динамики. Тушим Check Engine только с помощью специального сканера (Star Diagnosis, далее – SD). Снятием клеммы с АКБ можно наломать дров: без питания блок управления двигателем обнуляет данные коррекции состава смеси (адаптации) и переходит к стандартным заводским настройкам. Если до этого машину долго эксплуатировали с включенным Check Engine или неполадка возникла стремительно, то коррекция могла оказаться далеко за пределами нормальных значений. Тогда рискуете вовсе не завестись – потребу-ются новые свечи, форсунки, ДМРВ и, возможно, бензонасос. В сравнении с экономией на визите к дилеру такой комплект деталей обойдется намного дороже. Увы, топливная аппаратура современных «мерседесовских» дизелей тоже плохо приспособлена к российскому топливу, первые проблемы с ней случаются уже к 100 тыс. км. Учитывая дороговизну ремонта и запчастей, от покупки авто с дизелем лучше воздержаться.ЭЛЕКТРОННАЯ ДЕМОКРАТИЯПривычных для многих жгутов электропроводки здесь не найти. Всем ведает электроника: множество отдельных бло-ков связаны мультиплексной шиной CAN (Controller Area Network – контроллер локальной сети) по «витой паре», а главного управляющего нет. Взять бразды правления в свои руки (точнее, микросхемы) может любой блок. Например, при торможении все подчиняются блоку ABS/ESP, а при разгоне – блоку управления двигателем. При желании установить неоригинальное дополнительное оборудование (сигнализацию, навигационную систему, музыку и пр.) придется докупать согласующее устройство CAN BUS ($100–250). Для вживления нового органа в умную проводку лучше не соваться обычными проводами и паяльником.За рулем 04/2007 213 ВТОРЫЕ РУКИMERCEDES C-КЛАССА В ДЕТАЛЯХПри приближении ТО на щитке приборов загорается символ (гаечный ключик), который легко и корректно потушит лишь SD, при этом пробег фиксируется в недрах энергонезависимой памяти блоков EZS и щитка приборов KI. При наличии SD косвенно можно убедиться в истинности пробега, сопоставив его с отметками прохождения ТО. При нелогичных расхождениях от покупки такого авто лучше отказаться. Защитой цепей от короткого замыкания ведают два блока обработки сигналов SAM, в которых кроме привычных плавких предохранителей есть и электронные (их большинство). Если после замены, напри-мер, сгоревшей лампочки цепь так и не заработала, перезапустите двигатель, чтобы «взвести» соответствующий предохранитель.НЕКОТОРЫЕ РЕГЛАМЕНТНЫЕ РАБОТЫ (ЗАМЕНА)Наименование позиции Масло в двигателе (бензин: SAE 5W30, API CL/CF, ACEA A3/B3/B4; дизель: SAE 10W30, API SJ/CF, ACEA A3/B3) и масляный фильтр Фильтры: топливный/воздушный/салона Свечи зажигания Масло в МКП 236.2 или 000 989 26 03 Масло в АКП 236.6 или 000 989 92 03 Жидкость в приводе тормозов (DOT4) Жидкость ГУР 345.0 или 001 989 24 03 Антифриз 325.0 или 000 989 08 25 (или 000 989 21 25)*Замена по состоянию. Масла и жидкости – по классификации MB.Периодичность, тыс. км (лет) 15 (2) 60/30/30 60 90* 90* (2) 120 200 (4)САМ НЕ СПИТ, ДРУГИМ НЕ ДАЕТСлабое звено в электронике – задний блок SAM, установленный в багажнике. Удивительно: его коллега трудится под капотом в худших климатических условиях, а из строя выходит гораздо реже. «Кончиться» блок может по-разному: честно, когда начинает откровенно врать в показаниях топлива и сгоревших лампочках, и подло, когда в один момент оставляет водителя с напрочь раз-ряженным аккумулятором. По «должностной инструкции» блоки SAM должны «уснуть» через несколько минут после выключения зажигания, перейдя в энергосберегающий режим. Но у заднего случается бессонница: он беспокоит со-седа и другие блоки управления, бесконечно требуя от них протоколы самодиагностики. Аккумулятор честно кормит энергией всех бодрствующих. При неглубоких разрядах, когда после стоянки удается завестись без посторонней помощи, SAM еще способен вернуться к нормальной жизни. Если без «прикуривания» не обойтись – имейте в виду, для SAM это может стать «контрольным выстрелом».КЛЮЧ К СПОКОЙСТВИЮЕсли по каким-то причинам к машине остался лишь один ключ – не медлите с заказом дубликата. Во-первых, процедура эта длительная: на все проверки по криминальной базе и доставку уходит 40 дней (стоимость ключа 100 евро). Во-На простых версиях регулировка кресла по высоте не самая удачная: перемещается только подушка относительно неподвижной спинки. В крайнем верхнем положении сиденья длинноногий водитель рискует сломать подрулевой рычаг, когда тот в нижнем положении.Ключ без жала удобен, но при первых же затруднениях со считыванием транспондера визит к дилеру лучше не затягивать: чем раньше диагностируют неисправность, тем больше шансов узнать истинного виновника.214 За рулем 04/2007 Двигатель 3,2 л (С320) обходится без объемного нагнетателя. Дублер VIN – в окошке за ветровым стеклом (кружок), а основной – в салоне под креслом переднего пассажира, на усилителе поперечины пола.Если поутру аккумулятор не подает признаков жизни – не спешите его списывать. Чаще в чрезмерном энергопотреблении повинен задний блок SAM, он за левой обивкой багажника. Увы, недешевый обжора чаще подлежит замене.ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ РАБОТ У ОФИЦИАЛЬНОГО ДИЛЕРАРабота Стоимость, руб.Диагностика электронных систем 1600 Замена масла и фильтра двигателя 1000 Замена свечей зажигания 4200 Чистка форсунок (бензин) 5400 Замена ДМРВ (бензин) 1600 Замена блока SAM 3900 Замена насоса высокого/ низкого давления (дизель) 2400/3900 Замена стоек стабилизатора 1500 Замена тормозных дисков передних/задних 3000/3200ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ ОРИГИНАЛЬНЫХ ЗАПЧАСТЕЙДетали Крыло (переднее/ заднее) Бампер (передний/ задний) Блок-фара/задний фонарь Стоимость, руб. 10 600/ 20 600 13 700/ 15 800 14 000/ 6700 900/ 2700/5500/ 900 12 900 15 900 36 000/ 10 300Передняя подвеска модификации 4matic. Ресурс шаровых опор (меняются в сборе с рычагом и сайлентблоками) – 80 тыс. км, столько же служат амортизаторы, а стойки стабилизатора (косточки) – 50 тыс. км.В моноприводном варианте нижних рычагов и шаровых опор – по паре на сторону. Задний шарнир меняется отдельно, а передний – только в сборе с рычагом.вторых, при проблемах со считыванием транспондера в головке ключа становится невозможно определить виновника сбоя, нужен другой ключ. А сбоить может и блок управления зажиганием EZS (800 евро), ку-да ключ вставляется. В этом случае ожидание нового ключа – трата времени. Правда, и при наличии нескольких ключей случаются ошибки в определении виновника, но вероятность их тем меньше, чем раньшепроизведена диагностика. Не медлите с ней!ЗВЕЗДА, ЕЩЕ ЗВЕЗДАС безопасностью у «цешки» – порядок. Систем, работающих на нее, достаточно даже в ба-Фильтр масляный/ воздушный/топливный/ салона Блок SAM ДМРВ (бензин) Насос высокого/низкого давления (дизель) Амортизаторы передние (пара) 17 000 Стойки стабилизатора (пара) 3000 Тормозные диски передние/ задние (пара) 7500/5000 Тормозные колодки передние/задние (комплект) 2300/2600За рулем 04/2007 215 MERCEDES C-КЛАССА В ДЕТАЛЯХНа правах рекламызовой комплектации. Все они взаимодействуют в едином комплексе, вмешиваясь в защиту седоков поэтапно. Подробно об этом журнал уже писал (ЗР, 2004, № 6), отметим лишь, что по результатам крэш-теста EuroNCAP в 2001 году (см. Историю модели) с первой попытки автомобиль заработал 31 балл и четыре звезды (на пять не хватило одного балла!). Спустя год комиссия EuroNCAP пересмотрела методику и добавила еще 2 балла и одну звезду за интеллектуальную систему предупреждения о незастегнутых ремнях, внедренную незадолго до этого. Однако слепо уповать на пятизвездный щит безопасности без дополнительной проверки у дилера не стоит. Известны случаи, когда сработавшие после ДТП подушки безопасности и пиронатяжители ремней не меняли, а функцию их самодиагностики «спецы» просто отключали.В задней многорычажке слабый элемент – нижний сайлент-блок кулака, его ресурс редко превышает 60 тыс. км. При ремонте не оставляйте кулак висеть на тросе ручника, тот надломится!СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХНемалая часть машин попала к нам с вторичных рынков Европы после наводнений. Если не обнаружите след от ватерлинии на обивках – не обольщайтесь, он может быть с их внутренней стороны, хотя наиболее рьяные продавцы вымывали ил даже из скрытых полостей с почти полной разборкой машины. Зато никто не менял подшипники ступиц, и если в нормальных условиях они живут свыше 100 тыс. км, то у «утопленников» могут кончиться непредсказуемо. Задние подшипники меняют отдельно, передние – в сборе со ступицей. При замене проверяем состояние тормозных дисков, их предельно допустимый износ – 3 мм. Обычно передние служат 60 тыс. км, задние – около 90. По данным немецкой контролирующей организации .. (TUV), двух-трехлетние «цешки» занимают 50-е место в рейтинге надежности (из 113),Болезнь «мерседесовских» «автоматов» – течь масла по разъему проводки (показан стрелкой, пока сухой) передается по наследству через поколения. С потеющим можно немного поездить, придется лишь чаще проверять уровень. Тормозные механизмы очищаем при каждом ТО. Предельный износ диска – 1,5 мм на сторону. Перед установкой колеса сориентируйте отверстия под болты в ступице и диске до посадки на буртик (направляющих штифтов тут нет).а 4–5-летние – 11-е, то есть основные поломки возникают в гарантийный период. Схожая картина иу нас, поэтому подержанные «мерседесы» дешевеют медленно. Благодарим компанию «АЛАРМ СЕРВИС» за помощь в подготовке материала