24
25
26
28
30
РЕПОРТАЖНОВАЯ МОДЕЛЬ АВТОВАЗА – НА КОНВЕЙЕРЕРождение «Приоры»П24C конвейера Волжского автозавода в марте сошли первые серийные автомобили «Лада-Приора» (ВАЗ-2170). Наблюдали за этим событием Игорь Морж аретто и Георгий Садков (фото).ока «приоры» на третьей нитке конвейера выглядят как редкос тные заморские животные в провинциальном зоопарке. Хотя вроде бы и цвета те же (ког да мы были в Тольятти, шли машины только черного и серебристого колеров), и размеры одинаковые – но при этом как отличаются новые «приоры» от привычных «дес яток»! Даже ес ли не зна ть, каким изменениям подверглась машина вну три, вс е равно есть ощущение – получилс я новый ав томобиль! А как он рож дается? Мы прос ледили его путь на заводе с самого начала…За рулем 05/2007У КРАСНОЙ РЕКИГоворят, на огонь че ловек мож ет г лядеть бесконечно. Пу тешествие по цехам АВТОВАЗа начали с литейки – комплексов чугунного иа люминиевого литья. Народная мудрость права – оторва ть взгляд от процессов варки и розлива мета лла совершенно невозможно, хотя ес ть при этом риск с непривычки ненадолго «посадить зрение». Но так красиво, ког да красные, ж елтые или белые (в зависимос ти от присадок) потоки расплав ленного металла перетекают из пе чей сна чала в ковши по-грузчиков, а за тем в специа льные формы, чтобы, ос тыв, превра титься в заготовки блоков цилиндров двиг ателей, деталей ходовой час ти, тормозной системы... Ради «Приоры» пришлось вносить очень с ерьезные изменения во вс е процессы, на чиная с мета ллургии: ведь 100сильный двиг атель этой машины тож е во многом новый. Д ля а люминиевой литейки закупили роботизированное оборудование. Новые детали шатунно-поршневой группы отправ ляют в цех с борки моторов не как раньше, в открытых НОВОЕ В МОДЕЛИ 2170Экстерьер: передние и задние крылья, капот и крышка баг ажника, светотехника, бамперы, облицовка радиатора, молдинги и орнаменты. Интерьер: панель приборов, обивка са лона, мультиплексная система управления электроприводами в дверях, подушка безопаснос ти водителя, уплотнители ветрового и заднего стекол, шумоизоляция. Силовой агрегат: двигатель 21126 мощностью 100 л.с., усиленное сцепление, механизм привода коробки передач с подшипниками закрытого типа. Ходовая часть: новые стойки передней подвески с бочкообразными пружинами и амортиза торы задней подвески, безредукторный электроусилитель руля, более эффективная тормозная система.коробах, а с комфортом, в специа льных ящиках, г де каж дая аккура тно улож ена в свою нишу. И в производс тве двиг ателей в связи с рождением «Приоры» – большие перемены. Впрочем, современные роботы здесь появились гораздо раньше (они работают там, где требуется особенная, «нечеловеческая» точнос ть). Но обнов ленный двиг атель потребова л ввес ти дополнительные операции (например, установку крепления электроусилителя) и усилить меры по контролю качества. Для этого недавно купили и смонтировали новую лабораторию.За рулем 05/200725 РЕПОРТАЖНОВАЯ МОДЕЛЬ АВТОВАЗА – НА КОНВЕЙЕРЕСамые серьезные новшества – в комплексах штамповки и сварки. Вроде бы на непрофессиональный взг ляд кузов изменился не сильно. Это одновременно так и не так. Скаж ем, дверные проемы ос тались такими же, как на привычной «дес ятке», но д ля дверей изготовили в Японии новые штампы – с рас четом уменьшить все зазоры на 1–3 мм, до принятых во вс ем мире 3–5 мм (па лец уже не пролезет точно!). Дообору дуется совершенно нова я лаборатория контроля ка чества, ведь теперь за образец берется не «мастер», а математическая модель. Кстати, уже в этом году АВТОВАЗ собирается освоить штамповку кузовных деталей из с тального лис та южнокорейскогоВ литейном цехе. Говорят, и к этому можно привыкнуть… Самые кропотливые операции на сборке моторов доверяют женщинам. Так доставляют на участок сборки детали поршневой группы для нового двигателя.производства. Гарантия на коррозионную стойкость у него ку да выше оте чественного…ПО ГЛАВНОМУ ЦЕХУНа третьей нитке г лавного конвейера «Приора» с егодня неторопливо едет вперемежку с привычными «дес ятками», «одиннадцатыми» и «двенадца тыми». При общем выпуске 1800 штук «Приора» пока в явном меньшинстве: около сотни в день. И каж дому экземпляру – повышенное внимание со стороны сборщиков, инспекторов ОТК и на чальства. По каж дому с лучаю... нет, даже не брака, а несоответствия установленным параметрам «разбор полетов» проводят тут же, на месте. – Это дает свои результа ты, – комментирует ситуацию Сергей Прохоров, заместитель директора по техническому развитию, руководитель проекта «Приора». – Если вс ентябре прошлого года, ког да мы выпустили предпилотную партию, у независимых экспертов набра лось до 270 замечаний, то в марте их коли чество уменьшилось до 15. А «штрафные» баллы сократились с 404 до 94- х! У ведущих европейских производителей этот показа тель колеблется в пределах 90–120.26За рулем 05/2007 РЕПОРТАЖНОВАЯ МОДЕЛЬ АВТОВАЗА – НА КОНВЕЙЕРЕЕстественно, речь не идет о неполадках двигателя или подвески (с такими проблемами ав томобиль не имеет права покинуть завод вообще), а в основном о качестве дета лей интерьера. С танислав Ярыгин, главный инж енер дирекции по ка честву, предложил внима тельно изучить только что сошедший с конвейера экземпляр, чтобы найти изъяны. Ну что ж е, нам это удалось. Например, не очень понравилось, как открываютс я-закрываются «бардачок» (крышка захлопнулась не с первого раза) и крыше чка дополнительного отде-Пока потребителям предлагают«Приору» лишь трех цветов, но скоро число колеров увеличится до двух десятков.Сейчас на окончательную проверку готовой «Приоры» уходит в 2–3 раза больше времени, чем на обычную «десятку». И специалисты тут задействованы лучшие!Нитку главного конвейера «Приора» проходит за 8 часов. За это время голый ку зов получает современное наполнение.ления для мелочей на «бороде» (очень тугая), как работают вну тренние ручки дверей… Наши наблюдения под твердил С. Ярыгин, который на том же экземпляре насчитал полтора десятка замечаний. Лучше бы их, конечно, совсем не было... – Мы полаг аем, получился очень у дачный автомобиль, – с читает главный инженер дирекции по ка честву. – Над ним работала не большая, но высокопрофессиональная группа специа листов – вс его 79 человек, из которых полнос тью были заняты в проекте 23. За два с половиной года они созда ли машину, отвечающую современным требованиям безопаснос ти, комфорта и качества! Кстати, мы с фотографом ту т же поспорили по поводу «нового ав томобиля». Какой же он новый, доказыва л коллега, раз большая час ть ку зовных дета лей унифицирована с «дес яткой»! Те же двери, например. На лицо рес тайлинг! Говорит руководитель проекта Сергей Прохоров: – «Приора» – это новый ав томобиль: ведь по сравнению с предыдущей моде-28За рулем 05/2007 РЕПОРТАЖНОВАЯ МОДЕЛЬ АВТОВАЗА – НА КОНВЕЙЕРЕлью 2110 в конс трукцию внес ено свыше 950 изменений, при чем принципиальных! Он новый и по интерьеру, и по экстерьеру, и по потребительским качествам в целом. А двери… Что двери? В мировой практике считается норма льным, ког да больша я часть узлов и дета лей унифицирована с предыдущей моделью. Кс тати, это еще и экономически выгодно. Но вы же сами заметили, что двери у «с емидесятой» подогнаны куда лучше, чем у «дес ятки»! Значит, тут – новое качество…«ПРИОРА» В ИСПОЛНЕНИИ «НОРМА»Подушка безопаснос ти водителя, передний под локотник, электроусилитель рулевого управ ления, регулируемая по высоте рулева я колонка, центральный замок с дистанционным управ лением, электропривод передних с теклоподъемников, а удиоподготовка, иммобилайзер, бортовой компьютер.Один из первых образцов хэтчбека ВАЗ-2172. Начало серийного производства – в феврале 2008-го.СУДЬБА ПРОЕКТА...В марте с конвейера АВ ТОВАЗа сошло чуть больше тыс ячи новых с еданов, план на апрель ку да более с ерьезный: 6,9 тыс. штук. А у же с ма я завод долж ен выйти на плановые показа тели – около 10 тыс яч ВАЗ-2170 ежемесячно. До лета параллельно б удут собира ть и «дес ятки», но у же в июле их производство прекратится полностью. Тог да же специа листы НТЦ соберут предпилотную партию из пяти хэтчбеков «Приора». Здесь у же в базе б удут кондиционер, АBS, подушка безопаснос ти пассажира, ремни с предна тяжителями. Старт с ерийного производс тва хэтчбека намечен на февраль 2008-го. Но это будет завтра, а пока первые седаны на чали пос тупать в продаж у. Как примет их наш, у же изба лованный потре битель? Конкурирова ть «Ладе» предс тоит с «Дэу-Нексия», «Р ено-Логан», «ШевролеЛанос», «Чери-Амулет», «ФИАТ-Албеа». Помимо близких (и относительно невысоких) цен, все эти машины роднит еще одно ка чество – вс е они теперь зем ляки, все производятся в СНГ. «Приора» пока б удет выпуска ться в единственном исполнении «норма» («люкс» с кондиционером, АBS, в торой подушкой и т.д. появитс я лишь вс ледующем году) и пос тупать к дилерам по цене 264 тыс. ру б. С учетом дилерской маржи (7%) установлена рекомендованна я розни чная стоимость с еданов – 282,5 тыс. ру б. (примерно 10,8 тыс. долл.). Но вс е ана литики предполагают, что первое врем я, на волне повышенного интереса к новой модели, дилеры пред ложат «Приору» по 290–300 тыс. руб., а то и больше. На то и законы рынка! Главное, чтобы с ростом выпуска новой модели цена не росла, а качество – улучшалось (или, точнее, не ух удшалось!). И тогда, возможно, «Приору» ждет успех. Во всяком случае, нам бы этого хотелось…Салон у 2170 полностью новый. По-моему, удобно! «Наша» «Приора» с серийным номером 663 выехала на заводской трек. Счастливого пути!30За рулем 05/2007