292
293
294
КЛУБПУТЕШЕСТВИЕ БОЛИВИЯСоляная пустыня по-боливийски.В путь без дорогиС дорогами в этой небольшой южноамериканской стране очень туго; впрочем, далеко не всех туристов это останавливает. В Боливии побывал Владимир Правоторов.«Вам понравилась Боливия, сеньор? » – спрашивает меня таксист по дорог ев аэропорт. «Очень! – с готовнос тью отвечаю я. – Великолепна яс трана, удивительная природа, да и люди симпа тичные... О днако про дороги ни чего хорошего, пожалуй, сказа ть не мог у». «О да, с еньор. Это дейс твительно «биг проблем». Но наш президент скоро с этим разберется!» Пока, видимо, президент Боливии только в начале этого пути, потому что с дорог ами тут ой как плохо… Но пейзажи! Почти в самом с ердце Анд, на высоте около 4 тыс яч метров простирается обширное плато Альтиплано, большая часть которого располаг ается на территории Боливии. Вулканы, возвышающиеся над плато, создают поистине неземной пейзаж. Но есть и обратная сторона этого великолепия – именно природа яв ляется г лавным виновником у жасающего состояния дорог. Кру той горный серпантин и разливающиес яв сезон дож дей реки и озера делают любое пу тешествие по Боливии экстремальным. В с тране много японских машин, однако вс е они – с левым рулем. Мес тные уме льцы сами перекидывают рули, причем иног да приборна я доска так и остается справа.Горная тундра.Ла-Пас – огромный город, раскинувшийся в горной котловине, будто в чаше. Особенно красиво это выг лядит ночью, ког да с четырех с торон весь город в огнях, как бы поднимающихся к неб у. Движ ение, как и во многих южноамериканских городах, своей интенсивностью ис уетливостью напоминает московское. К этому добавьте еще невообразимый шум, издаваемый беспрестанно сигна лящими водителями и автобусными зазывалами. Ос тановок общес твенного транспорта здесь не с уществует – любой прохожий мож ет стать пассажиром, просто махнув рукой проезж ающему авОчередной «марсианский» пейзаж.тобусу. Да леко не на вс ех перекрестках ес ть светофоры, и в такой ситу ации дейс твует четкое правило – первым проезжает тот, кто раньше посигналил. Невероятно, но за всю поездку мы ни одной аварии не увидели. Чем дальше на юг от Ла-Паса, тем острее ситуация с дорогами. В этой час ти страны располагается несколько национальных парков с необыкновенно красивой природой. Но Альтиплано здесь приобретает совсем плоский рельеф, и в сезон дож дей (в который мы как раз попали) вода становится неуправ ляемой. Ас фальтированных дорог в этих кра ях никогда не с троили, поэтому задача дос тичь не большого городка Уюни, отку да на чинаются все туристические марш-292 За рулем 05/2007 руты на д жипах, не относитс як тривиальным. Д ля этого ту т используют ав тобусы с очень высокой подвеской и дополнительной защитой днища. Из Уюни каждый день стартует примерно 20 д жипов с туристами. За три дня они проделывают около 600 км по каменистым и пес чаным пус тыням Альтиплано и почти дос тигают границы Чили. Зимой (в Южном полушарии – летом) купить такой тур вмес те с водителем и поваром очень просто и недорого: д жип на шес ть человек обойдетс яв 350–400 долларов, включа я трехразовое питание и две ночевки. Нам достался отличный вариант – « Тойота-Ленд Крузер 100» примерно 1990–1992 гг. выпуска. О тличный ав томобиль, будто для таких маршрутов и созданный. Кроме нас (пятерых), водителя и довольно крупной поварихи, в него поместились вс е наши огромные рюкзаки, запас провизии на три дня и еще вс якая мелочь. Не успели мы хоть немного привыкнуть к тряске по боливийскому бездорожью, как она прекратилась, и д жип въеха лв море... Да, именно так сна ча-ла и показа лось – за окном во все с тороны прос тиралась с ерая вода с не ясными очертаниями гор на горизонте. Это – Салар де Уюни, соляная пустыня под тонким слоем воды сантиметров 20–30. Ездить по ней одно у довольствие, но еще приятнее ходить босиком – вода довольно прили чно нагревается. Посреди этого великолепия стоит небольшое сооружение, полнос тью с деланное из соли, – это отель, где можно перекусить и переночевать. Но мы заночева ли немного дальше – в небольшом и совершенно безлюдном шах терском пос елке. Добывают в Боливии в основном олово ис еребро. Ког да-то эти разработки служили основой бог атства и мог ущества Боливии. Но на рубеже XIX–X X веков в ходе ряда войн с Перу , Чили и Аргентиной Боливия потеряла значительную часть своей территории, в том числе стратегически важный выход к Тихому океану. Основные шах ты остались на территории Боливии, но с тали довольно быс тро истощаться. Сегодня объемы добычи незна чительны и продолжают пада ть – поэтому в стране, где издавна очень мно-Нечто священное.Местная Шамбала.Снова Марс…За рулем 05/2007 293 КЛУБПУТЕШЕСТВИЕ БОЛИВИЯТо ли камень, то ли дерево – эрозия в общем.Колесо мы все-таки пробили… «Музей» железнодорожного транспорта.го шахтеров, то и дело вспыхивают беспорядки, а общая экономическая ситу ация ос тавляет желать лучшего. Следующие два дня пейзажи с тремительно менялись, и каждый был у дивительнее предыдущего. То с уровая горная кус тарниковая тундра, то огромные камни, которым физические и хими ческие процессы прида ли при чудливые очертания, то разноцветные (белые, зеленые, розовые) озера с большими стаями фламинго. А вокруг в улканы, в улканы… Ав томобиль то и дело нырял по самый борт в небольшие горные ре чушки ис честью из них выходил. Прав-да, после одной из таких переправ мы вдруг ос тановились: оказалось, пробито переднее колесо. Мы заку тались получше (ветер на этих высотах довольно холодный) и приготовились к долгому ожиданию. Но – никог да еще мне не приходилось видеть такой быс трой замены колеса! На пару с поварихой водитель справился с этим мину ты за три. Надо было включить секундомер… Путь обратно из Уюни в ЛаПас решили проделать на поезде, так как воспоминания о переезде на «тюнингованном» автобусе ос тались не самые приятные. Но никог да не знаешь, где найдешь, а г де потеряешь.Во-первых, поезд опозда л на 9 часов! Во-вторых, примерно на полпути одним из многочисленных временных водотоков размыло железнодорожное по-Размыло дорогу? Здесь к этому привыкли – никто не возмущается.лотно. Локомотив проеха ть успел, а вагоны пришлось отцепить. И з ближ айшего городка привезли несколько с тарых шпал, из которых проводники соорудили некое подобие опоры д ля ре льсов. Друг ая час ть железнодорожных с лужащих в это время строила плотину. Судя по безм ятежному нас троению мес тных пассажиров, такое приключение здесь в порядке вещей. Наверное, вс е эти дорожные мытарс тва, что мы пережили – цветочки по сравнению с тем, с чем можно столкнуться на с евере Боливии. Ведь там проходит вс емирно извес тная «Дорога смерти» – у зенький горный с ерпантин без какихлибо ограждений и всего с одной полосой движ ения. Е жегодно в пропас ть падают несколько дес ятков ав томобилей, в том чис ле автобусов, но жажда испыта ть экс тремальные ощущения притягивает сюда все больше и больше туристов. Что ж, мож ет быть, в следующий раз...294 За рулем 05/2007