122
123
124
126
ЭКОНОМИКАПРОФЕССИИ МЕХАНИК СТАНЦИИ СЕРВИСААвтомеханик, говорящий по-английскиЧтобы обс луживать все большее и большее коли чество машин, нужны не только современные С ТО, но и армия ав томехаников. Современных, дисциплинированных и грамотных. На с танцию сервиса устроился Андрей Морозов. Фото: Александр Батыру.СЛИШКОМ УМНЫЙ– Ну , вс е, корреспондент! Запорол двигатель! Через руку масло наливал – теперь машина не поедет. За этот «Крайслер-Пасифика» из своего гонорара б удешь выпла чивать, – жестко конс татирует механикнаставник. Заметив, что с лица яс тал цвета «с еребристый мета ллик», механики рж ут в голос. А опытный фотограф, успокаивая меня, находит, что ответить зубоскалам: – Так он же левша. И получается, что лил не через руку! – Ну , тог да заведетс я! Предупреждать надо, за это – штрафные санкции. Видишь швабру – вымой пол. Надеюсь, этому учить не надо? – с ловно солдат-старослужащий зеленому новобранцу , дает мне указание Николай. Два часа он был моим учите лем в заг адочной для меня профессии ав томеханика. Честно говоря, пос ле предварительного собес едования с начальником производс тва компании «Автолайт» Александром Володиным на работу меня… не приняли. Веж ливый руководитель пред ложил д ля начала за 15 минут ответить на 50 весьма нес ложных вопросов. – Это предварите льный тест, позволяющий определить уровень даж е не образования, а интеллекта. Вопросы типа: литр бензина с тоит 44 копейки ( уже смешно), сколько б удет стоить 2,5 литра? На б умажке считать нельзя. Короче, через четверть часа я ум удрился да ть ответы на 46 заданий. Пос ле проверки оказа лось, что 34 – правильные. На этом на чальник с ервиса со мной и «простился»: – К сож алению, в бриг аде автомехаников вам не мес то. Бессмысленно учить вас премудростям этой профессии. Вы их, конечно, освоите, но лучше вас использовать более рентабельно. По результа там тес та вы можете, скажем, продавать машины. Или даже руководить этими продажами.Не взяли меня в цех ав тосервиса ив том случае, если бы я ответил на шес ть вопросов. В общем, подход живо напоминал советскую армию – шибко умные (которые много вопросов задают!) и откровенно г лупые на службе не нужны.ВРАЧЕВАТЕЛЬ МЕХАНИЧЕСКИХ ДУШВ те годы, ког да яс лужил Советскому Союзу , работа ав томехаником каза лась промеж уточной позицией меж ду директором Е лисеевского г астронома ис екретарем ЦК. Попасть на с ервис к хорошему специалисту почита лось за счастье. Профессия хоть и не была прес тижной, за то с читалась сверхприбыльной в системе тотального дефицита. Ныне петля дефицита совершила очередную эволюционную спираль. Хороших автомехаников ищут днем с огнем. Крупнейшие фирмы перекупают грамотных специалистов за серьезные деньги. Правда, г арантированно получать с толь высокую зарплату механик на чинает, толь-122 За рулем 05/2007 ко проработав по специа льности четыре-пять лет. На большинстве фирменных с танций, где обс луживают иномарки, оплата с дельная: больше машин успел обс лужить за смену – больше получишь. Механику самого высокого разряда при-читается до 70% от с уммы, которую клиент платит за работу. Работник, только что закончивший обучение, довольствуется 20% от клиентских денег. Но допус тив ошибку , каж дый отвечает рублем – тоже в соответствии с ква лификацией. Ес-ли начинающий механик «спалит» бортовой компьютер с тоимостью до 1000 долларов, фирма возьмет рас ходы на с ебя. «Ветеран» за свои грехи расплачивается полностью. Но ко мне, как к потенциальному механику -ученику,долларов – с дельная опла та тут невозможна, ведь с иными поломками приходитс я возиться несколько дней. Практически везде ав томеханики тру дятся по 12 часов (плюс час обеденного перерыва) два дня через два выход-Мне доверили самому поменять масло в двигателе! Правда, под строгим контролем со стороны бригады и начальника цеха. И еще ваш корреспондент снял и пос тавил на место все четыре колеса! Для первого дня работы – не так ужи мало…эти деньжищи отношения не имели. – Принятый на работу новичок получает в первые три месяца испыта тельного срока 5 тыс. ру блей, – пояснил А. Володин. – За тем ученику присваивают разряд, и он зарабатывает в соответствии с тарифной сеткой. Естественно, наибольша я текучка кадров – именно в первый год-два. Часть механиков отсеивается из-за профнепригодности, нарушений дисциплины, часть вообще уходит из профессии, поняв свою бесперспективность. Лучших могут переманить конкуренты. Примерно так же организован процесс ивс ервисных центрах оте чественных ав томобилей. Механики высокого класса на с толичных с танциях АВТОВАЗа мог ут зараба тывать ив трое больше средних 500 долларов в мес яц. Опытный диагност, скаж ем, получает в месяц г арантированные 2000ных. В наши дни более двух недель отпуска из полож енных по закону четырех никто из автомехаников обычно не берет – времени на отдых хва тает, а лишний день без работы – потерянные деньги. Естественно, в условиях де’ фицита с тоящих работников серьезные фирмы с тараются предоставлять своим сотру дникам льготы. Скаж ем, бесплатное питание, час тичную оплату медицинской с траховки. Если механик решит приобрести в своей компании ав томобиль, ему даду т прили чную скидку.КОГО БЕРУТ В МЕХАНИКИ?Отдачу от подготов ленного специалиста почувс твуют лишь спустя три года, когда человек с танет по-нас тоящему ценным производс твенным кадром. Вообще бизнесмен идет на с ерьезный финансовый риск, принима я на работу новичка. Какими же навыкамиЗа рулем 05/2007 123 ЭКОНОМИКАПРОФЕССИИ МЕХАНИК СТАНЦИИ СЕРВИСАУмение обращаться со шваброй – в списке навыков, необходимых настоящему автослесарю.должен облада ть б удущий механик, чтобы ему доверили чинить, скаж ем, «д жипы» и «крайслеры»? – К сожалению, уровень выпускников специа лизированных коллед жей не выше, чем у выпускников советских ПТУ и техникумов. Поэтому , например, у нас диплом автомеханика не имеет веса при устройстве на работу , – рассказывает А. Володин. – С егодня самый ценный (и редкий) кадр – бывший инж енер закрытого оборонного предприятия с высшим образованием и обязательным знанием техни ческого анг лийского языка. Специфика «Крайслера» – вс я техдокументация приходит сюда на родном ав томобилю языке. А сертифицированные переводы – когда их еще сделают… – При прочих равных, мы скорее примем на работу телевизионного мас тера, неж еливыпускника ав токолледжа, – поясняет специфику А. Володин. – Р асчет прос т – в современном ав томобиле до 60% неполадок проис ходит по вине электроники. Тот, кто разбирается в ней, скорее научится закручивать гайки, чем «жестянщик» – разбираться в микросхемах. Жес тко? Таковы условия бизнеса. Ав томеханик подобен вра чу – ав томобили, как и люди, болеют. И ле чить их должен специалист.«ЗАЧЕТ» ПО ТЕХОБСЛУЖИВАНИЮ...До разноцветных электри ческих шин меня, ес тественно, не допус тили. А вот провес ти первое ТО «Крайс лера-Пасифика» у далось полнос тью. Слил мас ло, снял колеса, проверил, как изношены колодки (сложного в этом ни капли – специальные рисочки исключают сомнения). Поинтересовался, где брать «промывку» – оказалось, теперь ее не за ливают. А за ливают «Кас трол».На правах рекламы ПРОФЕССИИ МЕХАНИК СТАНЦИИ СЕРВИСАНа правах рекламыЗАРПЛАТЫ АВТОМЕХАНИКОВ В ФИРМЕННЫХ АВТОЦЕНТРАХ МОСКВЫМарка«Тойота»«Форд»«Крайслер»«Лада» Зарплата, $2000–4000до 50001200–1800500–1500КВАЛИФИКАЦИЯ АВТОМЕХАНИКОВ (в среднем)Стаж Нагрузка, часов Доля зарплаты Оплата допущенного работыв месяцот стоимости работ, %брака, $ в год Более 5 лет1097650 От 2 до 5 лет86,66180 До 2 лет38271250Тонкой струйкой, чтобы не перелить на сияющий хирургической чистотой двигатель. Ну, я и начал заливать. Оказалось, неправильно. Эх, не быть мне в этой жизни автомехаником… От редакции. В столице, конечно, зарплаты самые высо-кие, но за эти деньги и работать приходится очень много, и уровень ответственности велик. В будущих номерах мы постараемся больше рассказывать о том, как живется представителям автомобильных профессий в разных регионах России.КАК СОСТАВИТЬ РЕЗЮМЕ?Тем, кто собрался отправить свои данные потенциальному работодателю, дают советы специалисты кадрового агентства «Контент». Резюме – краткое описание вашего профессионального пути икачеств. Нужно добиться, чтобы человек, который его прочитал, захотел встретиться с вами лично. Знайте: работа менеджера поперсоналу – не отбирать нужные резюме, а отсеивать неподходящие. Так чтоже сделать, чтобы ваше резюме не попало в корзину? Определите, какую информацию вы можете сообщить, разложите ее пополочкам: фамилия, имя, отчество без сокращений, чтобы читающий неломал голову над тем, какого вы пола и как вас зовут; возраст; контактные телефоны. Опишите образование, начиная с последнего места учебы: даты, название учебного заведения, факультет, специальность. Упомяните дополнительные курсы, семинары, тренинги, стажировки. Следующий пункт – опыт работы, тоже в обратном по-рядке: дата начала и окончания работы; название фирмы, сфера деятельности; ваша должность, количество подчиненных (если были); ваши обязанности, уровень ответственности и полномочий; примеры конкретных достижений. Не забудьте указать дополнительные навыки: опыт работы на компьютере, владение иностранными языками, наличие машины, водительских прав и т.д. Сообщите потенциальному работодателю личные данные (семейное положение, дети, место жительства) и качества, которые являются вашим преимуществом. Укажите несколько черт, которые отличают вас от других и помогают достигать нужных результатов в работе. Резюме должно быть кратким (как этот текст) и энергичным. Используйте глаголы действия: «устроил», «организовал», «наладил» и прочие. Никогда не пишите: «участвовал», «оказывал помощь» и т.п. Пользуйтесь краткими фразами и не увлекайтесь длинными словосочетаниями. Удачи!126 За рулем 05/2007