220
221
222
223
224
226
228
ТЕХНИКАОБОЗРЕНИЕ ГИБРИДНЫЙ ПРИВОДДелайте ваши ставкиесятки фотокамер зас трекотали затворами и заполыха ли вспышками, когда на Д етройтском автосалоне 2007 года кж урналистам вышел ответс твенный за технологии и стратегическое планирование «Д женерал моторс» Лари Бернз: «С егодня в мире более 800 млн. автомобилей. Через 15 лет ихДГибридные автомобили появились уже не только за рубежом, но и на российских дорогах. По какому пути пойдет прогресс в облас ти этих технологий в ближайшие годы, анализирует Михаил Гзовский.число вырас тет до 1,1 м лрд. Мы не сможем решить наши транспортные проблемы, если будем зависеть от нефти на 98%». Подобные с лова вс е чаще зв учат из ус т не только производите лей ав томобилей, но и политиков. На этом этапе развития технологий гибридные модели ос таются наиболее перспективными и, каж ется, в состоянии справитьс яс пос тавленной задачей. Сегодня с уществуют две принципиальные схемы работы гибридных ус тановок: пара ллельная (parallel) и пос ледовательная (series). При первой колеса приводит и бензиновый мотор (или дизель), и электродвигатель. В другом гибриде дви-220 За рулем 05/2007 На правах рекламыНепревзойденный результатГонки "Формула 1": Гоночный трек, ревущие моторы, максимальные нагрузки для двигателя. Пилот и болид - на пределе своих возможностей. Именно в такие решающие моменты высокотехнологичная продукция SONAX делает возможной их победу. Поэтому командагатель внутреннего сгорания работает лишь на зарядку батарей, а колеса вращает электромотор. Гибриды также подразделяются на «полные» (full) или «умеренные» (mild). «Полный» в состоянии двигаться лишь на электричестве, не потребляя топлива. «Умеренный» всегда задействует ДВС, аэлектромотор подключается, если требуется дополнительная мощность. Но подвидов с каждым годом становится все больше. «Дженерал моторс» выбрал на ближайшее десятилетие то глобальное направление, иллюстрацией которого стал гибридный концепт-кар «Вольт». Его силовая установка серии Е-Flex состоит из блока литийионных батарей, питающих электромотор, а также 1,0-литрового бензинового двигателя с турбонаддувом. На первый взгляд, вполне обычная последовательная схема. На самом деле «Вольт» принадлежит кнабирающей обороты подгруппе гибридов типа Plug-In – подзаряжаемых. Их отличительная черта – возможность зарядки аккумуляторов от внешних источников. В некоторых странах (в первую очередьMcLaren Mercedes доверяет марке SONAX.СТАВКА НА ЭЛЕКТРИЧЕСТВОЛари Бернз так проникновенно говорил о«нефтяной игле» неспроста. Похоже,(495) 730-56-74www.toandto.ru ТЕХНИКАОБОЗРЕНИЕ ГИБРИДНЫЙ ПРИВОДГибриды – не самые рентабельные в производстве и наиболее затратные в разработке. Тем не менее объем их продаж продолжает расти. В 2006-м было реализовано 364 845 авто с гибридным приводом, более половины (254 545) в США. Второе и третье места разделили Япония (58 638) и Великобритания (8957).США) электроэнергия довольно дешева я, почему бы этим не воспользоваться? Емкости аккум уляторов «Вольта» достаточно д ля пробег а примерно 70 км – расстояние, которое проезж ают от дома до работы и обратно более половины американцев. В этом с лучае рас ход бензина составляет... 0 литров! Добравшись до дома, с тавите «Вольт» на ночную 6- часовую зарядку от обычной д ля США 110-вольтовой сети, и у тром он вновь готов к 70-километровой прогулке. А если ежедневный пробег больше? Вот тогда в работу вступает бензиновый мотор-генератор и заряжает ба тареи. При пробег е около 100 км в день «Вольт» потре бляет 1,6 л «горючки». Наконец, даже если вы уехали в пу тешествие, а рас четливые хозяева мотелей не позволяют воткну ть машину в розетку , «Вольт» вс е равно ос танется примером экономичности, рас ходуя бензина лишь 4,7 л/100 км. «Чтобы этот концепт с тал реа льностью, нам потреб уется технологи ческий прорыв, а именно литий-ионна я батарея большой емкос ти», – говорит вице-президент Роберт Лутц. – Такой тип электромобиля потреб ует блока аккумуляторов массой 181 кг. Некоторые эксперты предполагают, что нужная батарея будет готова кс ерийному производс тву в 2010–2012 гг.». Пока одни технологи решают «электрические» зада чи, другие совершенс твуют сис тему E-Flex. В ее сос таве может работать дизе льный мотор, потре бляющий биотопливо, двигатель на этаноле или установка на топливных элементах. Вариантов уйма! Вмес то большой ба тареи и маленького ДВС можно использова ть мощную ус тановку на топливных элементах и скромный аккумулятор, рекуперирующий энергию при тормож ении ав томобиля. Широкая гамма схем вб удущем позволит с минима льными за тратами подготав ливать модификации д ля рынков разных стран и континентов. Естественно, гибриды типа Plug-In могут быть как последовательными, так и параллельными. В первой половине 2008 года начнутся тесты «Доджа-Спринтер», способного преодолева ть на электри честве до 40 км. Водитель имеет возможность выбирать режимы прину дительно, подключая либо электродвигатель, либо бензиновый (на час ти машин дизельный) мотор, также вращающий колеса. «Форд» тоже экспериментирует: «Эд жХайСериез» (Edge HySeries) с 336-вольтовой батареей на борту способен проеха ть до 50 км с максима льной скорос тью222 За рулем 05/2007 «Шевроле-Вольт» способен проехать на одном баке 1000 км даже в самом худшем случае.140 км/ч, прежде чем аккумулятор полностью опус теет. Тог да в работу включа тся топливные элементы и позволят проеха ть еще около 600 км – до с ледующей водородной заправки. Естественно, у каж дой даж е самой удачной идеи есть скептики. Главные аргументы – д лительное время зарядки и дороговизна батарей.«Хонда-Сивик Гибрид» образца 2007 года оснащена бензиновым мотором, сис темой IMA (Integrated Motor Assist) и ба тареей, чья эффективность на 30% выше, чем у предшес твенницы.СТАВКА НА ГОРЮЧЕЕА как быть тем, кто не расс читывает на электричество в таком объеме, какого требуют подзаряжаемые модели? Остается совершенствовать силовые ус тановки, нахо-дить новые, порой неожиданные решения. Пример эволюции одного из пионеров гибридного движ ения – «Хонды» особенно показателен еще и потому , что ее «Сивик Гибрид» – с ерийная машина. Недавно в свет вышло в торое поколение. Бензиновый мотор объемом 1,3 л форсировали до 95 л.с., а электри ческий развивает 15 кВт вместо 10 – обща я мощнос ть ус тановки 115 л.с. Нестандартное решение скрывает-Платформа «Форда-ХайСериез Драйв» использована в концепте «Эйрстрим».На правах рекламы ТЕХНИКАОБОЗРЕНИЕ ГИБРИДНЫЙ ПРИВОДМНЕНИЕ ЛИДЕРАМировые объемы продаж гибридов сделали лидером в этой облас ти концерн « Тойота». Используя дотации и активное маркетинговое продвиж ение гибридной техники, фирма тем не менее озабочена и адаптацией к новым видам топлива. В час тности, перспективным называют биодизель. Концерн сотрудничает с компанией «Ниппон Ойл» над созданием технологии hydro-fine и получением чис того дизтоплива на биооснове. Второе приоритетное направление – водородное топливо, на котором первый прототип «Тойота» заработа л еще в 2002 году. Топливные элементы – наиболее сложный с точки зрения инфрас труктуры источник энергии, однако именно им прочат блес тящее б удущее, хотя и весьма неблизкое. мом 3 л. Чу ть позж е отключение трех из шести цилиндров применили ив гибридном «Аккорде», улучшив рас ход по сравнению с бензиновым аналогом на 25%. В Европе долгое время не придава ли значения японским разработкам гибридов – дизельные малолитражки и так были самыми экономичными на планете. Но успех гибридов Японии и особенно США заставил крупные концерны пересмотреть политику. Правда, в Старом Свете предпочитают работа ть над «умеренными» с хеся в бензиновом моторе, точнее, в головке блока. У механизма регулировки фаз i-VTEC три ступени вместо привычных дв ух. В дополнительном режиме электроника закрывает впускные и выпускные клапаны. К такой ситуации понятие «торможение двигателем» почти неприменимо. Нет, само по себе замедление при сбросе «газа» присутствует, только развивает его электромотор. Когда водитель убирает ногу с педали акселератора, электромотор переходит в режим генератора и «собирает» растрачиваемую впус тую кинети ческую энергию, превращая ее в электричество. Еще одна эффективна яи вовс е не новая иде я – отключение час ти цилиндров. Такую схему еще лет 20 назад использовали в 8-цилиндровых американских моторах. «Хонда» применила эту технологию на бензиновых моделях «Инспайр» и «Одиссей» с V-образным мотором объеГибридный «Форд-Эскейп» работает в такси на улицах Чикаго, Нью-Йорка и Сан-Франциско. Экономия на топливе составляет $30 в день или $6000 в год.Принципиальные схемы параллельной (вверху) и последовательной (внизу ) гибридной установки: 1 – электромотор; 2 – блок аккум уляторов; 3 – топливный бак; 4 – трансмиссия; 5 – двигатель внутреннего сгорания.224 За рулем 05/2007 ТЕХНИКАОБОЗРЕНИЕ ГИБРИДНЫЙ ПРИВОДмеханической коробкой умес тили 16-киловаттный электродвиг атель. Моторы разделены сцеплением, что позволяет использовать их по отде льности. Большую часть времени работает дизель, электричество приходит на помощь лишь при необходимости. Прототипы способны экономить до 10% топлива – тож е результат! Чем выше поднимают планку экономи чности, тем больше инженерам приходится ломать голову. Совместные усилия прилагают «Д женерал моторс», «Дайм лерКрайслер» и БМВ. Концерны объявили о создании гибридного модуля, получив-Одним из эффективных способов пополнения батарей является рекуперация энергии при торможении.мами. Например, во Франции нака тывают километры эксперимента льные «Пежо307» и «Ситроен-С4» с приставкой «Гибрид HDi». В основе – обычный дизель объемом 1,6 ли мощностью 90 л.с., а между двигателем и 6-с тупенчатой роботизированнойГибридный модуль «Ту-Моуд» может быть установлен в серийные модели с продольным расположением двигателя.На правах рекламы226 За рулем 05/2007 ТЕХНИКАОБОЗРЕНИЕ ГИБРИДНЫЙ ПРИВОДа запускается опять-таки одним из электродвигателей, на сей раз играющим роль стартера. Производители утверждают, что КПД у «Ту-Моуд» примерно на 20% выше, чем у существующих гибридных установок. Еще один бесспорный плюс в том, что такой модуль можно с минимальными переделками «поселить» под капот существующих моделей. Появление «Ту-Моуд» в серии намечено на конец года на модели «Джи-Эм-СиГрафит» с 300-сильной «восьмеркой» «Вортек». По уверению производителей, новинка сэкономит до 25% топлива. Немецкие коллеги установили такой модуль на «Мерседес-Бенц» S-класса. «S430 Гибрид» с 260-сильным турбодизелем получил в свой арсенал еще 50 кВт: разгон до 100 км/ч теперь занимает 7,6с, а расход упал в среднем на 20%. Стоит ли городить технологический огород ради снижения расхода топлива даже на четверть? Оптимисты считают – безусловно. Ведь такие гибриды гораздо ближе к массовому производству. Судя по числу новых разработок и идей, идеальный гибридный рецепт еще не найден. Игра продолжается, и кто станет в ней победителем, большой вопрос. Делайте ваши ставки!На правах рекламы«Тойота FT-HS Гибрид Спортс Концепт» базируется на заднеприводной платформе и оборудована гибридной установкой мощностью 400 л.с., в составе которой 292-сильный 3,5литровый мотор V6. Расчетное время разгона гибрида до 100 км/ч – менее 4 с.шего название «Ту-Моуд» (Two-Mode) и рассчитанного на большие седаны и вседорожники. Он состоит из двух электромоторов, включающихся одновременно или поочередно, и набора планетарных передач. В городских условиях автомобиль может двигаться как на электротяге, так и энергией ДВС. При больших нагруз-ках и высоких скоростях в работу включаются оба электромотора и традиционный двигатель, дабы сочетать максимальную тягу с минимальным расходом топлива. При торможении включается режим рекуперации – электричество заряжает батарею. На остановках и малых нагрузках двигатель внутреннего сгорания глохнет,228 За рулем 05/2007