138
139
140
141
ЭКОНОМИКАОБОЗРЕНИЕ АВТОКОМПОНЕНТЫСуета вокруг карданаПочему инос транные ав томобили в России собирают из привозных дета и как изменится ситуация в ближайшее время, выяснил Андрей Морозов. лейНАСЛЕДИЕ АВТОГИГАНТАСущественное расширение производс тва иномарок в России, наме ченное на ближайшие годы, зас тавляет задума ться о главном – г де бра ть комплектующие и компоненты для будущих машин? Современный ав томобиль сос тоит из многих тысяч деталей. И ес ли вс ередине прошлого века все узлы и агрег аты до последней гаечки и винтика с тремились изготавливать непосредс твенно на ав тозаводе или его филиалах (классический пример – ВАЗ), то в ХХI столетии большинство концернов применяют абсолютно друг ую схему. Детали будущих машин заказывают на стороне специализированным фирмам: такая экономи ческая с хема объективно выгоднее. Россия выну ждена была сохранять собственную систему поставок компонен-тов – ведь говорить о широком модельном ряде легковых ав томобилей не приходилось. Миллионные « тиражи» машин ВАЗа с формировали у смежников своего рода монокультуру производс тва. Ког да же оте чественному ав томобилю пришлось конкурировать с иномарками (а на самом деле – гораздо раньше), с тало очевидно, что комплектующие проигрывают ив качестве, и в цене. Добавим общее снижение выпуска отечественных легковых ав томобилей, а значит, сокращение заказов для местных изго-товителей комплектующих. Борясь за качество своей продукции, АВ ТОВАЗ заказывает часть деталей за рубежом, что приводит в уныние его традиционных смежников. Казалось бы, освободившихся от вазовских заказов пос тавщиков дета лей легко смогут загрузить работой новые автопредприятия – те, что уже пущены или будут построены в ближайшие годы. В этом-то и состоит г лавная проблема производителей компонентов: доля российских заказчиков сокращается, а инос транцы свои заказы размещать в России не торопятся!В прошлом веке все узлы и агрегаты рождались непосредственно на ав тозаводе, с егодня подав ляющее большинство концернов заказывают дета ли д ля б удущих машин сторонним компаниям.138 За рулем 05/2007 Требования основных российских и иностранных производителей к уровню качества продукции в 2007 году (на примере владимирского завода «Автоприбор», на апрель 2007 года), РРМ*минимум 50-процентной лока лизации. Пусть с троят «иномарки» в России из компонентов, выпущенных на российских предприятиях! Столь ж есткие ус ловия зас тавляют иностранные автоконцерны искать выход. По прогнозам экспертов, к 2010 году в России будут выпускать 2–2,2 млн. автомобилей. Зна чит, рынок компонентов б удет стоить, по разным оценкам, от 20 до 32 миллиардов долларов в год! Сог ласитесь – более чем серьезная сумма. Но отечественные предприятия, специализирующиеся на с толь необ ходимых иностранцам ав токомпонентах, с егодня нельзя назва ть с ерьезными игроками на рынке. По данным Минпромэнерго, лишь около 50 заводов из 2000 (!) соответс твуют американским, европейским и азиа тским стандартам ка чества. Российский «Форд» уже четыре года ищет здесь производителя надежных домкратов… и не может найти!ПРАВИТЕЛЬСТВО ВСТАЕТ НА ЗАЩИТУОсознавая, что российский ав топром постепенно приходит кс борке машин из привозных дета лей, правите льство в*РРМ – критерий качества, принятый во всем мире; означает допустимое число бракованных деталей на 1 млн. выпущенных изделийпрошлом году приняло пос тановления № 166 и 566, у точнив пере чень дета лей, которые можно ввозить вс трану по сниженным пошлинам. В него попа ли час ти двигателей и коробок передач, элементы тормозных сис тем, рулевого управ ления и т.д. Кроме того, ав топроизводителей обязали в те чение 5–7 лет добитьс я как«НАШИМ» ИНОМАРКАМ – «НАШИ» ЗАПЧАСТИУправляющий директор компании «Д женерал моторс СНГ» Уоррен Бра ун считает российский рынок уника льным: за пос ледние три года он вошел в пятерку крупнейших европейских авторынков, причем цены на авНа правах рекламыЗа рулем 05/2007 139 ЭКОНОМИКАОБОЗРЕНИЕ АВТОКОМПОНЕНТЫНа владимирском заводе «Автоприбор» делают комбинации приборов и датчики почти для всех российских автомобилей.томобили растут здесь одновременно с количеством продаваемых машин. По мнению г-на Бра уна, изготов лять ав токомпоненты вне России станет в дальнейшем невыгодно, а потому невозможно. К 2012 году, по расчетам ана литиков «Д жи-Эм», собираемые в России иномарки должны на 80% сос тоять из мес тных комплектующих. Кто раньше начнет работать в этом направ лении, тот и выиграет в конкурентной борьбе. Из крупных игроков рынка у же за явили о своих планах пос троить заводы в России канадская «Магна», японские «Д енсо», « Тойота Бошоку» и др. Вот и выход? Правда, с троить пока не начал никто…ПОКА НЕРЕНТАБЕЛЬНО«Ниссан» возводит под С анкт-Петербургом завод, планируя в первые годы (на чиная с 2008-го) б уквально все для будущих автомобилей везти из-за границы. «Мы столкнулись с очевидным недостатком качественных компонентов в России, – констатировал генеральный директор «Ниссан Мануфекчуринг РУС» Фудзио Хосака. – Но иностранные фирмы по выпуску комплектующих не спешат размещать заводы в России, пока малы объемы продаж; кроме того, они пос тоянно с талкиваются с бюрократическими проблемами».К 2010 году в России будут выпускать примерно 2–2,2 млн. автомобилей, а рынок компонентов для них оценивают от 20 до 32 м лрд. долларов в год!На правах рекламы140 За рулем 05/2007 ОБОЗРЕНИЕ АВТОКОМПОНЕНТЫсто так» отдава ть огромный рынок иностранцам. Хотя, по мнению многих, пос тановление правите льства о лока лизации производства в России у же с егодня у дарило по… своим. – Наш завод основан в 1932 году , мы поставляем продукцию практи чески всем отечественным производите лям ав томобилей, – рассказывает г енеральный директор владимирского «Автоприбора» Алексей Мельников. – Чтобы выполнять требования производителей, мы вынуждены закупать 54% дета лей для своих изделий за границей. О днако тамож енные льготы на нас, в отли чие от ав томобилестроителей, не распространяются! Словом, 2008-й обещает с тать определяющим вс тановлении сис темы производства современных компонентов в России. С ейчас в перв ую очередь от правительства зависит, кто будет через несколько лет править ба л на этом рынке – иностранные компании или российские. Мы, со своей стороны, не ратуем за тепличные условия д ля «класси ческих» российских предприятий – они должны быть, как минимум, равными д ля вс ех. О т этого выиграют все, особенно ес ли помнить, что с егодня в отрасли работают сотни тысяч наших сограждан…На правах рекламыПо данным Минпромэнерго, в России лишь около 50 заводов комплектующих из 2000 соответс твуют мировым стандартам качества.Оставим пока вс тороне тему чиновничьего беспредела, но один только «Ниссан» собирается делать 50 тыс. ав томобилей в год. – А рентабельным производс тво с тановится, по разным оценкам, при объемах заказов от 150 до 200 тыс яч, – раскрывает сложную экономи ческую формулу г енеральный директор корпорации «Аэрокосмическое обору дование» С ергей Бодрунов. Ранее обслуживавшая космические и авиационные предприятия, эта корпорация ныне решается на «вторжение» на рынок автокомплектующих. Один из способов разорва ть замкнутый круг – кооперация производите лей. Но в России до нынешнего года и эта, весьма распрос траненная в мире с хема фактически не работа ла. За пос ледние годы в стране запущено полтора десятка небольших производс тв: «Бош», «Д жонсон Контрол», «Маньети Марелли», «Д елфай», «С тадко». Но, как ни парадокса льно, обслуживают они не новые заводы по выпуску иномарок, а оте чественные предприятия – АВТОВАЗ, ГАЗ, КамАЗ, «Северсталь-Авто», вытесняя с рынка и без того «обиж енных» мес тных производителей. Директор по закупкам «Группы ГАЗ» Кирилл Корнеев привел такие цифры: ес ли в 2006 году его предприятия приобрели импортных комплектующих на 240 млн. долларов, то у же к 2008 году этот показатель вырастет почти в 10 раз – до 2м лрд. долларов! «Мы заинтересованы в появ лении современных производителей ав токомплектующих в России не меньше наших западных конкурентов, – сказал К.Корнеев. – Причем ГАЗ не только готов взять на с ебя часть рисков по инвес тированию собс твенных средств в такие производс тва, но и унифицировать заказываемые узлы и агрегаты».РУССКИЕ НЕ СДАЮТСЯ!«Классические» российские заводы ав токомпонентов тож е не намерены «за про-За рулем 05/2007 141