208
210
РЕМОНТ И СЕРВИСЭЛЕКТРИК СТРЕЛОЧНЫЕ УКАЗАТЕЛИкоторые люди способны привыкнуть к чему угодно, но зачем их к этому вынуждать? Одним из самых проблемных традиционно ос тается указатель уровня топлива в баке с его да тчиком. Во-первых, судить об ос татке топлива только по его уровню некорректно – для этого надо встроить в машину бак, горизонтальное с ечение которого на разных высотах одно и то ж е, как у цилиндри ческой бочки, стоящей вертикально. Для современного легкового ав томобиля это нонсенс. На худой конец бак долж ен иметь хотя бы форму пара ллелограмма, но и это д ля легковой машины неприемлемо – ма ло мес та. В то же время заводской бак оченьЭто стрелочник виноват!Приборный щиток современного автомобиля содержит определенный набор указателей – уровня топлива, температуры и т.д. Рассказывает о них Геннадий Непряжин.Стрелочные указа тели на щитке приборов самые традиционные – с них по с уществу и начиналось оснащение первых ав томобилей приборами, позволявшими более-менее объективно с удить о режиме работы машины. Помимо спидометра, о фокусах которого не раз говорили, на приборном щитке обычно располаг аются такж е указа тели уровня топлива в баке и температуры охлаждающей жидкос ти. Эти«стрелочники» ес ть почти на любом автомобиле. Но в компании с ними нередко оказываются и другие приборы – амперметры, вольтметры, эконометры и т. п. На некоторых автомобилях вс тречается и указа тель дав ления мас ла, хотя многие ав топроизводители нынче от него отказались, полаг ая, что эта информация чрезмерна д ля современного ав томобилиста. Возможно, с тоило бы узна ть его мнение. Р азве смазка д ля де-талей менее важна, чем температура? От принятой схемы зависит алгоритм работы прибора. Современный вы наверняка сочтете наиболее логи чным: пока машина не работает, стрелка темпера туры, дав ления и т. д. на нуле. Пос ле пуска двигателя с трелка на чинает свое движ ение «в плюс», а не наоборот, как вс тарой с хеме. Там выключение двигателя перебрасывало с трелку к верхнему краю шкалы! Конечно, не-Принципиальная с хема включения указателей в современном виде для российских авто и многих иномарок. Указатель имеет три электри ческих вывода, один из которых обязательно «плюс» пос ле включения зажиг ания, второй – «минус», третий – провод связи с да тчиком, размещенным в моторном отсеке или топливном баке. Такая с хема работы приборов реализована на ав томобилях ВАЗ, ГАЗ, «ИЖ-Ода» и пос ледних моделях «Москвич».Схема включения указа телей на старых моделях АЗЛК-412, 2140, ИЖ, ЗАЗ (от 965 до 968). С тарые указатели и современные невзаимозаменяемы! Если вы хотите усовершенствовать дед ушкин ав томобиль – покупайте соответствующую пару указатель–датчик.Наиболее изученный нашим нас елением «вертикальный» бак классических «жигулей»-седанов – и тот не без фокусов, особенно в на чале и конце шкалы указа теля. Характеристика переменного резис тора (нихромовой проволоки, намотанной на диэлектри ческий каркас) по высоте подъема поплавка не с тыкуется с нелинейным изменением с ечения бака, к том уже поплавок движется не с трого по вертикали, а закреплен на поворачивающейся оси.Перед вами (слева направо) триада – топливо, температура, давление. Слева – датчики уровня бензина. В центре – темпера турный датчик с указателем. Чувствительный элемент – биметаллическая пластина, прогибающаяся в зависимости от температуры и через движок меняющая сопротивление реостата. Справа – датчики давления. Здесь тоже есть реостат, движок которого перемещается под действием прогибающейся от давления подпружиненной диафрагмы.208 За рулем 05/2007 РЕМОНТ И СЕРВИСЭЛЕКТРИК СТРЕЛОЧНЫЕ УКАЗАТЕЛИтехнологичен: минимум операций, минимум потраченного металла, но, увы, плата за это – нелинейный характер изменения ос татка топлива в зависимости от его уровня. Только самый наивный человек может всерьез доверять указа телю уровня топлива и, заехав на заправку на новенькой машине, смело заказа ть: «Мне – тридцать литров!» Вылить несколько литров на зем лю – и невыгодно, и негигиенично, и пожароопасно, и ас фальт портит, и воздух… Полезно помнить, что сами датчики уровня топлива чаще всего невзаимозаменяемы. Например, датчик от ВАЗ-2101 – 2107 никак не встроить в бак «восьмого» с емейства – размеры не позволяют. Впрочем, это вс якому очевидно. А вот параметры да тчиков на ав томобилях АЗЛК иГ АЗ разные, хотя сами приборы очень похожи (легко спу тать!). Более того, параметры да тчиков на разных моделях одной марки могут существенно различаться – при покупке б удьте внимательны. Но все сказанное – цветочки, ес ли мы вспомним, что на ходу надо учитыва ть поведение ав томобиля в динамике, особенно если на нем плоский горизонтальный топливный бак, топливо в котором колышется при ускорении, замедлении, на поворотах, на неровной дорог е. Ав томобилей с вертикальным баком (как у «жигулей»-седанов) немного, хотя надо призна ть, что даж е их датчики начинают врать, когда машина испытывает продольное ускорение или замедление. Как с этим бороться? Нынче ведь и топливный бак можно полностью «электрифицировать», но во сколько это обойдется! (Автолюбители уже давно это де лают сами – с тавят бортовой компьютер, который учитывает вс е необ ходимое: количество топлива в баке неподвижного ав томобиля, его расход, остаток и т.д.). А чтобы стрелка не сводила с ума, штатный указа тель оснащен демпфером, не позволяющим ей реагировать на быс трые колебания уровня. Вспомните: пос ле включения зажиг ания с трелка довольно мед ленно движ ется по шкале, пока ос тановится на правильных показаниях. У вы, демпфер вс ех проблем не решает. Например, ав томобиль долго движ ется на подъеме горной дороги или с креном по косогору… Силы с татические. Это учитывают, с тараясь разместить поплавок да тчика ближе к центру бака. Насколько это удается?.. У вс ех по-разному. С датчиком уровня топлива можно как-то поиграть, например подгиба я рычаг. Самое грубое вранье этого с трелочника (например, бак якобы переполнен литров на 15!) обычно у дается ус транить. Ос тальные да тчики нерег улируемые. Если врут – жалуйтесь на изготовителя!На правах рекламыВ новом указателе уровня топлива на впрысковых ВАЗах нет нихромовой проволоки, вмес то нее определенного номинала резисторы, нанесенные на керамическую подложку. Они подобраны так, что позволяют с удить об ос татке топлива в баке более объективно. Но не обольщайтесь – обману ть может и этот прибор.Одна из с хем да тчика уровня топлива (БМВ) с оригинальным демпфером. Поплавок ходит вверх-вниз в колодце-контейнере, сообщающемся с основным объемом бака через маленькие отверстия вверху (вентиляция) и внизу (дренаж). Скорость перемещения поплавка у же не меняется по воле волн – она ограни чена скоростью перетекания топлива и воздуха через отверстия.