216
РЕМОНТ И СЕРВИСДОВОДИМ CHEVROLET NIVAВибропортретО том, как можно уменьшить шумнос ть «Шеви-Нивы», рассказывает Геннадий Емелькин.«Нива» и «Шеви-Нива» – ав томобили шумные. Ис точников вибраций у них немало: коробка переда ч, разда точная коробка, передний и задний ведущие мос ты с редукторами, три соединительных карданных вала. Одни вибрации зарождаются в самих агрегатах. Например, из-за технологи ческих отклонений при нарезке зубьев, рас точке корпусов и т.п. коробка переда чи редуктор, как их тщательно ни собирай, б удут шумными. Свою лепту в общую картину вносит и двиг атель, работа которого сопровождается свойственными уже ему видами колебаний. При современном уровне на уки и технологий эти вибрации можно расс читать заранее и свести к разумному минимуму. Но есть в ав томобиле такие виды вибраций, которые вызваны взаимным перемещением св язанных меж ду собой агрегатов. Например, разда точной коробки и редуктора ведущего мос та, соединенных обычным карданным ва лом. При такой с хеме трансмиссии эти вибрации «победить» тру дно – сам карданный ва лс шарнирами неравных уг ловых скоростей (крес товинами) это исключает. Если ведущий и ведомый ва лы св язаны таким шарниром, их уг ловые скорос ти одинаковы лишь в одном с лучае – ког да ва лы соосны. А на автомобиле этого практи чески не бывает. Ког да оси ва лов пересекаются, первый может вращаться равномерно, а в торой неравномерно – с кру тильны-Карданный вал компании «ДК-Техно» интересен тем, что один из шарниров заменен эластичной муфтой, передающей рабочий крутящий момент, но гасящей колебательные процессы. Рядом обычный вал.Передний вал нашей «Шеви-Нивы» – у же с эластичной муфтой. Вибрационный «портрет» автомобиля существенно изменился к лучшему: шумы, связанные с вибрациями трансмиссии, с тали слабей.ми коле баниями. Чтобы ос лабить этот эффект, меж ду ведущим и ведомым ва лом с тавят еще один, промеж уточный – с двумя крес товинами. Теперь ведомый вал колеблется в противофазе с промежуточным – а это значит, что он мож ет вращаться равномерно, как ведущий. Но лишь при ус ловии, что оси ведущего и ведомого валов параллельны. Это чаще вс его невыполнимо. На неровной дороге ведущие мос ты с редукторами перемещаютс я относительно кузова, поэтому неизбежны некоторая неравномерность работы трансмиссии и вибрации. «Шеви-Нива» тож е не предел совершенс тва. Взять, к примеру, редакционную: кое-какие черты предшественниц она унаследовала. Во-первых, это довольно неприятна я дрожь при 55–60 км/ч. С ростом скорос ти она как б удто сглаживается, но при 115–120 км/ч вновь нарас тает. Во-в торых, при переключении передач, при переходе от разгона к торможению двиг ателем ощутимы неприятные толчки в трансмиссии. В-третьих, к пробегу примерно 25 тыс. км с тало капризни чать сцепление – при включении «дробит» (не исключено, что покоробилась диафрагменная пру жина, такое бывает довольно час то). Так хотелось избавитьс я от этих «тараканов»! В продаж е появились кар-данные ва лы московской компании «ДК- Техно». О дин из ж естких карданных шарниров заменен элас тичной му фтой. Замысел конс трукторов понятен. Муфта должна не только заменить «крес товину», позволяя передавать кру тящий момент при перес екающихся ос ях валов, но еще и сг лаживать многие виды вибраций, включа я случайные или выну жденные толчки иу дары. Важно, чтобы резина при этом работа ла, воспринимала соответс твующие переменные нагрузки, что в эластичной му фте, собс твенно, и проис ходит – она «отзывается» на самые разные колебания. На «Шеви-Ниве» мы пос тавили передний карданный ва л от «ДК-Техно». Результат положительный. При включении сцепления «дробь» едва заметна. Уровень вибраций при скорости 60 км/ч невелик – теперь резонанс вроде с двинулся к более высоким час тотам, на скорость 80–85 км/ч. Но му фта и этот резонанс ос лабила, он уже не пугает назойливой дрожью. Любопытно, что в торой резонанс, при 115–120 км/ч, остался, по нашим ощущениям, на этих же скорос тях, но тож е основательно сглажен. Наконец, переход от разгона к тормож ению двиг ателем стал на у дивление мягким. Весьма кстати – а то ведь на ладонях, привыкших с удорожно сжимать «б ублик», у же давно мозоли!216 За рулем 05/2007