294
295
296
РЕТРОИСТОРИЯ МАРКИ RELIANTЧисто английская машинаСе р ге йКанунниковОтакой рекламе наверняка ме чтали и мечтают многие! Фото этих автомобилей бесплатно печатали на страницах светской хроники многие газеты и журналы мира. Неудивительно: на «рилайентах» ездили дети королевы Великобритании Эдвард и Анна и даж е большой поклонник породистых авто – с упруг главы гос ударства принц Филипп. Очевидно, это был один из факторов, которым британская фирма обязана небыва лым успехом конца 1960- х – на чала 1970-х. Завод едва успева л собирать заказанные дилерами машины. Правда, золотые годы компании, да и вс его британского ав томобилестроения уже заканчивались... А начались они д ля фирмы «Рилайент» в 1962-м – сорок пять лет назад. В те годы в Британии выпускали немало спортивных автомобилей, популярных и за преде лами туманного Альбиона: «Триумф», MG, «Санбим». Компания «Рилайент» была да лека от этого мира: с 1933-го делала трехколесныеразвозные ф ургоны. В 1956-м фирма освоила самый передовой на тот момент ма териал – стеклопластик, но концептуально трехколесные «рилайенты» не изменились. Революционную роль в истории компании сыгра л представитель... израильского автопрома Ицхак Шубински. Глава «Ау токар лимитед оф Х айфа» на Лондонском мотор-шоу 1960-го иска л партнеров для создания спортивного автомобиля. Завод вХ айфе с 1957 года выпускал автомобили «С ейбр» (сабля) с 40-сильным мотором британского «Форда». Под этим же названием у же к марту 1961-го – всего через 12 мес яцев – Шубински хотел видеть машину со с теклопластиковым кузовом. Именно интерес к пла-Нью-Йоркское мотор-шоу 1961 года, стенд израильской компании «Хайфа». В центре – спортивный «Сейбр», слева – седан «Кармель», сзади – универсал «Суссита».стику привел его к руководс тву «Рилайент». А весну 1961-го он наметил не с лучайно: с новинкой предс тояло выйти ни много ни ма ло на Нью-Йоркское мотор-шоу!«Рилайент-Сейбр 6» достигал 96 км/ч примерно за 12,2 си развивал около 176 км/ч. Д ля начала 1960-х – очень недурно.294 За рулем 06/2007 «Рилайент» и а телье «Ог л», проектировавшее ку зов, выполнили задачу в срок. Однако низенький родс тер с 57-сильным мотором «Форд» красотой не блис тал – с делан был явно в спешке. Р асчет Шу бински, что израильской маркой заинтересуются в перв ую очередь американские евреи, не оправдался. Д а что там: даж ев Израиле машины продавались в яло. Спортивных ав томобилей (первых в стране, гласила реклама) с делали вс его 45, пос ле чего за тею забросили. Правда, с теклопластиковую технологию использова ли еще несколько лет, выпуска я страшноватые машины под маркой «Х айфа». Продава лись они плохо, а ког да по с тране пошли слухи, что ма териал, из которого с делан ку зов... охотно ж уют верблюды, и вовс е стали героями анекдотов. Итак, спортивный ав томобиль умер, так толком и не родившись. Но не пропада ть же трудам, решило руководс тво «Рилайента», и в на чале 1962го фирма вышла с «С ейбром» на родной рынок. У вы, рядом с именитыми, элег антными и более быс трыми MG и «триу мфами» машина не смотрелась. Даже версия с 6-цилиндровым 2,5-литровым мотором от «Форда-Зодиак» и модернизированной подвеской, появив-шись в октябре 1963-го, не изменила ситу ацию. До 1965-го продали лишь 55 четырехцилиндровых и 77 шес тицилиндровых машин. Но на фирме уже «завелись» – решили показа ть машины в ра лли. Особых успехов не снискали, но имя, действительно, с делалось извес тным и за пределами Британии. Интересно, что в 1964-м, участвуя в ра лли Монте-Карло (по тогдашним правилам на чать гонку можно было из разных точек Европы) экипаж «Рилайента» стартовал из Минска. В 1964-м вмес то не с лишком удачного «Сейбра» стартовал «Рилайент-Симитер» ( ятаган). Машина, созданная вновь с ателье «Огл», стала не в пример симпа тичней предшес твенника, к тому же облада ла действительно спортивной динамикой. На прототипе с тоял даже мотор V8, но д ля с ерии остановились на «шес терке» мощностью 120 л.с. с тремя карбюраторами. Ав томобиль развивал более 190 км/ч, при этом был четырехмес тным, с вместительным баг ажником. Построив 66 машин, изменили подвеску, поскольку управляемость раскритикова ли ж урналисты «Автокара». После этого продажи пошли очень неплохо. Успех подогре ла версия 1966 года с более современным 130-сильным V6. С сентяб-Футуристический универсал с кузовом «Огл» – «Симитер GTE». На таком автомобиле ездил супруг британской королевы.ря 1967-го пара ллельно де лали и более экономи чную 2,5литровую модификацию. В 1965-м произошло событие, заметно пов лиявшее наОдно из первых купе «Симитер» с 6-цилиндровым 120-сильным мотором «Форд».судьбу фирмы: мас терская «Огл» спроектирова ла, а фирма «Рилайент» изготовила особую версию д ля его Высочес тва герцога Эдинбургского – супруга королевы. Владе льцу «Роллс-Ройса» и «Лагонды» сделали «Симитер» с оригинальным трех дверным кузовом – универса лс огромными панорамными с теклами. Вскоре версию, названную GTE (Gran Tourism Estate), показа ли на Лондонском мотор-шоу , но серийной она с тала лишь в 1968-м. Машина с 3- литровым мотором покоряла смелыми для в торой половины 1960- х новинками. Например, обогреваемым было не только заднее, но и ветровое с текло! Раздельное заднее сиденье складывалось по час тям. Запаску разместили под капотом, с делав баг ажник очень вмес тительным. На задней двери с тоЗа рулем 06/2007 295 РЕТРОИСТОРИЯ МАРКИ RELIANTПоследний спортивный «Рилайент» модели SS1 красотой не блис тал. Но – из песни с лова не выкинешь.«Рилайент-Симитер GTC» достигал почти 185 км/ч и разгонялс я до 100 км за 9,7 с.ял с теклоочиститель. К концу 1969-го прода ли у же 740 машин, в 1970-м – около 1000. Фирма отказа лась от выпуска купе – спрос на спортивные универсалы был гораздо выше. Еще одну машину , теперь уже с ерийную (с такой- то «путевкой в жизнь»!), дали на пробу королевскому двору. На рождество 1970-го «РилайентСимитер GTE» получила в подарок принцесса Анна. Г азеты, не об ходящие с тороной светские новос ти, коне чно ж е, об этом рассказали. Любопытно, что компания не перес тала дела ть трехко-лесные машинки, но отныне ее больше зна ли по спорт... универсалам. В 1971-м модернизировали тормоза и рулевое управление. В 1975-м в очередной раз усовершенс твованный «Симитер» вновь достался принцесс е Анне. Но на дворе был экономи ческий кризис, спрос на быс трые дорогие ав томобили пада л. Чтобы подогреть его, создали кабриолет «Симитер GT C». На него, как и на версию GTE, с тавили новый «фордовский» мотор объемом 2,8 л. Кабриолет приобрел младший сын королевы Эдвард. Но с делал это, скорее,из уважения к фирме, по «с тарой памяти» – популярнос ть «рилайентов» резко снизилась. Из 442 выпущенных кабриолетов многие долго с тояли непроданными. В 1982-м созда ли прототип с оригина льным кузовом работы «Бертоне» и 3,5- литровым «Ровер» V8. Но освоить его в производс тве не решились, а выпуск спортивных GTE и GTC жизнь вынудила остановить. Универса лов к тому времени пос троили более 9500 – очень нема ло, учитыва я цену и полукустарную технологию производства кузова.Знаменитый «Рилайент-Симитер GTE» – любимец британской бог емы после модернизации начала 1970-х.Фирму еще кормили трехколесные машины. А новый спортивный ав томобиль SS1 появился лишь через два года – в 1984-м. Родс тер с модным тогда клиновидным силуэтом выглядел наскоро склеенной самоделкой. Тем не менее за два года прода ли около 1000 машин с моторами «Вокс холл» 1,3 ли «Форд» 1,6 л. С 1986-го выпускали вариант с «ниссановским» 1,8-литровым агрегатом. В 1988-м фирма перешла под контроль японской компании «Мидлбридж» и, дабы свести концы с концами, собирала такси «Метрокэб». Пос ледние «рилайенты-SS1» прода ли вовсе не отпрыскам королевского рода и вообще не сооте чественникам, а нескольким преданным поклонникам марки в странах Бенилюкса. Теперь британские родс теры покупали в ка честве коллекционных образцов – таким многое прощают. «Рилайенты» были типи чными, как говарива ли неког да на уроках литера туры, предс тавителями своей с траны, своей эпохи и своего класса. Элег антными, но с на летом любительщины, быстрыми, но прожорливыми и посредс твенно управляемыми, с ловом... неординарными, запоминающимися. В истории золотого века британских спортивных ав томобилей, который, по с ути, закончилс я вместе с «рилайентами», они оставили вс его несколько с траниц. Ярких страниц о «чисто английских машинах»....296 За рулем 06/2007