230
232
ТЕХНИКАКОРОБКА ПЕРЕДАЧ BMWШесть ступеней вверхИнженеров знаменитой фирмы всегда отличали элегантные и передовые технические решения. Старт БМВ-X5 второго поколения совпал с премьерой доработанной автоматической коробки передач. Чем она примечательна, рассказывает Денис Арутюнян.Гидромеханический «ав томат» БМВХ5 был и комфортным, и «скорострельным». Инж енеры обеща ли, что его модернизированный вариант станет еще быс трее и удобней. Действительно, как мы сами у бедились, переключения с тали мяг че и быс трее – езда благодаря этому комфортней (ЗР , 2007, № 2). Сегодня этот «ав томат» – едва ли не эталон среди подобных устройств. Все БМВ- Х5, независимо от мощнос ти двигателя, оснащают шес тиступенчатой автоматической коробкой переда ч, выпускаемой в дв ух вариантах. О дин расс читан на 650 Н . м шестицилиндрового дизеля или бензиновой V-образной «восьмер-ки», второй – на 400 Н . м, которые выдает шестицилиндровый бензиновый мотор объемом 3 л. Обе модификации позволяют переключаться вручную, а д ля любителей динами чной езды, разумеетс я, ес ть спортивная программа. В перв ую очередь с ерьезной переработке подвергли сис тему управ ления. Теперь она точнее реагиру ет на изменения положения педали газа, скрупулезно учитывает скорос ть ав томобиля, обороты двигателя и угол поворота руля. Без внимания электроники не ос тается даж е то, едет ли машина по ровной поверхнос ти, под уклон или в гору. Во имя экономии топлива при спокойной, неторопливой ездекоробка выберет наиболее высокую передачу, чтобы максима льно снизить обороты. Но г лавное: электроника обеспе чивает высокую точность переключений, не теряя времени, пропускает одну или несколько с тупеней, в том чис ле при переходе вниз. Серьезно модернизирована и «механика» агрег ата. Чтобы избеж ать проб ук-Передачи теперь переключают джойстиком. Очень похоже на компьютерную игру!230 За рулем 05/2007 КОРОБКА ПЕРЕДАЧ BMWНа правах рекламысовок, ведущих к потере мощности, коробку снабдили устройством, включающим два гасителя крутильных колебаний, отдаленно напоминающих демпферы на диске механического сцепления (см.рис.). Первый (его называют добавочным) существенно сглаживает неизбежные для любого, даже самого совершенного, «автомата» скачки нагрузки при переключении передач. Основной, так называемый турбинный гаситель жестко соединен с одноименным колесом гидротрансформатора. Он позволяет ездить с замкнутой муфтой при более низких, чем прежде, оборотах двигателя. Управляют коробкой с помощью электронного селектора – рычага, не имеющего механического контакта с «нутром» агрегата. Джойстик передает команды блоку управления коробкой через высокоскоростную CAN-шину. После каждого движения рычаг возвращается в исходное поло-жение. Режим парковки включают нажатием кнопки «Р» на рычаге, а отжав его влево, можно переключать передачи вручную. На приборной панели высветится соответствующий символ. БМВ-X5 с любыми моторами всегда отличала высокая динамика. Разработчики обещают, что с новой коробкой машина станет резвее, ведь время переключений сокращено вдвое. Правда, по официальным данным, лишь у версии с бензиновым 3-литровым двигателем время разгона до сотни уменьшилось с 8,3 до 8,1с. Показатели же версий с дизелем объемом 3л и 4,8-литровым, самым мощным в гамме бензиновым мотором, не улучшились. Но создатели модернизированной «шестиступки» правы: дело не только в числах. Ведь субъективные ощущения не менее, апорой более важны, нежели выигрыш вдесятые доли секунды. Не правда ли?Гасители крутильных колебаний коробки передач БМВ-Х5: 1 – кольцо первичного гасителя; 2–картер гидротрансформатора; 3 – турбинное колесо; 4 – насосное колесо; 5 – реактор гидротрансформатора; 6 – входной вал коробки передач; 7 – кольца вторичного гасителя.