256
257
258
БЕЗОПАСНОСТЬТЕХОСМОТР КУЗОВБазовый элементКузов несет не только узлы и агрегаты, но и немалую долю ответственности за безопасность движения. О требованиях к нему при техосмотре рассказывает Евг ений Борисенков. Фото: Георгий Садков.256 За рулем 06/2007 Несмотря на всю важнос ть вопроса, изгибать, сжимать или скручивать кузов на техосмотре никто не станет – большую часть проверок контролер сделает, что называется, на глаз. Но нам с вами от этого не лег че – готовиться предстоит достаточно серьезно.Желающих заменить кузов нынче немного – ручной труд обходится слишком дорого.ПО ОДЕЖКЕК внешнему облику транспортного средства с тандарт довольно терпим. Сог ласитесь, требование не эксплу атировать автомобиль с вм ятинами и разрушениями, нарушающими внешние очертания и узнаваемость (!) модели, тру дно призна ть чрезмерными. А запрет на езду с бампером, у которого радиус кривизны выс тупающих наружу частей вследствие деформации с тал менее 5 мм, на этом фоне выглядит с ущим пус тяком (исключение – бампер из немета ллических элас тичных материалов). Правда, существуют еще и неписаные правила, которые в ав томобильном обществе рекоменду ется соблюда ть. Взять элементарные нормы гигиены. Неухоженная, грязна я машина в техни ческом плане вроде бы неопасна, однако, похоже, в ладелец вс еже чувс твует дискомфорт, компенсируя ущербнос ть агрессивной, грубой ездой. Столь же безвредна коррозия ( даже сквозная) декоративных панелей кузова – крыльев, дверей, кромок баг ажника и капота… Но г де г арантия, что нерадивый хозяин содержит в исправнос ти вс е остальное, включа я рулевое управ ление и тормоза? Вс тречают-то по одежке, предпочитая держ аться на безопасном расстоянии. Избежать такой участи довольно легко – в любом магазине полно и косметики, и антикоров. А выкроить пару выходных на благое дело при ж елании – не проблема.СОПРОТИВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВНо есть и вполне реальная опасность – нарушение прочнос ти силового каркаса кузова. Причин три: ус талость металла, коррозия и механические повреждения. Первая – с ледствие конс труктивных прос четов либо неправильной эксплу атации. Дело в том, что в движ ении кузов постоянно упруго де формируется – проще говоря, «дышит». И ког да коли чество циклов или величина прилож енных сил (а чаще и то, и другое) превышают расчетные, кузов теряет на чальную форму, а в дета лях появляются трещины. Вс е это отли чно извес т-За рулем 06/2007 257 БЕЗОПАСНОСТЬТЕХОСМОТР КУЗОВНанесение специальной цветографической окраски требует особого разрешения.Потеряв статус несущего кузов рамного вездехода превратился в простую запчасть.Состояние кузова косвенно характеризует отношение владельца к окружающим: «Моя территория – мои правила!». На исправном автомобиле и внутренняя, и наружная части замка должны присутствовать.но в ладельцам класси ческих «жиг улей» – пос ле ра ллийной езды по прос елку у машины необра тимо уходил с ход-развал, а кронштейн тяги Панара ( так называемый «домик») трескался и на гладком асфальте. В плане безопаснос ти куда хуже последнее – трещины чрева ты мгновенными разрушениями. Так что при любом удобном случае стоит тщательно осматривать кузов, тем более что обнаруженный разрыв можно ус транить сваркой и усиливающими накладками. Коррозия точит металл медленно, но верно. Если процесс зашел далеко, дело сводится к замене сгнивших деталей. Косметический ремонт с использованием пластилина ис теклоткани здесь бесполезен – против сопрома та не попрешь! Не с тоит впадать ив друг ую крайнос ть, вваривая в ис тлевший порог тру бу или кусок трамвайного рельса. С лучись что – долю энергии, приходящуюся на такой элемент, пог лощать придетс я собс твенным телом! Механические (аварийные) повреждения нес ущих элементов ни чего хорошего тоже не с улят. Стоит, скажем, слегка «уйти» хотя бы одному лонж ерону, и автомобиль мож ет навс егда потерять былую ус тойчивость. А ужо прочнос ти деформированной дета ли и говорить нечего! Ведь недаром в некоторых благополучных с транах такие машины не чинят, а свозят на сва лку. Но какой же россиянин выбросит ну жную в хозяйс тве вещь! Благо металл – материал податливый, г лавное – найти подход ящую точку опоры. Увы, превращение у тиля в конфетку дело неблагодарное. В любом современном авто непременно есть зона безопасности: деформируясь с трого определенным образом, она пог лощает большую час ть энергии у дара, отвод я опасность от с едоков. Так вот, д ля повторного использования помятые детали не год ятся! Что уж говорить об экземплярах ручной работы, сваренных из ос танков менее у дачливых собра тьев. Ва ятеля, как правило, не волну ет функциональность – было б красиво! Любоваться результа том придетс я недолго, в лучшем с лучае – до первой аварии. Стандарт в этой части тоже скуп, зато всеобъемлющ: не допускаютс я «коррозия либо трещины и разрушения с тоек кузова, нарушающие их прочнос ть», а также «грозящие разрушением гру быеповреждения и трещины или разрушения лонжеронов и поперечин рамы, щек кронштейнов подвески». О тдельный запрет на ложен на «ненадежное крепление амортиза торов вс ледствие сквозной коррозии мес т или дета лей крепления».ПУЩЕ НЕВОЛИСтремление к совершенс тву – одна из движущих сил развития челове чества. Популярный объект самовыражения частника – собс твенный автомобиль. Благо он вс егда на виду. Не забыта и проблема повышения безопаснос ти. Кое-кто берет на воору жение распрос траненную в среде нас екомых мимикрию – уподобив свое транспортное средс тво технике одной из спецс лужб, можно обезопасить себя от дорожных наха лов (кто ж захочет связыва ться с федералом!). Ну а заодно и повысить ли чную «пропускную способность». Дело нехитрое, но рискованное. В соответс твии с п. 4.7.24 Г ОСТ «Обору дование… специальными световыми и (или) зв уковыми сигнальными приборами, нанес ение специальной цветографи ческой окраски… без соответс твующего разрешения не допускается». Иные не мыс лят активной безопасности без массивного «кенг урятника». Нынче положен конец и такой че ловеконенавистнической практике. Теперь «оборудование АТС не предусмотренными изготовителем… дополнительными защитными ус тройствами перед передним бампером, не покрытыми эластичными ма териалами, не допускается». Не знаю, кому в голову пришло оснастить неприспособленный ав томобиль подушками безопаснос ти, но, видимо, случаи были. Ина че отку да взялось в стандарте запрещение ус тановки «надувных защитных систем, не предусмотренных эксплу атационной документацией»? Когда про ав то говорят «дом на колесах», имеют в виду не размер, а уют, комфорт и безопасность. Так вот, кузов – пол, с тены и крыша этого дома. Берегите его! При подготовке ма териала использованы: ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средс тва. Требования безопасности к техническому сос тоянию и методы проверки» (с изменениями от 28.03.2006 № 47-ст).258 За рулем 06/2007