272
273
БЕЗОПАСНОСТЬТЕХОСМОТР ШИНЫторам (см. фото): при равномерном износе достаточно появ ления одного, а при неравномерном – дв ух в диаметра льно противоположных с ечениях, и о заветном талончике можно забыть. В иных с лучаях пользуются шаблонами и линейками – глубину рисунка измеряют на прямоугольном участке шириной не более половины ширины беговой дорожки протектора ид линой, равной 1/6 д лины окружности шины. Само собой, из возможных учас тков проверяющие предпочту т самый изношенный. Ес ли же протектор шин вашего ав то имеет сплошное ребро по центру , высоту измерят по краям этого ребра. Бессмысленно приезж ать на ТО с шинами, если из-за их повреждения (пробой, вздутие, порез) обнажилс я корд (не говоря уже об отслоении протектора). Но и бежать в магазин за новой покрышкой сразу не обязательно. Обратитесь прежде в шиномонтаж – в большинс тве с лучаев там помогут. Фа тальными мог ут оказа ться пробои диаметром более 6 мм и повреждения «мертвой зоны» – полосы боковины, прос тирающейся на 40 мм от основания борта. Также не ле чится так называемый кольцевой излом каркаса – с ледствие езды на спущенном колес е. Визу ально дефект легко обнару жить по темной полос е на боковине шины. В народе такую покрышку именуют «прож еванной». Час тный случай – местный разрыв нитей корда на боковине (всем известная «грыжа») ничем не лучше – вс якая брешь в силовой структуре недопустима.Податливая опораЧтобы оценить состояние шин, достаточно линейки и пары глаз. Вместе со специалистами изъяны покрышек разглядывал Евгений Борисенков.НА ХОД НОГИУвы, но и соблюдение упомяну тых правил еще не г арантирует безопаснос ти движ ения. Ав томобилист в подав ляющем большинстве небог ат, но смека лист – шин на ветер не бросает. Наваркой нынче нечасто балуются (хотя ГОСТ ее допускает), но в остальном самоде ятельность не знает границ. С тандарт, как мож ет, обороняетс я. Так, п. 4.5.9 запрещает ус тановку на одну ось разных (по конс трукции, модели, рисунку протектора и т.д.) покрышек, а шипованные шины требует устанавливать только комплектом. На этом «шинные» полномочия контролеров ПИКа заканчиваютс я (см. также ЗР, 2007, № 4, с. 324). Остальное – в руках автовладельца. Конечно, покрышку в покрышку, как во времена г лобального де фицита, с егодня никто не вкладывает. А вот камеру в порванную бескамерную шину – сколько угодно. Беда в том, что тонкос тенное резиновое изделие способно лишь у держи-Шина, несмотря на врож денную податливость, – один из с толпов безопаснос ти движ ения. Неспроста сос тоянию колес уделяют особое внимание при техосмотре. По некоторым данным, тяж есть последствий ДТП по их вине вдвое превышает тот же показатель в авариях, связанных с отказами тормозов!КИТАЙСКАЯ ГРАМОТАРазмер и конс трукцию шины принято обозначать на ее боковине. Чего там только не понаписано! Ключева яс трока выг лядит приблизительно так: 195/65R15 82Н. 195 – это ширина профиля в мм, 65 – отношение высоты профиля к ширине (в %), R – не радиус и не диаметр, а конструкция шины (буква R означает радиальную, ее отсутствие – диагональную), 15 – посадочный диаметрв дюймах. О днако того, что покрышка по размеру подходит шта тному диску , недостаточно. Ведь она постоянно несет свою долю массы ав то, а в движ ении вращаетс яс сумасшедшей скоростью. Коды допуска зашифрованы в дв ух последних цифрах: 82 – индекс грузоподъемности иН – индекс скорости. Разумеется, и буквам, и цифрам соответствуют определенные величины, размер которых можно отыскать в справочнике. Но обычному потребителю в дебри лезть не обязательно. Важно, чтобы упомянутая надпись соответс твовала эксплу атационной документации на ав то – именно этого (п. 4.5.4 ГОСТ) потребуют на техосмотре.ЛИЦОМ ВНИЗСверх того, с лужители ПИКа поинтерес уются глубиной рисунка протектора (п. 4.5.1 ГОСТ). Проще всего это сделать по индика-272 За рулем 05/2007 вать воздух и на серьезные нагрузки нерассчитано. И когда поврежденная покрышка, наконец, лопнет (разумеется, на ходу), камера положения не спасет. Столь же опасно пренебрегать контролем давления. Но если для отдельно взятой покрышки несоблюдение нормы обернется в основном сокращением срока службы, то в комплексе разнобой может серьезно повлиять на управляемость авто. Не зря гоночные инженеры спортивных команд не расстаются с манометром! А еще шина хранит много полезной информации. По ней можно судить о настройках и состоянии сопряженных дета-лей и даже... о характере владельца! Так что почаще посматривайте на протектор – возможно, именно так в глазах автомобиля выглядит ваш портрет. При подготовке материала использованы следующие нормативные документы: ГОСТ P51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки», ГОСТ Р51893-2002 «Шины пневматические. Общие технические требования безопасности». Редакция благодарит АВТОЦЕНТР АИС запомощь в проведении съемки.Размер и конструкция шины зашифрованы вобозначениях на боковине. Они должны соответствовать требованиям автопроизводителя.В отсутствие индикаторов остаточную глубину протектора измеряют линейкой или нехитрым приспособлением.Один из вариантов индикатора износа – цифры имеют различную глубину и исчезают по мере истирания протектора.Осматривать шины стоит при каждом удобном случае – посторонние предметы протектору противопоказаны.Классическая конструкция – индикатор в виде перемычки, которая проявляется при предельном износе.Поврежденную покрышку разумнее утилизировать. Эксперименты по самодеятельному воскрешению до добра недоводят.На правах рекламыБезопасная шина не позволит автомобилю сбиться спути, указанного водителем.