198
199
200
201
КОМПОНЕНТЫШИНЫ RUN FLATГлубокий выдохО шинах «ран флэт», способных работать в спущенном состоянии, слышали, наверное, все. Каково это – ездить на с дутых колесах, выяснял Сергей Мишин.Шины «атмосферного» давления появились не так давно, но понемногу набирают популярность. БМВ, к примеру , оснащает ими час ть своих ав томобилей, что позволяет отказаться от запасного колеса. Сегодня практи чески каж дый производитель имеет их в своем ассортименте, только предпочитает собс твенное название. «Брид жстоун» – RFT (Run-Flat Tyre), «Континенталь» – SSR (Self Suppor ting Run-Flat), «Г удьир» – EM T (Ex tended Mobility Technology) или RunOnFlat, «Мишлен» – Zero Pressure , а «Пирелли» – EUFORI@. Но принцип у всех один: при отсутствии дав ления в шине всю нагрузку берут на себя усиленные боковины. Ограничения – скорость при спущенном колесе не более 80 км/ч, максима льный пробег 80 км. Но после «безвоздушного» пробега все производители рекомендуют заменить шину новой. Р азве что «Г удьир» советует показа ть ее специа листу, который определит дальнейшую судьбу – возможно, она еще пос лужит. Только где сыскать специа листа такого уровня? Да и глаз у него – не рентген... Мы решили проверить, сколько реа льно сможет проехать «гвоздестойкая» шина.И как при этом ведет с ебя ав томобиль? Нам у далось найти летние шины «ран флэт» размерности 205/55R16 трех производителей: Continental PremiumContac t SSR, Goodyear Eagle NC T5 EM TиM ichelin Primacy HP ZP. Автомобиль – «Шкода-Октавия» без системы контроля давления. Особенности шин прояв ляются у же при монтаж е. Их созда тели говорят, что толстая иж есткая боковина тре бует специального оборудования. Мол, без «третьей руки» ( дополнительного рычага) такую не собра ть. Шиномонтажники с читают, что были бы руки золотые… Смонтировать такие покрышки можно на любом станке, а вот не поцарапать при этом диск сможет да леко не каж дый, даж е со спецоборудованием. Две спущенные шины по одному борту – маловероятно, но вс е же возможно, потому мы имитируем такой прокол и выпускаем воздух сразу из двух колес.РЕЖИМ 4х2Первое упражнение – выбег со скорости 80 км/ч. Сна чала на исправном ав томобиле, затем – с двумя «поврежденными» шинами. В первом варианте да льше вс ех ука тился «Гудьир», зато на спущенных колесах побе-Появление нитей корда на плече предупреждает об исчерпанном ресурсе «безвоздушного» пробега.198 За рулем 06/2007 дил «Мишлен». У «Конти» в любом состоянии выбег оказался короче других. А в общем – выбег на двух из четырех спущенных колесах сокращается вдвое (см. табл.). Это существенно отразится на расходе топли-ва, значит, «Мишлен» самый экономичный. Одновременно оцениваем курсовую устойчивость, шум и плавность хода. Прямее всех держится «Мишлен», а вот вильнуть от заданного направления активнейдругих стремится автомобиль на «Континентале». Оно и понятно – сопротивление качению у этих шин самое высокое. «Гудьир» практически не озвучивает опустошенное состояние, вся надеждаНа правах рекламыЗа рулем 06/2007 199 КОМПОНЕНТЫШИНЫ RUN FLATContinental PremiumContact SSRПроизводитель –Goodyear Eagle NCT 5 EMTПроизводитель –Michelin Primacy HP ZPПроизводитель –ГерманияГерманияИталияГлубина рисунка протектора – 7,4–7,6 мм Масса шины – 12,2 кг Твердость по Шору – 77/63* ед. Цена в Москве – 5600 руб. Особенности – асимметричный рисунок протектора На прямой машина с дв умя спущенными колесами норовит уйти в сторону, заставляя водителя постоянно подруливать. Плавность хода и уровень шума – средние. Самое большое сопротив ление ка чению в накачанном, а особенно в спущенном сос тоянии. Самое большое увеличение сопротивления качению при потере воздуха по сравнению с исправным состоянием. В любом сос тоянии сцепные свойс тва самые высокие. Тормозной путь – минимальный. Скорость при выполнении экс тремальных маневров – самая высокая. Потерю давления можно почувствовать только на прямой по уводу , треб ующему подруливания. В ос тальных с лучаях надеж да только на бортовую систему контроля. Ресурс спущенной шины превышает заявленную величину в два раза. Лучшие сцепные свойства в любых режимах движения ив любом состоянии. Большое сопротив ление ка чению, ощу тимый увод от прямолинейного движения, минимальный ресурс из всей компании. Резюме – с амые бе зопасные шины Run Flat во всех ре жимах движ ения ив экстрема льных ситуациях.Глубина рисунка протектора – 7,3–7,8 мм Масса шины – 10,8 кг Твердость по Шору – 77/69* ед. Цена в Москве – 5000 руб. На «пустых» шинах автомобиль слегка уходит от прямолинейного движения. Шум спущенной покрышки практи чески неотличим от накачанной. Сопротивление ка чению среднее в любом состоянии. Скорость на «перес тавке» – сама я низка я из всех, причем в любом состоянии. Хотя разница с лидирующим в этом упражнении «Континенталем» минимальна. По тормозам ус тупает «Конти» два метра в любом сос тоянии. Вмес те с тем на спущенном «Гудьире» уве личение тормозного пу ти минимально. Падение дав ления в шине невозможно отс ледить по изменению шума или поведения ав томобиля – надеж да только на сис тему контроля давления. Ресурс спущенной шины превышает заявленный в пять раз. Минимальное уве личение тормозного пу ти при потере давления. Самые скромные сцепные свойс тва из вс ей компании. Резюме – просто покрышки, не боящиес я проколов.Глубина рисунка протектора – 7,1–7,4 мм Масса шины – 12,7 кг Твердость по Шору – 75/63* ед. Цена в Москве – 4700 руб. Особенности – асимметричный рисунок протектора На прямой при дв ух спущенных колесах ав томобиль держитс я лучше других, практи чески не требуя подруливания. Спущенное колесо сильно шумит, ду блируя сигнализацию о снижении дав ления. Плавность хода в любом сос тоянии лучше ос тальных. Самое низкое сопротив ление ка чению. Выбег без давления в двух покрышках составляет 50% от исправного состояния. Сцепные свойс тва на «перес тавке» и в торможении – средние, а вот увеличение тормозного пути на «пустых» шинах составляет более 15% – самый большой прирост из всей группы. О том, что колесо опустело, подскажет громкий звук, издаваемый деформиру емой покрышкой. Ресурс спущенной шины превышает заявленный в семь (!) раз. Минимальное сопротивление ка чению, наибольший ресурс. Максимальное уве личение тормозного пути. Резюме – с амая вынос ливая шина из категории Run Flat.*В числителе – твердость новой шины, в знаменате ле – после испытаний.только на шта тную сис тему контроля за давлением шин – на с лух и по изменению поведения автомобиля определить утечку воздуха практи чески невозможно. За то сдутый «Мишлен» тарах тит как обычное спущенное колесо. Мягче вс ех, как в нака чанном, так ив «пустом» сос тоянии, «Мишлен». «Конти» и «Гудьир» по ощущениям – одинаково жесткие спортивные шины, не более. Максимальные боковые нагрузки дает «переставка» на сухом асфальте. Стоит ободу переднего колеса косну ться асфальта – полетишь через крышу. Потому момент выхода из первого коридораснаружи контролирует коллега, следя за тем, как складывается шина, и предупреждая водите ля по рации. Ког да меж ду ободом и дорогой ос тается менее 25– 30 мм (на г лаз), заезды ос танавливаем. Задача довольно с ложная – пойма ть быстротечные изменения. И весьма ответственная – а ну как пропустишь критический момент? Впереди в обоих сос тояниях «Континенталь», в с ередине – «Мишлен», позади – «Г удьир». Сниж ение скорос ти при выполнении маневра на спущенных колесах для вс ех шин практи чески одинаково – около 13%, хотя «Мишлен» чу ть впереди.Примечательно, что вс его за 5 км/ч до предела поведение ав томобиля ни чем не выдает спущенного «борта» – до 55 км/ч в управляемости не отме чается никаких проблем. Но с тоит чу ть уве личить скорость – и автомобиль перестает слушаться руля: в начале маневра возникает сильный снос, затем появляется занос, да такой, что машина встает поперек полосы. Обращаем внимание на то, что ни одна из шин даж е не попыта лась соскочить с обода. Следующий этап – экс тренное торможение с 80 до 5 км/ч, чтобы исключить погрешность АBS, которая при малой скоро-200 За рулем 06/2007 РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙМодельСопротивление качениюСкорость при «переставке»Тормозные свойства Выбег с 80 км/ч Выбег с 80 км/ч СнижениеПринакачан- При спущенных Снижение Тормозной путь Тормозной путь с 80 км/чУвеличение при накачанных при спущенных выбега, ных колесах, правых скорости, с 80 км/ч при нака-при спущенных тормозного колесах, мправых колесах, м%км/чколесах, м%чанных колесах, мправых колесах, мпути, % Continental PremiumContact SSR1190,1523,65670,861,413,324,327,914,8 Goodyear Eagle NCT 5 EMT1252,6591,252,869,460,213,326,429,812,9 Michelin Primacy HP ZP1221,0612,949,869,860,812,925,029,417,6сти работает не так четко. Сначала со всеми «полными» колесами, потом с двумя «пустыми». На обод и шину наносим метки, чтобы отследить их возможный относительный проворот. Лидирует «Континенталь», а посредине, как ив «переставке», – «Мишлен». Самая малая разница в изменении тормозного пути у «Гудьира», самое большая – у«Мишлена» (см. табл.). При торможении на разных шинах поведение автомобиля отличается. На «Конти» – легкий занос, на «Мишлене» он еще меньше, а «Гудьир» заставляет «Шкоду» рыскать передком, требуя от водителя повышенного внимания. Отметим, что ни одна шина не провернулась на ободе и во время торможения.ЗАПАС ЖИВУЧЕСТИОбычно спущенное колесо в движении очень быстро перегревается, а как обстоит дело с «ран флэт»? Для контроля температуры мы использовали инфракрасный термометр, позволяющий проводить замеры без остановки автомобиля. На торможении больше других нагрелся «Континенталь», на «переставке» – «Гудьир». «Мишлен» в обоих упражнениях остался самым холодным. Видимо, эти шины деформируются меньше остальных. А значит, и ресурс у них должен быть больше. Проверим? Скрупулезно подсчитываем пробег всех шин в спущенном состоянии во всех упражнениях. Оказалось – в пределах 45–50 км. Слабо пробежать еще?Поочередно на скорости 80 км/ч катаем каждую спущенную покрышку. «Континенталь» сдался первым – нити корда на плече появились при пробеге 167 км – двукратное перекрытие обещанных 80 км. С учетом того, что часть пробега была набрана при экстремальных упражнениях – очень неплохой результат. «Гудьир» обнажил корд при 423км – пятикратный запас. Победителем же оказался «Мишлен», пробежав 566 км – всемь раз больше заявленного. Впрочем, раз уж покрышку после пробега 80 км придется выбрасывать, в самом крайнем случае можно ехать до ее полного разрушения. И не стоит покупать «ран флэт» «б/у» – по внешнему виду невозможно определить, были шины использованы в спущенном состоянии или нет.На правах рекламы