190
191
КОМПОНЕНТЫПРЕЗЕНТАЦИЯ NOKIAN HAKKAФинское «лето»Мы привыкли делить шины на летние, зимние и всесезонные. Разнообразие в стройную систему внесла «Нокиан», представившая «летние шины для северных стран». С новинкой рынка познакомился Анатолий Сухов.Идея оптимизировать шину с учетом не только сезона, но и климата не нова: о зимних покрышках для «бе лых» и д ля «черных» дорог мы у же рассказыва ли (ЗР, 2006, № 10), однако неискушенному покупа телю их не различить. «Нокиан», напротив, специа лизацию изделий не скрывает, тем более что ставку делает на «своих»: летние покрышки для сурового климата будут продаваться в Финляндии, Швеции, Норвегии, а такж ев России, на Украине ив Казахстане. Не мудрствуя лукаво, финны назва ли новое семейство «Х акка» (сокращение от «Х аккапелитта»). Невдомек им, что у нас это с лово уже давно в ходу , но только д ля зимних шин «Нокиан». Теперь бы не перепутать! Северное лето коротко, прох ладно и дождливо. Поэтому аквапланированию и сцепным свойствам на холодном асфальте финны уделили особое внимание. Они у тверждают, что шины «Хакка» H иV (рассчитанные на 210 и 240 км/ч соответс твенно) по этим показа телям заметно превос ходят предыдущие модели – NRHi и NRVi. Не противопоказаны им и разбитые российские дороги. «Нокиан» нас только уверена в прочности новых покрышек, что заявила о расширенной годовой г арантии на шины Hakk a H, Hakk aVи Hakk a i3 (последняя уже известна российскому покупателю, но формально включена в новую линейку), приобретенные в 2007 году. Цитирую: «При обнару жении в процесс е эксплуатации шины любого повреж дения компания «Нокиан Шина» обязу ется произвести ремонт или замену этой шины. Р асширенная гарантия распространяется на любые виды дефектов, включа я порезы, порывы и взду тие боковины, за исключением с лучаев, ког да повреж дения нос ят намеренный характер (акты вандализма со стороны покупа теля или третьих лиц)».190 За рулем 05/2007 Создавая Hakka Hи Hakk a V, «Нокиан» отказалась от направленного рис унка протектора в пользу асимметричного. Три центральных ребра помогают дос тичь хорошей управляемости и курсовой ус тойчивости, а широкие канавки между ними хорошо отводят воду. Осушению способствует и зеркально г ладкая поверхность канавок, и синусоидальные направляющие в них. Шашки нару жной плечевой зоны (справа) соединены ребром, что улучшает управляемос ть на д уге поворота, а их разный размер и короткие нас ечки сниж ают шумность шины. Пос леднему способствуют и насечки на ребрах, выемки и срезы на стенках продольных канавок (в кру жках). Кс тати, поперечные прорези снару жи заканчиваютс я «чашечкой», уменьшающей разбрызгивание воды (читай – российской грязи) на с текла автомобиля. Рассеченные элементы внутренней плечевой зоны (с лева) работают в основном на дренаж шины. По заявлениям производителя, Hakka V 205/55R16 при скорос ти 75 км/ч на слое воды 10 мм отводит 43 л/с – на 2–4 л/с больше, чем основные конкуренты. На центральном ребре индика тор износ а: наибольшая видимая цифра – это ос таточная высота протектора в мм. С тершийся символ капли между тройкой и че тверкой пред упреждает: бойся аквапланирования!Протектор Hakk aCC argo – ненаправленный симметричный. Тре угольные опоры (в кру жке) увеличивают нес ущую способнос ть, а г лубокие прорези в боковых шашках у лучшают охлаждение шины. В центре – фирменный индикатор износа. Строение Hakka Vи Hakka C Van во многом схоже. У «микроав тобусной» шины такж е ненаправленный асимметричный рисунок протектора и асимме тричный жес лоеный «пирог» внутри (см. рис.). По дизайну же она практически пов торяет легков ую i3. Е е дос тоинства – четкость в управлении и комфорт при движ ении. Волнообразные выс тупы вну три центральной канавки усиливают протектор и одновременно снижают шум.Протектор Nokian Hakka асимметричен не только снару жи, но и изну три. На поверхнос ти находится с лой самой мягкой ре зины (1), отвечающий за сцепные свойс тва (на вну тренней части он сохраняе тся до полного износ а шины). В торой, чуть более ж есткий слой (2) обеспечивает управляемость (он час тично обнажается при 60–80-процентном износ е; по словам производителя, баланс сцепных свойс тв при этом сохраняе тся). Ниже находитс я ровный усиливающий с лой (3), способс твующий низкому сопротивлению ка чению шины (и, соотве тственно, невысоком у тепловыделению). Прочнос ть конс трукции и хорошую, жесткую связь с брекером обеспечивает самый нижний слой «пирога» – связующий (4). Чтобы записать рекомендуемое давление в шине и ее мес то на ав томобиле, дос таточно пары штрихов перманентным маркером.Единственное ограни чение – ос таточная глубина протектора должна быть не менее 4 мм (вряд ли при обычной эксплу атации за сезон можно сточить больше). Более того, г арантия на покрышку , купленную в России, действует на территории Финляндии и Швеции. Пус тячок, а приятно – ведь немало наших соотечественников ездит на рыбалку в бывшую российскую провинцию. О днако заме чу, что в прошлом году еще до на чала продаж «Х акки» финские шинники планирова ли предос тавить аж трехлетнюю гарантию, но вовремя одумались: с лишком велик соблазн «не чаянно» пропороть сос тарившийся комплект шин, чтобы бесплатно обменять его на новый! Впрочем, шины с таким изящным, проработанным рис унком протектора даж е жаль использова ть по прямому назна чению. Тем более что в день презентации на шершавом ас фальте «Невского кольца»* им предс тояла нелегка я работа: прохождение с ухого учас тка трассы на максимально возможной скорос ти, «фигурка» и «лосиный тес т» на мокром покрытии. Автомобили – от «Лекс уса-IS250» до « трешки» БМВ и «Хонды-Сивик». К сож алению, полноценного теста на аквапланирование не получилось – торможение и «переставку» выполняли прос то на мокром ас фальте. За то на дуг е возвращения оказа лась здоровенная российска я лу жа, в которой яи пытался нащупать грань срыва колес в скольжение. Судя по первым впе чатлениям, шина дейс твительно очень эффективно отводит воду – большой разницы между лужей и просто мокрым асфальтом я не заметил. Тормоза на мокром хорошие, а вот с рулем нужно обращаться, как всегда, осторожно – на больших уг лах поворота возникает за тяжное скольж ение. За то на сухом асфальте даже в предельных режимах шины ос таются очень предсказу емыми, без резких срывов. Иног да создаетс я впечатление, что автомобиль сам выбирает траекторию в повороте и держитс я за нее мертвой хва ткой, демпфируя подруливание. Для гонок, конечно, это не годится, а вот среднему водителю во многих ситуациях такой покладис тый характер шин сослужит добрую службу. Сегодня «Х акку» можно подобра ть почти на любой автомобиль – от «Самары» (Hakka i3, 165/70R13 за 1890 ру б.) до БМВZ4 (Hakka V, 225/45R17 за 6140 руб.). Не забыли про мини-вэны и легкие грузовики: для них предназна чены Hakk aC Van и Hakka C Cargo.*В настоящее время стадион им. Кирова, где располож ена эта трасса, закрыт на реконструкцию.За рулем 05/2007 191