214
215
РЕМОНТ И СЕРВИСМАСТЕРСКАЯ ВОСКРЕШЕНИЕ «ФОКУСА»Бензин-убийцаРадость обладания новой иномаркой порой сменяется полосой технических и финансовых проблем. Одну из таких историй поведал Анатолий Вайсман.Летом 2006 года мой давний знакомый приобрел новый «Фокус» с двиг ателем 1,6 л. Первые 6000 км машина работа ла прекрасно. Топливо хозяин покупа л вс егда на одной и той же АЗС. Но однажды Дима был вынужден залить в почти пус той бак 18 л бензина на другой с толичной с танции. У же через полторас та километров мотор както сдал. А утром из «ракушки» машину выталкивали руками – не завелась. Расстроенный хозяин позвонил в дилерский центр «Форд», который и дос тавил ав то на эваку аторе в один из своих филиалов. Там замерили компрессию – и вынесли вердикт: «Закоксова лись поршневые кольца, а это вина в ладельца – ездил на плохом бензине!». Потряс енный «виновник» понял, что его дурят – ну как можно угробить двигатель двумя ведрами бензина! А когда сердобольный слесарь тихонько пообеща л вс е исправить за 300 у.е., хозяин решил, что мотор имеет какой-то дефект, о котором знает фирма, но вину хочет свалить на него. «Фокус» отправили в центральный дилерский центр, и в ладелец попросил меня выступить в качестве специалиста. Дело с ерьезное. В назна ченное время вокруг многострадальной машины собра лся консилиум: начальник производс тва, инженер по гарантии, мастер моторного цеха, хозяин авто, слесари и ваш покорный слуга. Работа комиссии на чалась с пов торной проверки компрессии. У вы, все подтвердилось. С такими показателями – от 4 до 5 кгс/см 2 – мотор не заведетс я. Представители фирмы единодушно за явили: «Поверьте опыту – это бензин! Хозяин неудачно заправился, ему и отве чать». Но я не спешил сог лашаться – опять- таки исходя из опыта. Заглянул в корпус воздушного фильтра: мас ла полным-полно. Но – первозданно чис того. Под клапаннойкрышкой – та же картина. Никаких следов смолистых отложений. Но факты упрямая вещь: компрессии-то нет! Сняли головку блока и расс ухарили впускные клапаны. Они не погнуты и следов смолы на стержнях нет. Капнули моющей жидкос тью на вну треннюю с торону тарелки – заметного рас творения нагара не дож дались, лишь корка немного приподнялась. На фокусы с мас лом не похоже. Осмотрели камеры сгорания: в них слой какого-то необычного, не шершавого, а скорей напоминающего лак, наг ара. Такой же на днищах поршней – твердый, прочный. Но я еще стоял на своем – в моей практике кольца закоксовыва лись только из-за масла. «Фордовцы» же пеняли на топливо. А как быть хозяину? Ведь для него вырисовыва лась весьма неприятная перспектива. Этот мотор – из тех «одноразовых», о которых мы у же рассказывали (ЗР, 2006, № 9). Мои коллеги с «Форда» сообщили, что традиционные виды ремонта д ля него не предусмотрены – о расточке и тому подобном, мол, забудьте. Мотор надо менять. На х удой конец, можно заменить «неделимый» комплект деталей: блок цилиндров, коленва л, поршни, кольца, шатуны. Обойдется это в 140 тысяч рублей. Представьте чувства владельца! После краткого «совета в Филях» решили: отдаем двигатель в ремонт другой фирме, которая на этом специа лизируется, – г лядишь, на нейтра льной территории картина прояснится. Примечательно, что «фордовцы», у же отказав клиенту вг арантии, согласились полнос тью разобра ть мотор в прис утствии предс тавителя дилерского центра – и если окажется, что причина повреждений вс еже не эксплу атационная, а техническая, то дилерский центр вс е издержки возьмет на с ебя – ина че говоря, выполнит свои г арантийные обязательст-ва. Признайтесь, час то о таком с лыхали? Кстати, роль предс тавителя-наблюдателя возложили на уже упомянутого начальника производства. Дальнейшее – дело техники: мотор разбирают мас тера «Хонс ервиса» в с трогом соответствии с технологией. Вот вынули поршни. Кольца намертво закоксованы – нагар твердый и прочный, почти не поддающийся очистке и мойке. Никогда я не видел такого по вине масла! К том уже машина на нем у же нема лоПримерно так же выглядели и другие камеры сгорания. Наг ар даж е на ощупь необычен – он не рых лый, скорей напоминае т прочный и твердый, хотя и неровный, лак.На днищах поршней такого же вида нагар, как в камерах сгорания. Некоторая неравномерность слоя связана с особенностями продувки камеры сгорания и цилиндра.214 За рулем 06/2007 Боковая поверхность поршня в зоне компрессионных и маслосъемного колец. Последние закоксовались так, что демонтировать их, не повредив, специалисты сочли невозможным.прошла и работала отлично – тогда почему кольца неожиданно «залегли» впоследней поездке? Все понятно! Правы «фордовцы»: всему виной топливо. Век живи – век учись. Дмитрию еще крупно пофартило: цилиндры оказались в отличном состоянии, поршни – после демонтажа погибших колец и чистки – тоже. Осталась одна проблема – где взять новые кольца, если их «по определению» взять негде? В «Хонсервисе» подходящие коль-ца найти сумели – но назовем это местным «ноу-хау»! Конечно, попав на специализированную фирму, владелец «Фокуса» понял, что этой ситуацией стоит воспользоваться по максимуму – и описанным ремонтом не ограничился. По его просьбе – ведь двигатель все равно разобран! – заменили маслоотражательные колпачки, выполнили кое-какие дополнительные работы. Хозяина можно понять: зачем же впоследствии терзаться тем, что поскупился, сделал для своей машины не все, что следовало, а в итоге расплачиваешься за повышенный угар масла, снижение компрессии и т.п.? В то же время, если ремонт выполнен с высоким качеством, мотор станет как новый и работать будет отлично, а на такое дополнительных расходов не жалко. Кстати, с учетом весомого объема выполненных работ с ручной доводкой, потраченных запчастей и материалов владельцу пришлось заплатить около 50 тысяч рублей – примерно в пять раз меньше, чем стоила бы замена двигателя на новый. Итак, наш герой немало сэкономил. Ну а гарантия? Увы, с ней пришлось распрощаться. Воистину никто не знает, что ждет его после очередной заправки.НЕМНОГО ТЕОРИИ Напомним читателям, что низкосортным топливом и маслом в самом деле можно повредить двигатель. Например, встреча поршней склапанами возможна не только из-за обрыва ремня ГРМ или превышения допустимых оборотов, но и вслучае, когда клапаны «зависают» из-за вязких смолистых отложений на их стержнях. Как правило, вэтом виновато «левое» топливо, что в наши дни, к сожалению, не редкость. Другая беда – закоксованные поршневые кольца: прихваченные нагаром, они практически не уплотняют поршни в цилиндрах. Компрессия падает настолько, что мотор может вообще не завестись. Обычная причина – применение некачественного масла. Некоторые читатели наверняка помнят былые опыты «экономных» автомобилистов, применявших «камазовское масло». Польза от этого была единственной: несчастье прибавляло ума.На правах рекламыЗа рулем 06/2007 215